Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта Бесступенчатые трансмиссии транспортных и технологических машин. |
Рекомендуемая область пременения Малогабаритная компактная трансмиссия с бесступенчатым регулированием выходных параметров, с возможностью плавного разгона агрегата, для использования в составе: |
Назначение, цели и задачи проекта Основное назначение проекта – создание перспективных, высокоэффективных, поддающихся автоматизации, малогабаритных механических трансмиссий с двумя выходными валами, обеспечивающих глубокое бесступенчатое регулирование выходных параметров при высоком коэффициенте полезного действия. Известные регулируемые трансмиссии, например гидростатические, неприемлемые для маломощных транспортных и технологических машин по причине громоздкости, сложности, недостаточности коэффициента полезного действия и неудобства в эксплуатации и техническом обслуживании. Исходя из этого целями и задачами проекта являются: - упрощение конструкции и управления; - снижение материалоемкости и трудоемкости изготовления; - обеспечение оптимальных технологических режимов работы; - плавное трогание (разгон) машины; - автоматическая приспособляемость к внешним нагрузкам; - создание принципиально новых машин и агрегатов вследствие незначительных габаритов и массы предлагаемой трансмиссии. |
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы В серийных транспортных (иногда и технологических) машинах раздача крутящего момента по бортам от громоздкой многоступенчатой или иной коробки передач производится посредством муфты сцепления, дифференцированного механизма, раздаточных редукторов и т.п. Для маломощных машин это неприемлемо, но подобные схемы вынужденно используются. Для исключения этого недостатка предлагается оригинальная, многофункциональная, простая и легкая бесступенчато регулируемая трансмиссия с двумя действующими в противофазе преобразующими механизмами и с двумя выходными валами. Кинематическая схема такой необычной и компактной трансмиссии представлена на рис. 1. Трансмиссия включает два преобразующих механизма 1 и 2 (с двумя степенями свободы каждый), шарнирно смонтированных на ведущем валу 3; последний может присоединяться к двигателю с любой стороны. Трансмиссия имеет два ведомых (приводимых) вала 4 с маховиками 5. Продолжением опор наружных обойм 6 преобразующих механизмов являются цапфы 7, которые выведены за пределы корпуса и на которых посредством механизмов свободного хода 8 посажены цилиндрические шестерни 9 т 10. Каждая пара этих шестерен находится в зацеплении с промежуточным зубчатым колесом 11, образуя две пары передаточных звеньев со своим ведомым валом 4. Бесступенчатое регулирование обоих преобразующих механизмов производится одновременно с помощью одного устройства управления 12. Поводки 13 и 14 у каждого механизма различны и соединены с внутренними кольцами соответствующих механизмов, обеспечивая качание наружных обойм 6 в противофазе. За один оборот ведущего вала происходит передача двух импульсов движения на каждый выходной вал. При конструктивном исполнении данной малогабаритной трансмиссии (рис. 2) предусмотрено: в передаточных звеньях делительный диаметр промежуточного зубчатого колеса 6 больше соответствующих диаметров взаимодействующих с ним шестерен 5, размеры которых одинаковы. Это означает, что при поочередной передаче момента от шестерен к колесу (и далее на ведомый вал 7) реализуется дополнительное передаточное отношение. Механизм свободного хода на одной стороне развернуты на 180о по отношению к механизмам противоположной стороны. поэтому все шестерни и оба колеса с ведомыми валами 7 и маховиками 8 вращаются в одну сторону, с одинаковой угловой скоростью w2, и передаются одинаковые крутящие моменты. Особенностью устройства 9 с поводками 10 и 11 (рис.2) для управления преобразующими механизмами является наличие резьбового привода 12 с мелкой резьбой для плавного регулирования и самофиксации за счет самотормозящей резьбы. В этой трансмиссии углы качания наружных обойм преобразующих механизмов 1 и 2 одинаковы, оба механизма одновременно могут выходить в нейтральное положение и отключать передачу движения на выходные валы 7. Остальные конструктивные и кинематические особенности трансмиссии видны на рис. 2. |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса В нейтральном положении трансмиссии преобразующие механизмы 1 и 2 располагаются перпендикулярно ведущему валу 3 (угол наклона преобразующих механизмов q = 0). При вращении вала 3 качательное движение наружной обоймы механизмов (и прерывистое вращательное движение их валов 4) в этом случае не происходит. Вследствие этого при q = 0 трансмиссия несут дополнительную важную функцию муфты сцепления. при незначительном отклонении преобразующих механизмов (посредством резьбового привода 12, устройства 9 и поводков 10 и 11) приводятся в действие передаточные звенья – шестерни 5, центральные колеса 6 т ведомые валы 7. В этом случае передаточное число трансмиссии является максимальным – достигает 80, а угловая скорость w2 ведомых валов – минимальной. Это соответствует режиму трогания и разгону машины. Продолжая работать резьбовым приводом 12, увеличивают угол качания наружных обойм механизмов 1 и 2, при этом передаточное отношение уменьшается, а угловая скорость w2 возрастает – трансмиссия выходит на оптимальный технологический режим. Это соответствует углу качания наружных обойм преобразующих механизмов q = ±12…..±15о (суммарно 24……30о). Имеются разработки, в которых необходимый технологический режим работы трансмиссии поддерживается автоматически- в зависимости от внешней нагрузки. Испытания на стенде в различных режимах и различных внешних нагрузках подтвердили стабильность и надежность работы – с бесступенчатым и плавным регулированием выходных параметров (при постоянстве частоты вращения ведущего вала – вала электродвигателя 1500 мин-1). Некоторая неравномерность вращения ведомых валов не сказывается на производстве работ и в дальнейшей технологической «цепочке» сглаживается. |
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Технико-экономические показатели и технико-экономическое обоснование применения новой бесступенчатой транмиссии зависят от конкретной области применения, размеров, мощности и условий эксплуатации. Приведем один пример. Для небольших фермерских и малоземельных хозяйств, а также для малых сельскохозяйственных предприятий уже созданы (этот процесс далек от завершения) малогабаритные и маломощные мини-тракторы с силой тяги на крюке 0,4 тонн - силы (4 килоньютона). Такие тракторы характеризуются топливной экономичностью и незначительным негативным воздействием колес на почву Тракторы применяются не только на сельскохозяйственных, но и на транспортных работах, при наличии дополнительного оборудования – на технологических, например, грузовых операциях. Однако, несмотря на свою миниатюрность, трансмиссия мини-тракторов создается по принципу «больших» тракторов. Например, в колесных минитракторах имеется коробка передач, муфта сцепления, дифференциальный механизм, бортовые редукторы и т.п. В случае установки на мини-тракторы малогабаритной бесступенчато регулируемой трансмиссии с двумя преобразующими механизмами и с двумя выходными валами (рис. 1 и 2) силовая установка трактора существенно упрощается, масса трансмиссии и трактора в целом уменьшается на 20-25%, а эксплуатационно-технологические характеристики повышаются. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Упрощение конструкции. Исключается коробка передач, муфта сцепления, дифференциал и другие устройства, детали предлагаемой трансмиссии являются простыми с высокой степенью унификации. Упрощение системы управления. Отпадает надобность в манипулировании муфтой сцепления, управление сводится к плавному перемещению устройства 9 (рис. 2) посредством резьбового привода 12 и поводков 10 и 11, управление возможно при вращающемся ведущем вале 3 - на ходу и под нагрузкой. Энергосбережение. Экономия энергоресурсов достигается за счет бесступенчатого регулирования выходных параметров и оптимальных технологических режимов работы, а также за счет снижения инерционных нагрузок системы. Снижение материальных и трудовых затрат. Достигается за счет уменьшения габаритов и массы конструкции, уменьшения количества и упрощения деталей. |
Новые потребительские свойства продукции - снижение массо -габаритных характеристик; |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Продукция соответствует современным государственным стандартам. |
Стадия и уровень разработки Изготовлен и подвергнут испытаниям и всесторонним экспериментально - теоретическим исследованиям опытный образец трансмиссии с частотой вращения ведомых (выходных) валов 0……80 мин -1. Подтверждены заложенные конструктивно-кинематические решения. |
Предлагаемые инвестиции 1,2 млн. руб. |
Рынки сбыта Предлагаемая трансмиссия прошла основательную конструктивно-экспериментальную отработку и рекомендуется для широкого круга машин и агрегатов - преимущественно транспортного, подъемно-транспортного, тракторного, сельскохозяйственного и нефтепромыслового назначения; в частности в составе стендово-испытательного оборудования. Это относится к российским и зарубежным (страны СНГ) предприятиям машиностроения и, прежде всего, сельскохозяйственного машиностроения. |
Возможность и эффективность импортозамещения За рубежом аналогов нет. |
Возможность выхода на мировой рынок |
Срок окупаемости (в месяцах) 24 |
Дата поступления материала 06.08.2007 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)