Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта «Разработка новой технологии получения З-метил-1-бутин-З-ола эффективной добавки к моторным топливам ЭКО-2» |
Рекомендуемая область пременения Автомобильный транспорт |
Назначение, цели и задачи проекта Проект относится к усовершенствованному способу получения З-метил-1-бутин-З-ола, который находит широкое применение в органическом синтезе, в частности, для производства высококачественного изопрена, лекарственных и душистых веществ. Он используется как основной компонент добавок к моторным топливам, снижающим их расход и повышающий эффективность их сгорания как ингибитор коррозии стали и водородной коррозии металлов [4] основа высокоэффективных неионогенных поверхностно-активных веществ семейства "сурфайнолов" [3, 4]. Второй целью настоящего проекта является разработка технологии получения добавок к моторным топливам на основе |
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы Известны способы получения З-метил-1-бутин-З-ола, заключающиеся в том, что ацетон подвергают взаимодействию с ацетиленом под давлением при температуре ниже 20°С в растворителе (обычно толуол, ксилол, простые эфиры спиртов и гликолей) в присутствии катализатора сильного основания, преимущественно КОН. Несмотря на высокий выход З-метил-1 -бутин-3-ола (67-93%), существенным недостатком большинства этих способов является, использование 3-8-кратного избытка щелочи по отношению к ацетону, что является причиной образования большого количества отходов, а также крайне затрудняет выделение и увеличивает стоимость целевого продукта. Применение ацетилена под избыточным давлением 8-17 атм делает процесс взрывоопасным, требует специального оборудования и особых защитных мер. Промышленный способ получения З-метил-1-бутин-З-ола, разработанный и применяемый такими зарубежными фирмами, как " Наиболее близким к заявляемому является способ получения диметилэтинилкарбинола, заключающийся в том, что ацетиленид натрия подвергают взаимодействию с ацетоном в диметилсульфоксиде (ДМСО) в присутствии избытка ацетилена при 20°С и получают целевой продукт с выходом 40% Недостатками этого способа являются использование безводного ДМСО, дорогого и опасного в обращении ацетиленида натрия и низкий выход продукта. |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Технической задачей настоящего проекта является повышение выхода З-метил-1-бутин-З-ола, конверсии ацетона и безопасности процесса. Эта задача решается описываемым способом получения З-метил-1-бутин-З-ола, заключающемся в том, что ацетилен подвергают взаимодействию с ацетоном при атмосферном давлении в присутствии каталитических количеств полугидрата гидроксида калия КОН -О.БНгН в ДМСО, содержащем 3-5% воды в качестве промотора реакции, при 10-30°С, преимущественно 15-25°С. Выход З-метил-1-бутин-З-ола 98% конверсия ацетона 96% Молярное отношение полугидрат гидроксида калия (КОН -О.БНгО^ацетон находится в интервале 0,06-0,6. При отношении менее 0,06 скорость реакции резко снижается и соответственно значительно увеличивается продолжительность процесса. При отношении больше 0,6 осложняется выделение З-метил-1-бутин-З-ола (увеличивается продолжительность стадии нейтрализации и операции фильтрования, значительно усложняется регенерация ДМСО, возрастает количество нейтрализующего агента и побочного продукта соответствующей калиевой соли). Объемное отношение ацетон:ДМСО находится в пределах 0,2-0,6. При меньшем содержании ацетона образуются реакционные смеси с пониженными концентрациями целевого продукта, что усложняет стадию его ректификации, в то время как при соотношении ацетон:ДМСО больше 0,6, скорость процесса резко снижается и становится технологически неприемлемой. Принципиальным параметром процесса является концентрация воды в ДМСО, которая играет роль промотора этинилирования ацетона, с одной стороны, и ингибитора полимеризации ацетилена, с другой стороны. Ее концентрация находится в пределах 3-5% При меньшей концентрации резко снижается растворимость и следовательно, активная концентрация катализатора полу гидрата гидроксида калия (КОН-О.бНгО) в реакционной среде, что приводит к торможению процесса этинилирования ацетона при одновременном увеличении скорости анионной полимеризаци и гидратации ацетилена в винилоксибутадиен При концентрации воды в ДМСО более 5% резко падает скорость этинилирования ацетона за счет снижения общей основности каталитической системы, а также из-за снижения растворимости ацетилена в реакционной среде. Оптимальный интервал температур (10-30 °с) обусловлен физико-химическими особенностями системы и механизмом реакции: при более низкой температуре реакционная смесь затвердевает, а при более высокой промежуточный комплекс З-метил- 1-бутин-3-ол-гидроксид калия распадается с образованием нежелательного побочного продукта соответствующего ацетиленового гликоля [22] Таким образом, отличительными признаками предлагаемой технологии являются проведение процесса при атмосферном давлении ацетилена, применение в качестве катализатора полугидрата гидроксида калия (КОН-О.бНгО), а в качестве активной реакционной среды диметилсульфоксида, содержащего 3-5% воды в качестве промотора каталитической системы и ингибитора побочных процессов. Процесс проводят следующим образом. Суспензию гидроксида калия в обводненном ДМСО насыщают ацетиленом, поддерживая температуру в интервале 10-30°С. Ацетон добавляют в реакционную смесь, поддерживая температуру в интервале 15-25 °С. По окончании процесса реакционную смесь фильтруют и нейтрализуют углекислым газом или аммониевыми солями сильных кислот, что препятствует деструкции З-метил-1-бутин-З-ола при дистилляции реакционной смеси. В противном случае, в следствие протекания побочных процессов, выход целевого З-метил-1-бутин-З-ола резко снижается. Подобные результаты наблюдаются при нейтрализации реакционной смеси сильными кислотами, применяемыми, как правило, для этой цели, поскольку в их присутствии диметилсульфоксид является сильным окислителем. Приведенные ниже примеры подтверждают обоснованность указанных выше интервалов температур (примеры 11-16), соотношения катализатор:ацетон (3-5, 8, 9), соотношения ацетон: ДМСО (6-10), концентрации воды (17-20). В примерах 1-16 концентрация воды в ДМСО составляет 3-5%. П р и м е р 1. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 20°С. Суспензию 50г (0,77 моля) полугидрата гидроксида КОН .0,5Н2О в 500 мл ДМСО интенсивно перемешивают и насыщают ацетиленом при 20°С. Через 1,5 ч, не прерывая подачи ацетилена и перемешивания, в течение 8 ч добавляют П р и м е р 2. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 20°С. Суспензию 50 г (0,77 моля) полугидрата гидроксида КОН -0,5Н2О в 500 мл ДМСО интенсивно перемешивают и насыщают ацетиленом при 20°С. Через 1,5 ч, не прерывая подачи ацетилена и перемешивания, в течение 8 ч добавляют Пример З. Молярное соотношение катализатор: ацетон составляет 0,06, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 20°С. Суспензию П р и м е р 4. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,04, объемное соотношение ацетон: ДМСО 0,4, температура реакции 20°С. Суспензию 8 г (0,12 моля) КОН -0,5Н2О в 500 мл ДМСО интенсивно перемешивают и насыщают ацетиленом при 20°С. Через 1,5 ч, не прерывая подачи ацетилена и перемешивания, в течение 26 ч добавляют П р и м е р 5. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,11, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 20°С. Суспензию П р и м е р 6. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,2, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,6, температура реакции 20°С. Суспензию П р и м е р 7. Молярное соотношение катализатор: ацетон составляет 0,15, во объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,8, температура реакции 20°С. Суспензию Пример 8. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,7, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,16, температура реакции 20°С. Суспензию П р и м е р 9. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,7, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,2, температура реакции 20°С. Суспензию Пример 10. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,6, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,2, температура реакции 20°С. Суспензию П р и м е р 11. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 15°С. Суспензию 50 г (0,77 моля) полугидрата гидроксида КОН -0,5Н2О в 500 мл ДМСО интенсивно перемешивают и насыщают ацетиленом, охлаждая смесь по мере насыщения ацетиленом с 20 до 15°С. Через 1,5 ч, не прерывая подачи ацетилена и перемешивания, в течение 11 ч добавляют 160г (2,8 моля) ацетона, поддерживая температуру реакционной смеси около 15°С, после чего смесь перемешивают еще 3 ч, нейтрализуют двуокисью углерода, отфильтровывают, фильтрат перегоняют. Получают П р и м е р 12. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон: ДМСО 0,4, температура реакции 25°С. Суспензию П р и м е р 13. Молярное соотношение катализатор: ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 10°С. Суспензию П р и м е р 14. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 30°С. Суспензию П р и м е р 15. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон: ДМСО 0,4, температура реакции 5°С. Суспензию 50 г (0,77 моля) полугидрата гидроксида КОН .0,5Н2О в 500 мл ДМСО интенсивно перемешивают и насыщают ацетиленом, охлаждая ее по мере насыщения ацетилена с 20 до 15°С. Через 1,5 ч, не прерывая подачи ацетилена и перемешивания, охлаждают реакционную смесь в течение 8 ч до 5°С, одновременно добавляя П р и м е р 16. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 35°С. Суспензию 50 г (0,77моля) полугидрата гидроксида КОН -0,5Н2О в 500 мл ДМСО интенсивно перемешивают и насыщают ацетиленом. Через 1,5 ч, не прерывая подачи ацетилена и перемешивания, в течение 3ч при температуре 35°С добавляют П р и м е р 17. Молярное соотношение катализатор: ацетон составляет 0,12, объемное соотношение ацетон: ДМСО 0,4, температура реакции 20°С. Суспензию П р и м е р 18. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,11, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 20°С. Суспензию 20г (0,31 моля) КОН .0,5Н2О в 500 мл ДМСО, содержащего 10% воды, интенсивно перемешивают и насыщают ацетиленом. Через 1,5 ч, не прерывая подачи ацетилена и перемешивания, в течение 20 ч добавляют П р и м е р 19. Молярное соотношение катализатор:ацетон составляет 0,12, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 20°С. Суспензию 20 г (0,35 моля) 98%-ного КОН в 500 мл ДМСО, содержащего 2% воды, интенсивно перемешивают и насыщают ацетиленом. Через 1,5 ч, не прерывая подачи ацетилена и перемешивания, в течение 12 ч добавляют П р и м е р 20. Молярное соотношение катализатор: ацетон составляет 0,11, объемное соотношение ацетон:ДМСО-0,4, температура реакции 20°С. Суспензию П р и м е р 21. По результатам испытаний на 40-литровой пилотной установке. Молярное соотношение катализатор: ацетон составляет 0,27, объемное соотношение ацетон:ДМСО 0,4, температура реакции 25 °С. Суспензию 2 кг (30,8 моля) полугидрата гидроксида КОН-0,5НгО в перемешивают и Через 1,5 ч, не ацетилена и выходом 98% молей) ацетона, использование промотирующими и полугидрата ДМСО интенсивно насыщают ацетиленом прерывая подачи перемешивания, в течение 11 ч добавляют 6,4 кг (112 молей) ацетона, поддерживая температуру реакционной смеси около 25°С, после чего смесь перемешивают еще 3 ч, нейтрализуют двуокисью углерода, отфильтровывают, фильтрат фракционируют. Получают |
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Себестоимость топливных добавок, получаемых по предлагаемой технологии ниже, чем при из получении без использования ацетилена по традиционным технологиям в 2-3 раза Применение новой технологии позволяет снизить эксплуатационные расходы, исключить поставку дорогостоящих реагентов (основа получения добавок – легкодостопный ацетилен), что экономит от 8 до 12 млн. рублей в год. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Применение инновационной технологии позволит обеспечить: - оптимизацию процесса путем использования ацетилена при атмосферном давлении в присутствии каталитических количеств полугидрата гидроксида калия КОН -О.БНгН в ДМСО, содержащем 3-5% воды в качестве промотора реакции, при 10-30°С; - увеличение селективность процесса (до 90%) и выхода продукта (до 96%); - Снижение энергоемкости (на 50-70%); - Повышение экологической безопасности. |
Новые потребительские свойства продукции По данным испытаний, проведенных в Восточно-Сибирском НИИ автомобильного транспорта на стендовой установке (на базе двигателя к автомобилю ЗИЛ-130), добавка ЭКО-2, разработанная на основе З-метил-1-бутин-З-ола: |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Продукция соответствует государственным стандартам |
Стадия и уровень разработки Проедены испытания добавки ЭКО-2 в Восточно-Сибирском НИИ автомобильного транспорта на стендовой установке (на базе двигателя к автомобилю ЗИЛ-130). |
Предлагаемые инвестиции 0,3 млн. руб. |
Рынки сбыта Российская федерация: все регионы, Китай, Корея, Монголия |
Возможность и эффективность импортозамещения Предлагаемая в проекте технология и оборудование для ее реализации не имеет аналогов на мировом рынке аналогичной продукции и услуг. |
Возможность выхода на мировой рынок |
Срок окупаемости (в месяцах) 24 |
Дата поступления материала 18.06.2007 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)