ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Наименование инновационного проекта

«Перевод автотранспортных средств на использование в качестве моторного топлива компримированного природного газа КПГ»

Рекомендуемая область пременения

Автомобильная промышленность, автотранспортные предприятия, сельскохозяйственные предприятия.

Назначение, цели и задачи проекта

Проект предусматривает перевод автотранспортных средств и специальной техники на применение в качестве моторного топлива компримированного природного газа (КПГ). Реализация проекта позволит уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу, экономию денежных средств на моторное топливо в размере 55…60%.

Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы

 Рост автомобильного парка неизбежно сопровождается увеличением потребления жидкого топлива нефтяного происхождения и значительным загрязнением атмосферного воздуха. Постоянное увеличение стоимости бензина и дизельного топлива серьезно отражается на экономическом и финансовом положении автотранспортных предприятий. Для предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, рост цен на топливо составляет особую проблему: с одной стороны, стоимость перевозок определяется административными структурами города и области и не соответствует реальной себестоимости; с другой стороны, существует несколько групп населения, имеющих право на льготный или бесплатный проезд. В связи с этим многие пассажирские автотранспортные предприятия оказываются на грани банкротства.  Одним из вариантов выхода из кризисной ситуации является перевод автотранспортных средств на более дешевые виды топлива.

Кроме того, экономия  ценного углеводородного сырья  и борьба с загрязнением окружающей среды являются насущными проблемами не только для нашей страны, но и для всего мира.

Из большинства вариантов, предложенных специалистами всего мира, наиболее актуальным выглядит использование в качестве альтернативного моторного топлива газа, и в первую очередь природного газа.

Существует три вида газомоторного топлива: сжиженный пропан-бутан, получаемый из попутного нефтяного газа или нефти, компримированный (сжатый) природный газ (КГП) и сжиженный природный газ. Природный газ получают непосредственно из газовых скважин.

На пропан-бутане ездят в основном частные владельцы легковых автомобилей, «маршрутки» и малотоннажные грузовички. Эта смесь имеет ряд неприятных особенностей. Зимой такие машины с трудом заводятся. Пропан-бутан тяжелее воздуха и в случае утечки застаивается в низинах: в гаражных ямах, багажниках и салонах автомобилей, образуя взрывоопасную смесь. При сгорании пропан выделяет смолы, приводящие к засорению двигателя. Цена пропана приблизилась к цене низкооктановых бензинов. Он теряет свою коммерческую популярность еще и потому, что продолжает оставаться дефицитным видом топлива. Всех этих недостатков лишен компримированный природный газ.

Краткое описание предлагаемого технологического процесса

Компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) представляет собой полноценное топливо для автомобильных двигателей, не требующее существенной технологической обработки. Природный или бытовой газ на 98% состоит из метана. В отличие от жидкого топлива и сжиженного нефтяного газа (смесь пропан-бутана) простой состав природного газа позволяет ему быть лидером по экологическим показателям среди всех существующих видов автомобильного топлива. Продуктами его полного сгорания являются безвредные вещества - углекислый газ и вода. Именно поэтому мы не испытываем неудобств на наших кухнях, где иногда целый день горят газовые (метановые) горелки. Автомобиль, работающий на газе, служит дольше: детали поршневой группы меньше изнашиваются, необходимость менять масло и свечи возникает гораздо реже. Кроме того, метан полностью сжигается в камере сгорания, в отличие от пропана, который при сгорании выделяет смолы, приводящие к засорению двигателя. Пропорция расхода метан - бензин составляет 1:1, в то время как расход пропана в сравнении с бензином больше на четверть. Это самый дешевый вид топлива , а запасы природного газа многократно превосходят запасы нефти.      

Компримированный газ обладает всеми качествами полноценного топлива для двигателей внутреннего сгорания и является самым экологически чистым видом моторного топлива. Его использование не требует изменения конструкции автомобиля, оставляя возможность использования как бензина так и сжатого газа в качестве топлива. Необходима только установка газобаллонного оборудования (ГБО).

ООО «Орловский инженерно-технический центр», входящий в структуру инвестиционной компании ООО «Мега-групп», предлагает концепцию перевода автотранспортных средств и сельскохозяйственной техники предприятий Орловской области на использование в качестве моторного топлива компримированного природного газа. Разработаны конструктивные решения систем подачи газообразного топлива для  различных видов транспортных средств (бензиновых и дизельных) и сельскохозяйственной техники. Разработаны бизнес-планы для заинтересованных предприятий г.Орла и Орловской области с конкретными показателями экономии затрат и сроками окупаемости переоборудования транспорта. Переоборудование транспортных средств осуществляется специалистами ООО «Орловский инженерно-технический центр» с использованием производственных мощностей ООО «ОИТЦ».

Основными составляющими газобаллонного оборудования являются:

1. Редуктор. Обеспечивает ступенчатое снижение давления газа для подачи газовоздушной смеси в камеру сгорания. Редукторы отличаются друг от друга количеством ступеней регулирования и устройством систем пуска и холостого хода. Редуктор является основным узлом всей газотопливной системы, от его качества и долговечности зависит класс ГБО.

2. Газовый и бензиновый электроклапаны перекрывают подачу одного вида топлива при переводе двигателя на другой.

3. Мультиклапан - запорная арматура баллона. Мультиклапан ограничивает максимальное давление газа в баллоне, выполняет функции “отсечки” газа для обеспечения паровой подушки в баллоне, служит индикатором количества газа в баллоне.

4.  Баллон - стальная ёмкость для газового топлива. Варьируется форма и объём (от 30 до 280 л.). ). В случае использования компримированного природного газа применяются дорогостоящие баллоны высокого давления – стальные или металлопластиковые. Но установка газобаллонного оборудования легко окупается за счет высокого экономического эффекта от перехода на метановое топливо.

5. Переключатель видов топлива обеспечивает переключение работы двигателя с одного вида топлива на другой.

6. Смеситель обеспечивает приготовление газовоздушной смеси для двигателя. Существует множество видов смесителей, которые различны по своей конструкции и принципам работы. Смеситель подбирается индивидуально в соответствии с конструкцией двигателя.

Газ хранится в герметичном баллоне и под давлением поступает в редуктор. В нем происходит ступенчатое снижение давления, и газ поступает в смеситель через дозатор (в простой системе ГБО) или через газовые форсунки (в газовом инжекторе четвертого поколения) - распределенный впрыск.

Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии

Компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) как транспортное топливо стоит существенно меньше (по Постановлению Правительства РФ за № 31 от 15.01.93 – не дороже 50% стоимости бензина А-76) по сравнению с нефтяными моторными топливами. Стоимость смеси пропан-бутан приближается к стоимости бензина А-76.

Экологические характеристики КПГ выше по сравнению с нефтяными топливами за счет существенного снижения вредных выбросов в отработавших газах двигателя. При этом использование газа в качестве моторного топлива является в своем роде единственным экологическим мероприятием, затраты на которое окупаются прямым экономическим эффектом в виде экономии расходов на горючее для автотранспорта. (Любые другие экологические программы являются затратными).

По расчетам специалистов ООО «Орловский инженерно-технический центр» Орловский филиал ОАО «Пассажирская транспортная компания» мог бы экономить ежегодно 12 млн.рублей, МУ ПАТП №1 – 14 млн. рублей, МУП «Спецавтобаза» - 8 млн. рублей. В целом, экономия средств на моторное топливо составляет 55 – 60%. Возврат затрат на переоборудование автотранспортных средств происходит за время от полугода до двух лет для различных моделей автомобилей и режимов эксплуатации.

При реализации проекта в полном объеме планируется получить экономию средств на моторное топливо в размере 86 млн. рублей в год.

Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса

Энергосбережение.  Пропорция расхода КПГ в сравнении с бензином составляет 1:1, в то время, как расход пропана в сравнении с бензином больше на 25%. Экономится ценное энергетическое сырье – бензин и дизельное топливо.

Экологическая безопасность.      Применение компримированного газового топлива заметно снижает суммарную токсичность отработавших газов (выхлопа). Метан, в отличие от бензина и смеси пропан-бутан, сгорает полностью, не выделяя при горении смолы.

Трудосбережение. Межремонтный пробег двигателя увеличивается в 1,5-2 раза. В 1,5 – 2 раза сокращаются трудозатраты на ремонт автотранспортных средств.

Материалосбережение. Газовое топливо продлевает работоспособность двигателя. При работе двигателя на газовом топливе происходит более полное сгорание газовоздушной смеси, благодаря чему улучшаются условия смазки трущейся пары цилиндр - поршневые кольца, так как газовое топливо не смывает масло с их стенок и не растворяет его, снижает его расход на 10-15%.

Улучшается работа системы зажигания, срок службы свечей возрастает на 40%.

Вследствие уменьшения углеродистых осадков не накапливаются смолистые отложения в камере сгорания, и поэтому уменьшается нагарообразование на головке блока и на поршнях.

Снижается износ: гильзы цилиндра на 14%; поршней на 17%; шеек коленчатого вала на 57%; поршневых колец на 63%.

Экономия финансовых ресурсов.  Экономия денежных средств, затрачиваемых на моторное топливо, в размере 55 – 60%.

Новые потребительские свойства продукции

Компримированный газ - это высококачественное топливо с октановым числом около 105, поэтому ни в одном режиме работы двигателя не возникает детонация. Подтверждением этому служат объективные физико-химические свойства газов, такие, как температурные и концентрационные пределы самовоспламенения, которые у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива.
Масло при работе двигателя на газе можно менять реже, чем при заправке бензином, так как оно не разжижается, в меньшей степени подвергается загрязнению и дольше сохраняет свои свойства. Снижается и расход масла. Кроме того, двигатель работает ровнее и тише - газ легко смешивается с воздухом и равномерней наполняет цилиндры однородной смесью.
При правильно выбранном режиме работы двигателя на газовом топливе снижается уровень создаваемого им шума на 2-3 дБ, что особенно важно в условиях города, а сам двигатель начинает работать мягче.
При выработке газа двигатель останавливается не сразу, а прекращает работу через 2-4 км пробега.
Автотранспорт, укомплектованный газотопливной аппаратурой становится двухтопливным. Переход с газа на бензин и обратно осуществляется из кабины водителя переключателем. За счет возможности использования обоих видов топлива владелец транспортного средства всегда имеет выбор при неблагоприятных изменениях цен на нефтяное или газообразное топливо.

Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам

Продукция соответствует государственным стандартам

Стадия и уровень разработки

Проработаны бизнес-планы с конкретными показателями затрат и сроков окупаемости для предприятий Орловской области.

Предлагаемые инвестиции

130 млн. руб.

Рынки сбыта

Орловская область, г.Орел, муниципальный транспорт, сельскохозяйственная и специальная техника

Возможность и эффективность импортозамещения

Системы газобаллонного оборудования, предлагаемые ООО «ОТИЦ», могут успешно конкурировать с системами ГБО иностранного производства, разработаны специально для транспортных средств отечественного производства, а их стоимость гораздо ниже, чем у импортных образцов.

Возможность выхода на мировой рынок

Срок окупаемости (в месяцах)

16

Дата поступления материала

20.11.2007

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)