ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Наименование инновационного проекта

Рекуперативный тормоз для автомобильного транспорта

Рекомендуемая область пременения

Внутригородской пассажирский автомобильный транспорт

Назначение, цели и задачи проекта

Назначение предлагаемого проекта заключается в создании дополнительного тормозного устройства для внутригородского транспорта (маршрутные такси), обеспечивающего утилизацию энергии торможения автомобиля с целью сокращения расхода топлива.

Основной задачей проекта была разработка такого тормозного устройства с возвратом энергии торможения, которое не потребует существенного переоборудования трансмиссии автомобиля.

Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы

Для решения проблемы утилизации энергии торможения автомобиля, предлагались различные способы и устройства (например, тормозные устройства с маховиками, Япония). Проблема не получила практического разрешения, т.к. предлагаемые устройства существенно усложняли конструкцию и эксплуатацию автомобиля.

Рассматриваемое конструктивное решение не требует переоборудования автомобиля и встраивается в существующую трансмиссию как дополнительное устройство, а управление которым осуществляется от одной рукоятки в кабине водителя.

Краткое описание предлагаемого технологического процесса

Устройство включает муфту сцепления 1, выполненную в виде управляемой дисковой фрикционной муфты, соединяющей и разъединяющей трансмиссионный вал 2 с солнечным колесом 3 редуктора, выполненного в виде планетарной соосной передачи, содержащей также сателлиты 4, водило 5 и опорное центральное колесо 6 с внутренними зубьями. На выходном участке водила 5 установлена внутренняя обойма управляемой обгонной муфты двустороннего действия 7, наружная обойма которой прикреплена к ходовому винту 8 шариковинтовой передачи. Противоположный конец ходового винта 8 опирается на обгонную муфту 9, установленную на раме автомобиля 10. На ходовом винте 8 размещены гайки 11 и 12, соединенные между собой винтовой пружиной 13. Обе гайки снабжены соответственно ползунами 14 и 15, перемещающимися в направляющих 16, прикрепленных к внутренней поверхности соосного трубчатого вала 17, охватывающего снаружи шариковинтовую передачу. Трубчатый вал 17 установлен с одной стороны на выходном участке водила 5 посредством обгонной муфты 18, а с другой стороны - на ходовом винте 8 с помощью подшипника 19. На наружней поверхности трубчатого вала 17 закреплено управляемое стопорное устройство одностороннего действия 20, которое конструктивно может быть выполнено в виде храпового механизма. Стопорное устройство 20 с помощью тяги 21 соединено с рычагом управления тормозом 22, нижняя часть которого выполнена в виде вилки, взаимодействующей с муфтой сцепления 1, а верхняя часть перемещается в прорези направляющей планки 23, закрепленной на раме 10. На внутренней поверхности трубчатого вала 17 установлена автономная роликовая обгонная муфта одностороннего действия 24, внутренняя обойма которой жестко соединена с поводковой вилкой 25, управляемой обгонной муфты двустороннего действия 7.

Трансмиссионный вал 2 соединен с валом карданной передачи автомобиля 26 посредством шлицевого соединения и опирается на самоустанавливающийся подшипник 27, установленный на раме 10. Далее вал 26 с помощью универсального шарнира 28 соединен с последующим валом главной передачи 29, который с помощью универсального шарнира 30 соединен с валом заднего моста автомобиля 31, соединенным с колесами 32. Следует отметить, что позиции 26 - 32 сохраняют свое исполнение и назначение в автомобиле и не являются элементами рекуперативного тормоза.

Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии

В расчете на одно внутригородское маршрутное такси (газель, 16 мест) экономия топлива в течении одного дня составит 5-10 литров бензина, что соответствует годовому экономическому эффекту примерно 50 тыс. рублей на одну единицу транспорта. Применение устройства обеспечивает сохранение окружающей среды за счет уменьшения объема выхлопных газов при частых разгонах автомобиля.

Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса

Основной экономический эффект достигается за счет уменьшения расхода топлива в условиях частых остановок автомобиля

Сокращение выброса вредных веществ с выхлопных газов в окружающую среду

Новые потребительские свойства продукции

- увеличение КПД конструкции тормоза – рекуператора до 60-70 %;
- высокая социально-экономическая эффективность.

Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам

Продукция соответствует государственным стандартам и другим нормативно-техническим документам.

Стадия и уровень разработки

Предлагаемые инвестиции

1,2 млн. руб.

Рынки сбыта

Автотранспортные предприятия Российской Федерации и стран СНГ.

Возможность и эффективность импортозамещения

Возможности для импортозамещения нет

Возможность выхода на мировой рынок

Срок окупаемости (в месяцах)

6

Дата поступления материала

19.11.2006

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)