Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта «Производство анализаторов для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел» |
Рекомендуемая область пременения Нефтеперерабатывающая промышленность. |
Назначение, цели и задачи проекта Назначение - Экспресс-анализаторы предназначены для контроля качества автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел. Цель - Повышение оперативности экспресс-анализа автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел. Задача - Производство анализаторов контроля качества автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел |
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы Внастоящее время в России известны приборы для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел, которые работают на основе эффекта диэлектрической проницаемости вещества, например, «октанометры». Они предназначены для экспрессного определения октанового числа бензинов или цетанового числа дизельных топлив с помощью переводных таблиц (как правило - электронных, встроенных в память измерительного прибора) по корреляционной зависимости между электрической емкостью продукта и значениями октанового или цетанового числа, которые определяют для бензинов с помощью моторного исследовательского методов, а для дизельных топлив – с оценкой воспламеняемости по сравнению с эталонными топливами или по химическому составу в шкале цетановых чисел (процентному (по объему) содержанию цетана (гексадекана) С16Н34 в смеси с альфа-метилнафталином, эквивалентной по самовоспламеняемости испытываемому топливу при сравнении в стандартных условиях). Преимуществом такого способа определения эксплуатационных свойств – является быстрота анализа, недостижимая стандартными способами. Недостатками – являются необходимость постоянной коррекции переводных таблиц и высокие требования к чистоте измерительной ячейки. Приборы ведут себя непредсказуемо при попадании в измерительную ячейку влаги и имеют ограниченный диапазон определяемых технологических параметров в связи с самим принципом их работы. Данная проблема решается предлагаемым анализатором новой конструкции для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел. Используя аналогичные переводные таблицы для определения октановых и цетановых чисел между магнитно-резонансными характеристиками и значениями октановых и цетановых чисел, определяемых стандартными методами, работа анализатора остается такой же экспрессной, но с явными преимуществами. Во-первых, измерительные ячейки не боятся попадания влаги – прибор не шунтируется, как в случае аналогов, а продолжает работать, причем при использовании соответствующего режима измерения – позволяет определять содержание воды в пробе. Использование в составе анализатора блока регулирования температуры пробы позволяет определять параметры, недоступные для аналогов (например, вязкость и фракционный состав). В том числе, анализатор может быть выполнен с функциями расходомера жидкостей. |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Предлагаемый анализатор для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел состоит из новой модели (усовершенствованной конструкции) магнитной системы, электронного блока, управляемого через компьютер, с помощью специального программного обеспечения, и испарителя жидкости. Производство анализаторов планируется производить с помощью изготовления отдельных узлов и блоков на специализированных предприятиях по чертежам и схемам, представляемых автором проекта на договорных условиях субподряда, окончательная сборка и настройка – группой специалистов под руководством автора проекта. Предлагаемая технология позволяет расширить технологические возможности определения фракционного состава жидкостей, а следовательно, изменить характер процесса определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел. Технологический процесс изготовления экспресс- анализаторов, оставаясь в основном одинаковым для всех случаев, для отдельных блоков имеет отличия изготовления в зависимости от назначения и специализации прибора (настольный лабораторный, переносной для полевых исследований, стационарный или проточный монтируемый в технологическую линию, погружаемый и др.). 1. Изготовление магнитной системы. В зависимости от назначения прибора и способа измерения магнитная система и датчик ЯМР изготавливается применительно к условиям расположения анализируемой пробы исследуемого вещества в датчике. Магнитная система изготавливается из плоскопараллельных пластин магнитомягкого и магнитотвердого материалов. Поэтому при изготовлении магнитной системы используются преимущественно фрезерные и шлифовальные работы. Причем все параметры , включая габаритные размеры и качество обработки пластин из магнитотвердых материалов поручается предприятию – изготовителю постоянных магнитов. Технической задачей является создание простой в изготовлении, малогабаритной и удобной в эксплуатации конструкции магнитной системы с возможностью повышения однородности магнитного поля. Для чего магнитная система выполнена из плоскопараллельных пластин (причем, плоскопараллельные пластины выполнены цельными, одинакового размера из магнитомягкого материала) и соединены с боковыми пластинами, выполнеными наборными из пластин постоянных магнитов одинакового размера и пластин магнитомягкого материала, которые установлены с юстировочным зазором между пластинами постоянных магнитов и заключены в замкнутый магнитопровод в виде каркаса с воздушными зазорами . Одна из цельных плоскопараллельных пластин предыдущего сегмента, через раздвижной упор, соединена со следующей цельной плоскопараллельной пластиной и ее боковыми пластинами, с образованием следующего сегмента. К боковым сторонам каждого сегмента установлены пластины радиаторов, которые жестко соединяют сегменты в один магнитный блок, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с постоянным магнитным полем. Внутри каждого внутри воздушного зазора каждого сегмента на каждой из сторон цельных плоскопараллельных пластин установлено устройство для коррекции магнитного поля и теплообменник с камерой для датчиков ядерного магнитного резонанса и термодатчиков, при этом, теплообменник с надетым на него кожухом, и вместе с камерой, установлен в термоизолятор. Термопарные датчики установлены в нижней части этой камеры теплообменника, а в верхней части теплообменника, на его крышке, установлены оптические волноводы для прохождения по ним оптического излучения, с обеих сторон теплообменника, в нижней его части, установлены оптические волноводы для инфракрасного излучения. Нижняя часть теплообменника имеет широкое основание, нижняя грань которого представляет собой контактную поверхность для теплообмена, а верхняя его часть выполнена в форме пустотелого цилиндра, во внутреннюю часть которого для каждого датчика ЯМР установлена камера, в которую помещается пробирка с пробой, а каркас магнитного блока установлен под любым удобным для работы углом до 90° к горизонтальной плоскости основания, выполненного из диамагнитного материала.
Магнитная система состоит из замкнутого магнитопровода, в виде каркаса, с воздушными зазорами между плоскопараллельных пластин, выполненных цельными и одинакового размера из магнитомягкого материала, боковых пластин постоянных магнитов, выполненных толщиной 5 – Боковые пластины постоянных магнитов имеют одинаковые размеры ( например, 50х25х10 мм) и установлены друг за другом разноименными полюсами по углам граней цельных плоскопараллельных пластин, между гранями обращенных друг к другу рядом расположенных пластин, вследствие чего, боковые пластины постоянных магнитов соединены между собой силой притяжения разноименных полюсов магнитов.
К боковым сторонам каждого сегмента установлены пластины радиаторов, которые жестко соединяют между собой сегменты вместе с цельными плоскопараллельными пластины и боковыми пластинами в один компактный магнитный блок, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с постоянным магнитным полем. В воздушные зазоры установлены теплообменники с камерами для датчиков ядерного магнитного резонанса и термопарных датчиков. Теплообменники с надетыми на них кожухами установлены в термоизолятор. Внутри воздушного зазора каждого сегмента, на каждой из сторон цельных плоскопараллельных пластин, собранных по сегментам в магнитный блок, установлено устройство для коррекции магнитного поля, выполненное, например, в виде двухсторонней плоской катушки для подмагничивания, на которое с обеих сторон уложен токопроводящий материал, в виде спирали, витки которой, с одной стороны устройства воспроизводят форму витков этой же спирали на противоположной стороне устройства, причем, витки спирали покрыты влагостойким электроизоляционным материалом. В нижней и верхней части теплообменников установлены оптические волноводы для оптического и инфракрасного излучения.
Между каркасом и термоизолятороми установлена вентиляционная шахта. Каркас магнитной системы соединен нижней частью с основанием, под любым удобным для работы углом до 90° к горизонтальной плоскости основания, которое выполнено из диамагнитного материала для жесткости скрепления всей конструкции устройства. 2. Изготовление корпусов с теплообменниками для размещения датчиков ЯМР. Изготовление датчиков ЯМР – 1 штука на комплект для одноканального ЯМР и N –штук для N-канального ЯМР анализатора. Преобладают токарные работы. 3. Изготовление приемно-передающего тракта. Изготовление приемно-передающего тракта осуществляется путем заказа сторонним организациям на изготовление печатных плат по электронным шаблонам этих плат, представляемых автором. Наполнение печатных плат приемно-передающего тракта электронными компонентами, монтаж и настройка осуществляется подготовленными специалистами – электронщиками. 4. Программное обеспечения для управления анализатором для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел представляется автором проекта. Программное обеспечения для управления анализатором выполняется в соответствии с эксплуатационными характеристиками анализатора по алгоритмам, обеспечивающим методику автоматического измерения соответствующих параметров без участия оператора. |
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Цель достигается за счет использования в производстве анализаторов для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел, магнитной системы, обладающей рядом преимуществ: -проста конструкции и ее малогабаритность, вместо 70 кг она весит 5 кг; -возможность размещения в магнитной системе нескольких датчиков ЯМР; -возможность автономного управления температурным режимом в каждом датчике ЯМР; -сокращение в 10 раз времени настройки магнитной системы; - повышение устойчивости к климатическим условиям к механическим воздействиям, в том числе к вибрациям; - возможность использования методики для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел. Особенно перспективно применение анализаторов в технологической линии (например, на бензоколонках) для обеспечения непрерывного контроля качества автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел. Причем, работоспособность прибора и точность определяемых анализатором параметров не зависят от капризов погоды и случайного попадания влаги в измерительную часть. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса На производство одного анализатора для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел расходуется: - Трудозатраты - 200-240 час - Энергозатраты– от 5 до 25 кВТ/ч в зависимости от конструкции. - Природосбережение – не используются технологии, приносящие ущерб природе. Производство анализаторов для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел упрощается за счет усовершенствованной конструкции магнитной системы. |
Новые потребительские свойства продукции - малые габариты; |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Все материалы, за исключением радиодеталей – отечественного производства. |
Стадия и уровень разработки |
Предлагаемые инвестиции 3 млн. руб. |
Рынки сбыта Вид - Анализаторы для определения эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, дизельных топлив и автомобильных масел для исследований – полнофункциональные устройства с расширенными возможностями программного обеспечения: |
Возможность и эффективность импортозамещения Да.С целью устранения недостатков, характерных для анализаторов, работающих на принципе измерения диэлектрической проницаемости продукта (например, чувствительность к загрязнениям измерительной ячейки – влага и др. на контактах измерительного элемента, приводящих к шунтированию прибора), замещаются измерительные ячейки анализаторов в связи с изменением способа регистрации измеряемых параметров на магнито-резонансные способы. Возможность импортозамещения в первую очередь определяется наличием авторских разработок ничем не уступающим по качеству аналогам - анализаторам работающим с диэлектрическим проницаемости, а эффективность - за счет потенциально низкой стоимости новых разработанных анализаторов, в сравнении с другими отечественными или зарубежными аналогами и использования авторских методик измерения. |
Возможность выхода на мировой рынок |
Срок окупаемости (в месяцах) 24 |
Дата поступления материала 02.07.2007 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)