Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта «Двухтопливная система трактора» |
Рекомендуемая область пременения Тракторо- и двигателестроение |
Назначение, цели и задачи проекта Улучшение эксплуатационных показателей тракторов путем обогащения воздушного заряда на такте впуска углеводородным активатором (бензинами, спиртами, биотопливными композициями и др.), подаваемого во впускной трубопровод дизеля дополнительной впрысковой системой в количестве, замещающем основное дизельное топливо в зависимости от нагрузочно-скоростного режима. |
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы Основным потребителем моторных углеводородных топлив нефтяного происхождения в АПК РФ является автотракторная техника. Причем доля такой техники, оснащенной поршневым дизельным двигателем, в общей структуре машинно-тракторного парка возрастает из года в год. Такая тенденция характерна и для зарубежных производителей с.-х. продукции. К настоящему времени дизели достигли высокого уровня совершенства. Однако опыт использования дизелей на тракторах с.-х. назначения показывает, что темпы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по улучшению их технико-эксплуатационных показателей в последние годы снизились. Одной из основных причин этого, на наш взгляд, является недостаточная информативность, некоторый «консерватизм», а зачастую и нежелание заводов-производителей использовать научные идеи с целью доведения их до практического применения, причем во многом из-за слабых творческих связей между вузовской наукой и производством. Примером этого может служить достаточно широко известный специалистам в области двигателе- и тракторостроения способ обогащения воздушного заряда углеводородным активатором (бензином, керосином, спиртом и др.) путем подачи последнего во впускной трубопровод дизеля на такте впуска. Наиболее известным техническим решением, реализующим данный способ, является устройство, выполненное в виде карбюратора, распылитель которого сообщен с впускным трубопроводом дизеля. При падении давления во впускном трубопроводе на такте впуска активатор начинает вытекать из распылителя и перемешиваться со свежим зарядом. При этом в цилиндры двигателя поступает уже не воздух, а смесь, состоящая из воздуха и активатора в определенном процентном соотношении. Основным препятствием к широкому применению этого способа на автотракторной технике явилось отсутствие на тот момент «думающих» устройств, которые бы обеспечивали точную дозировку необходимого количества активатора в зависимости от нагрузочного, скоростного и теплового режимов работы дизеля. От точности дозировки того или иного вида активатора и качества перемешивания его с воздухом зависит и величина получаемого эффекта по мощности дизеля, расходу топлива, содержанию вредных веществ в отработавших газах и другим показателям. Для этого на тракторе наряду со штатной системой подачи дизельного топлива дополнительно устанавливается впрысковая система, содержащая электрический насос, электромагнитную форсунку, электронный блок управления и датчики скоростного и нагрузочного режимов, температуры охлаждающей жидкости и допустимого снижения напряжения. Такая система получила название «двухтопливная система». |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Двухтопливная система, наряду со штатной системой подачи дизельного топлива, дополнительно содержит систему электронного впрыска, которая позволяет обогащать воздушный заряд автомобильными и авиационными бензинами, спиртами, авиационным керосином, биотопливом, биодитотопливными композициями и другими видами топлива на различных нагрузочно-скоростных режимах путем впрыска во впускной трубопровод, причем в количестве, замещающем основное дизельное топливо в суммарном массовом расходе комплексного топлива (дизельное топливо + углеводородный активатор). Для этого у топливного насоса высокого давления цикловая подача дизельного топлива, путем регулировки на безмоторном стенде, занижается на величину впрыскиваемого активатора (обычно на 10-30% меньше нормативного значения для данной модели дизеля). Система электронного впрыска содержит электрический насос 23 (рис. 1), сообщенный с емкостью 1 для активатора, электромагнитную форсунку 9, установленную во впускном трубопроводе 10 дизеля, электронный блок управления 19, электрически соединенный через датчики 15 и 7 скоростного и нагрузочного режимов с источником питания 16. Подключение электронного блока 19 и электронасоса 23 к источнику питания 16 происходит автоматически по сигналам датчиков 17 и 18 температуры охлаждающей жидкости и допустимого снижения напряжения в бортовой сети соответственно при температуре 50+5°С и напряжении 9-14 В, а отключение – при температуре 95+5°С и напряжении ниже 9 В. После пуска и прогрева дизеля, в зависимости от нагрузочно-скоростного режима, информативные сигналы от соответствующих датчиков поступают в электронный блок, который формирует командный импульсный сигнал по величине напряжения и посылает его в обмотку электромагнитной форсунки. При напряжении низкого уровня обмотка обесточивается, игла форсунки закрывается и подача активатора через форсунку прекращается. При напряжении высокого уровня в момент такта впуска подача активатора через форсунку возобновится. С изменением нагрузочно-скоростного режима дизеля меняются параметры (длительность и пауза) управляющих импульсных сигналов, а следовательно, и количество подаваемого активатора через форсунку. Электромагнитная форсунка и электронасос являются штатными узлами системы электронного впрыска бензинового двигателя. Бак для дополнительного топлива и фильтр-отстойник взяты из системы питания пускового двигателя. В качестве датчиков нагрузочного и скоростного режимов использованы соответственно потенциометрический датчик перемещения рейки топливного насоса высокого давления и индуктивный датчик частоты вращения коленчатого вала. В основе электрической схемы электронного блока впрысковой системы лежит генератор прямоугольных импульсов. Общий вид впрысковой системы трактора представлен на рисунке 2. Рисунок 1 – Схема двухтопливной системы трактора: 2 – кран расходный; 8 – топливопровод высокого давления; 11 – форсунка топливная; 12 – трубопровод выпускной; 13 – цилиндр двигателя; 14 – маховик; 20 – ТНВД; 21 – насос ручной подкачки; 22 – насос подкачивающий (остальные позиции в тексте) |
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Анализ выполненных теоретических (табл. 1, 2) и экспериментальных исследований тракторного дизеля 4Ч11/12,5 (Д-240) на режимах номинальной мощности, максимального крутящего момента, частичных нагрузок и холостого хода при работе на товарном дизельном топливе Л-0,2-62 без обогащения воздушного заряда и с обогащением воздушного заряда активатором в количестве 10, 20 и 30% от нормативного часового расхода дизельного топлива, предварительно заниженного на величину подаваемого активатора, показывает, что наилучшие показатели рабочего цикла, мощностные, экономические и экологические показатели дизеля достигаются на режиме номинальной мощности при 10%-ной подаче активатора. На режиме холостого хода наименьший расход топлива и дымность отработавших газов наблюдаются при работе дизеля с 20%-ным обогащением. Так, например, на номинальном режиме при подаче бензинов АИ-92, А-76 и спирта коэффициент избытка воздуха уменьшается соответственно на 12%, 8% и 2% (рис. 10). В основном это объясняется тем, что теоретический расход воздуха, необходимый для сгорания комплексного топлива (дизельного топлива и активатора), увеличивается, а действительный – уменьшается по причине снижения коэффициента наполнения вследствие возрастания максимальной температуры цикла. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса - |
Новые потребительские свойства продукции - снижение металлоемкости; |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам |
Стадия и уровень разработки |
Предлагаемые инвестиции 5 млн. руб. |
Рынки сбыта Организации, эксплуатирующие автотракторную технику (тракторы, комбайны, автодорожная техника; техника, используемая в мелиорации и др.). |
Возможность и эффективность импортозамещения Предлагаемая в проекте технология и оборудование не имеет аналогов на российском рынке аналогичной продукции и услуг. |
Возможность выхода на мировой рынок |
Срок окупаемости (в месяцах) 18 |
Дата поступления материала 27.04.2007 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)