Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта Организация производства автоматизированных систем контроля утечки тока троллейбусов – «АСКУТ». |
Рекомендуемая область пременения - городской электрический транспорт: троллейбусы. |
Назначение, цели и задачи проекта Основное назначение проекта – Разработка и производство надежных, доступных по цене для предприятий Городского электротранспорта, сигнализаторов утечки тока, устанавливаемых на каждую единицу подвижного состава. Цель проекта – выпуск на рынок оборудования, обеспечивающего контроль утечки тока подвижного состава троллейбусов, в конечном счете, повышающего его надежность и электробезопасность пассажирских перевозок. Задачи проекта: - разработка и производство «АСКУТ» на основе современных иннова-ционных направлений развития микроэлектроники исиловой электро-ники. |
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы Сегодня Россия - одна из стран с наиболее развитым электрическим транспортом. В 88 городах эксплуатируется троллейбусный транспорт, в 68 городах - трамвайный, в 6 городах – метрополитен, общий парк троллейбусов в России составляет 11,5 тыс. подвижных единиц (ПЕ) троллейбусного транспорта. На сегодняшний день на троллейбусных предприятих России эксплуатируются троллейбусы модели ЗиУ-9, ЗиУ-682, выпускаемые троллейбусным заводом им. Урицкого в г.Энгельсе Саратовской области. Отставание в обновлении парков троллейбусов за последние десять лет привело к тому, что более 50% подвижного состава, эксплуатируется за пределами срока амортизации. Последнее обстоятельство привело к старению изоляции высоковольтных цепей, в результате чего в сырую погоду имеют место случаи утечек тока на корпус троллейбусов, что представляет угрозу жизни пассажирам и обслуживающему персоналу. Отсутствие достаточных денежных средств у предприятий горэлектротранспорта в последние два десятилетия из-за отсутствия компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных пассажиров и отставание в обновлении парка подвижного состава позволяло выполнять только объемы, предусмотренные планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта и тем самым сохранить инвентарное количество подвижного состава. Естественное старение изоляции на подвижном составе, эксплуатирующемся за пределами срока амортизации, требует капитальной замены высоковольтных и низковольтных жгутов дорогостоящих медных проводов. До последнего времени троллейбусы, эксплуатируемые на предприятиях Краснодарского края и предприятиях России, не имеют на борту приборов контроля утечки тока, а устанавливаемые заводом-изготовителем на моделях, выпущенных в последние три года, “сигнализаторы контроля изоляции” имеют высокую отпускную цену и низкую степень надежности. В настоящее время контроль уровня утечки тока троллейбусов на предприятиях производится стационарными, установленными в депо и на конечных станциях, “измерителями-сигнализаторами тока утечки” (ТТУ г.Краснодара и др.), изготовленными как опытные образцы или «кустарным» способом на других предприятиях, что не обеспечивает достоверность и надежность контроля утечки тока, а отсутствие автоматизации процесса измерений допускает порой формальный подход к процессу контроля утечки тока. Учитывая, что утечки тока появляются во время эксплуатации подвижного состава на маршрутах, кроме стационарного способа контроля утечки тока в депо и на конечных станциях троллейбусы должны быть оборудованы бортовыми сигнализаторами. Недостатком использования только “Измерителей-сигнализаторов утечки тока троллейбусов” или измерителей ручного типа является то, что измерения утечки тока, проводимые в депо и на конечных станциях производятся при неопределенном, постоянно меняющемся от нагрузки напряжении контактной сети с одной стороны и имеющей место электрической проводимости автошин в сырую и дождливую погоду, создающую параллельную цепь измерительной цепи. Эти два неопределенных фактора вносят значительную погрешность в результаты измерения. Внедрение” АСКУТ” исключает эти факторы, чем обеспечивается истинность результатов измерений. Недостатками устанавливаемых в настоящее время заводом-изготовителем устройств контроля изоляции “Устройство УКИ” являются, кроме высокой отпускной цены, способность вызывать опасные для пассажиров токи утечки при собственной неисправности (УКИ подключены к напряжению 600 вольт), а также возможность выхода из строя при полном пробое изоляции на корпус троллейбуса. |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Предлагается блок-схема «Автоматизированной системы контроля утечки тока тролейбусов» - «АСКУТ» (фиг.1). Автоматизированная система контроля утечки тока расположена на корпусе троллейбуса и содержит измерительный участок 1, представляющий собой изолированный участок контактной сети, на котором размещен объект контроля - троллейбус 2. К корпусу троллейбуса подведено токосъемное устройство 3, выход которого соединен с первым входом блока 4 измерения утечки тока, второй вход которого соединен с первым выходом блока 5 измерительного напряжения, первый выход блока 4 измерения утечки тока соединен с блоком 6 регистрации уровня утечки тока на корпус каждого троллейбуса, второй выход - с блоком 7 звуковой и световой сигнализации, третий выход - с первым входом блока 8 коммутации напряжения контактной сети и измерительного напряжения, второй выход блок а 5 измерительного напряжения соединен со входом блока 9 контроля измерительного напряжения, третий выход блока 5 соединен со вторым входом блока 8 коммутации напряжения, имеющим прямую и обратную связь с контактной сетью и с блоком 10 контроля изоляции измерительного участка 1 относительно “земли”. Блоки 9 и 10 снабжены сигнализацией. Фиг.1. Принцип действия Работает автоматизированная система контроля утечки тока следующим образом. При въезде троллейбуса на измерительный участок и сбросе водителем пусковой педали автоматически снимается напряжение контактной сети с изолированного участка и подается на отключенный участок испытательное напряжение от стабилизированного, изолированного от земли, слаботочного источника, происходит измерение и сигнализация об уровнях утечки тока. При нажатии на пусковую педаль троллейбуса автоматически снимается испытательное напряжение и подается напряжение контактной сети на изолированный участок, троллейбус приводится в движение при условии, что уровень утечки тока ниже допустимого. При утечке тока больше нормы движение троллейбуса с измерительного участка блокируется и сигнализацией привлекается ответственный персонал для ремонта. Движение троллейбуса также блокируется при отсутствии хотя бы одного из напряжений: питающего «АСКУТ» или измерительного, а также при снижении сопротивления изоляции измерительного участка. Автоматическая коммутация напряжений на участок производится по сигналам датчиков тока, косвенно контролирующих общее сопротивление высоковольтных тяговых и вспомогательных цепей троллейбуса. В случае внедрения на предприятиях Горэлектротранспорта систем идентификации подвижного состава предлагаемой автоматизированной системы контроля утечки тока троллейбусов» - «АСКУТ» позволяет производить регистрацию измеряемых значений утечки тока по каждому троллейбусу. «АСКУТ» обеспечивает точность измерения утечки тока, позволяет автоматизировать процесс измерения в депо и на конечных станциях. Важным фактором является сокращение ручного труда при производстве измерений. Решение вышеуказанных задач привело к разработке автоматизированной системы контроля утечки тока. «АСКУТ» обеспечивает следующие режимы работы: - при въезде троллейбуса на изолированный участок отключает напряжение контактной сети при сбрасывании пусковой педали троллейбуса; - подает на отключенный участок испытательное напряжение от стабилизированного, изолированного от земли, слаботочного источника; - измеряет и сигнализирует об уровнях утечки тока; - при нажатии на пусковую педаль троллейбуса снимает испытательное напряжение и подает напряжение контактной сети на изолированный участок, блокирует движение троллейбуса с измерительного поста в случае превышения допустимого уровня утечки тока.
|
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Сегодня в 88 городах России эксплуатируется троллейбусный транспорт при общем количестве парков более ста. Отдельные города имеют по два и более парков. При внедрении автоматизированных систем контроля утечки тока троллейбусов – «АСКУТ» по одному в каждом парке и отпускной цене изделия 200 тыс. рублей Российской Федерации валовый годовой объем доходов на предприятии - изготовителе может составить 6,6 млн. рублей, при ежегодном объеме производства 30 единиц «АСКУТ». Предприятие-производитель также планирует, в перспективе, производство сигнализаторов утечки тока, устанавливаемых на подвижной состав. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Трудосбережение - Повышение электробезопасности персонала и перевозки пассажиров, тем самым сохраняется здоровье и жизнь людей. Энергосбережение – сокращение на 10% нерационального расхода электроэнергии троллейбусами, выпускаемых на маршруты с завышенными уровнями утечки тока. Экологическая безопасность - Устройство комплектуется безопасными, с точки зрения экологии, электронными компонентами ( например, датчиками и т.п.), что в конечном итоге способствует развитию и повышению конкурентоспособности экологически чистого городского электрического транспорта. |
Новые потребительские свойства продукции - повышение электробезопасности персонала и перевозки пассажиров; |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам определяются ГОСТами и подтверждаются сертификатами изготовителей электронных компонентов. |
Стадия и уровень разработки В настоящее время ведутся работы по усовершенствованию данной автоматизированной состемы, с целью расширения ее потребительских свойств. |
Предлагаемые инвестиции 5,25 млн. руб. |
Рынки сбыта Основными потребителями предлагаемой продукции являются предприятия России и ближнего зарубежья, эксплуатирующие подвижной состав – троллейбусы. |
Возможность и эффективность импортозамещения Да. Предлагаемое в проекте оборудование не имеет аналогов на мировом рынке аналогичной продукции. |
Возможность выхода на мировой рынок В связи с отсутствием зарубежных аналогов выход на мировой рынок целесообразен. |
Срок окупаемости (в месяцах) 34 |
Дата поступления материала 20.07.2007 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)