Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта «Разработка и освоение производства преобразователей частоты мощностью 1250 кВт на IGBT-транзисторах для тягового асинхронного элек-тропривода электровозов». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область пременения - магистральные электровозы постоянного тока напряжением питания 3000В |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначение, цели и задачи проекта Целью проекта является разработка и освоение серийного производства на базе ОАО "Электровыпрямитель" новых типов преобразователей (далее преобразователь М-ПТП-2400-У2) частоты мощностью 1250 кВт на IGBT-транзисторах для тягового асинхронного электропривода электровозов постоянного тока. Преобразователи М-ПТП-2400-У2 могут применяться, как при производстве новых электровозов, так и при модернизации существующего парка локомотивов. Применение преобразователя М-ПТП-2400-У2 позволяет увеличить тягово-энергетические характеристики электровозов, а также конструкционную скорость электровозов, и тем самым позволяет увеличить дальность вождения поезда одной локомотивной бригадой. При выполнении проекта были впервые в Российской Федерации разработаны и освоены в производстве на ОАО «Электровыпрямитель» мощные преобразователи частоты с широтно-импульсной модуляцией для тягового частотно-регулируемого асинхронного электропривода магистральных электровозов с использованием специально разработанных в транспортном исполнении IGBT-транзисторов собственного производства. А также разработано и изготовлено необходимое технологическое оборудование, созданы производственные мощности для серийного производства преобразователей М-ПТП-2400-У2 на базе ОАО "Электровыпрямитель". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы Проблема, на решение которой направлен проект – разработка статического преобразователя частоты мощностью 1250 кВт для питания трёхфазных асинхронных двигателей тягового электропривода переменного тока магистральных пассажирских и грузовых электровозов при их работе как в режиме тяги с бесконтактным реверсом хода, так и в режиме электрического реостатного и рекуперативного торможения на участках железных дорог, электрифицированных постоянным напряжением 3000 В. Появление мощных IGBT-транзисторов с токами до 1200 А и напряжением до 3300 В позволяет реализовать применительно к большим мощностям электровозов такие основные преимущества частотно-регулируемого тягового асинхронного электропривода с широтно-импульсной модуляцией (ШИМ), как увеличение тягового усилия на ось до 40% и скоростей выше 120 км/час; повышение надёжности и ресурса работы, улучшение регулировочных характеристик тягового электропривода; повышение экономии электроэнергии; снижение затрат на ремонт и обслуживание асинхронных двигателей и т.д. Для мощностей тяговых преобразователей более 1000 кВт требуются более сложные схемотехнические решения как для силовой части преобразователей, так и для цепей управления, защиты, диагностики, сигнализации. Возрастают на порядок проблемы с тепловым проектированием преобразователей и охлаждением IGBT-транзисторов, имеющих потери на каждый модуль до 1,5 кВт. Требуется микропроцессорное программное управление преобразователем с реализацией наиболее эффективных способов ШИМ и частотного регулирования (векторное управление). Решаются задачи ограничения коммутационных перенапряжений и организации схемотехнических решений по обеспечению требуемых эксплуатационных режимов работы для IGBT-транзисторов как ввиду отсутствия подобного отечественного опыта, так и ввиду отсутствия соответствующей элементной базы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание предлагаемого технологического процесса предназначен для применения на магистральных электровозах постоянного тока с асинхронными тяговыми двигателями (АТД) для преобразования постоянного напряжения контактной сети в трехфазное переменное напряжение, регулируемое по амплитуде и частоте для питания АТД в режиме тяги и преобразования переменного напряжения тяговых двигателей в постоянное в режиме электрического торможения. Основные параметры преобразователя Преобразователь предназначен для питания двух асинхронных тяговых двигателей магистральных пассажирских и грузовых электровозов при их работе как в режиме тяги, так и в режиме электрического рекуперативного или реостатного торможения на участках железных дорог, электрифицированных напряжением 3 кВ постоянного тока. Преобразователь выполнен на основе автономных инверторов напряжения (АИН) и состоит из: - входного LC-фильтра; - автономных инверторов напряжения, выполненных на базе IGBT-транзисторов; - одного тормозного бесконтактного импульсного ключа на IGBT-транзисторах (ТК); - резистора разряда емкости фильтра; - заземлителя; - устройства для снижения уровня электромагнитного шума и ограничения крутизны фронтов импульсов напряжения на выходе преобразователя; - встроенной микропроцессорной системы управления преобразователем (СУП); - блоков питания драйверов управления силовыми транзисторами (БПДР) (количество уточняется на стадии рабочего проектирования); - системы охлаждения; - комплекта измерительных датчиков тока, напряжения, цепей защиты и управления. Основные технические параметры преобразователя соответствуют таблице 1. Таблица 1
Продолжение таблицы 1
Требования по устойчивости к внешним воздействиям Преобразователь в части воздействия климатических факторов внешней среды соответствует климатическому исполнению У категории размещения 2 по ГОСТ 15150, ГОСТ 15543.1. При этом : 1) верхнее значение предельной рабочей температуры и температуры хранения окружающего воздуха преобразователя плюс 600С; 2) нижнее значение предельной рабочей температуры и температуры хранения окружающего воздуха преобразователя минус 500С; 3) верхнее значение температуры охлаждающего воздуха преобразователя плюс 450С; 4) нижнее значение температуры охлаждающего воздуха преобразователя минус 500С; 5) верхнее рабочее значение относительной влажности воздуха при температуре 200С – 98% 6) высота над уровнем моря не более 1200м. Для запуска и работы преобразователя при температурах окружающего воздуха ниже минус 350С используется подогрев его узлов, при этом время готовности преобразователя не более 1 часа. Возможно выпадение инея с последующим оттаиванием. Преобразователь в части воздействия механических факторов внешней среды должен соответствовать группе условий эксплуатации М25 по ГОСТ 17516.1 Гарантии изготовителя Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие изготовляемых преобразователей техническим условиям, технической документации, утвержденной в установленном порядке, при условии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации. Гарантийный срок эксплуатации составляет 2 года со дня ввода преобразователя в эксплуатацию, но не более трех лет со дня выпуска преобразователя заводом-изготовителем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Реализация темы позволит обеспечить увеличение объемов товарной продукции и поступление налоговых отчислений в бюджет Республики Мордовия в объеме 10920 тыс. рублей на объем выпуска 35 штук, что позволит окупить выделенные средства в течение 3 лет и 1 месяца. Создание новых производственных мощностей по изготовлению запланированного объема преобразователей М-ПТП-2400-У2 потребует создания дополнительно порядка 50 рабочих мест, что также положительно скажется на решении социальных вопросов в Республике. Разрабатываемые преобразователи М-ПТП-2400-У2 осваиваются в производстве в России впервые и пользуются спросом на отечественном рынке и в странах СНГ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Реализация темы позволит обеспечить увеличение объемов товарной продукции и поступление налоговых отчислений в бюджет Республики Мордовия в объеме 10920 тыс. рублей на объем выпуска 35 штук, что позволит окупить выделенные средства в течение 3 лет и 1 месяца. Создание новых производственных мощностей по изготовлению запланированного объема преобразователей М-ПТП-2400-У2 потребует создания дополнительно порядка 50 рабочих мест, что также положительно скажется на решении социальных вопросов в Республике. Разрабатываемые преобразователи М-ПТП-2400-У2 осваиваются в производстве в России впервые и пользуются спросом на отечественном рынке и в странах СНГ. Технико-экономическая эффективность. Исходные данные: Объем финансирования темы – 40000 тыс. руб., в том числе за счет средств республиканского бюджета – 10000 тыс. руб. Объем выпуска продукции за первые три года освоения: первый год – 5 штук, второй год – 10 штук; третий год – 20 штук. Цена реализации преобразователя М-ПТП-2400-У2 – 8000 тыс. руб. (без НДС) за один преобразователь. Уровень рентабельности производства нового преобразователя – 25%. Уровень налоговых отчислений в республиканский бюджет от объема получаемой прибыли – 19,5%. Поступления от продаж за три года освоения составит 8000х35=280000 тыс. руб. При этом величина прибыли от объема реализации продукции при заданном уровне рентабельности составит 56000 тыс. руб. При получаемом объеме прибыли налоговые отчисления в республиканский бюджет составят 10920 тыс. руб. В первый год производства 1560 тыс. руб., во второй год – 3120 тыс. руб., на третий год – 6240 тыс. руб. Бюджетная эффективность (срок возврата в бюджет РМ средств, вложенных в данный проект) составит 3 года 1 месяц. Окупаемость всех вложенных средств составит 4 года 11 месяцев. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые потребительские свойства продукции Применение преобразователя М-ПТП-2400-У2 на электроподвижном составе делает возможным использование асинхронных тяговых двигателей взамен коллекторных, что позволяет увеличить мощность электроподвижно-го состава и его силу тяги, снизить расходы на эксплуатацию, повысить на-дежность, улучшить использование сцепной массы, повысить энергетические показатели (КПД и коэффициент мощности) за счет применения экономич-ных способов регулирования мощности преобразователей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Продукция соответствует государственным стандартам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия и уровень разработки Результаты испытаний преобразователя М-ПТП-2400-У2 показали его высокие энергетические параметры, соответствующие техническим тре-бованиям заказчика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемые инвестиции 50 млн. руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рынки сбыта Рынком сбыта является Россия и страны СНГ, объём продаваемой продукции – 15-20 штук в год. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность и эффективность импортозамещения Разработанные преобразователи М-ПТП-2400-У2 по своим характе-ристикам обладают конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность выхода на мировой рынок |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок окупаемости (в месяцах) 59 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 15.11.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)