Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта Вихревые технологии и устройства для подготовки и подачи распыленного топлива для тепловых двигателей и установок |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область пременения в проектах модернизации существующих и создания новых типов двигателей внутреннего сгорания, энергетических и тепловых установок; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначение, цели и задачи проекта Основное назначение проекта – разработка методов управления процессами образования горючей смеси и ее подачи в камеры сгорания с использованием вихревых термодинамических диспергаторов-распылителей жидких и порошкообразных материалов. Проект предполагает разработку ресурсосберегающей технологии и устройств для приготовления мелкодисперсной воздушно-жидкостной аэрозоли топлива и ее подачи в камеры сгорания с использованием вихревых термодинамических диспергаторов-распылителей. Целью проекта является отработка технологии диспергирования в воздухе разнородных видов жидкого топлива с целью приготовления, топливной смеси, состав и структура которой обеспечит ее полное и эффективное сгорание. Задачи проекта – разработка конструкций вихревых термодинамических диспергаторов-распылителей и их внедрение в существующие устройства подготовки и подачи топливной смеси для питания тепловых установок: двигателей внутреннего сгорания для силовых и энергетических установок различных видов, тепловых установок, применяющихся для отопления помещений и теплоснабжения технологического оборудования, с целью: повысить КПД различных типов тепловых двигателей и установок на 5–10 %, снизить расхода топлива на 5 – 10 %. уменьшить экологическую нагрузку на природу и связанное с этим сокращение расходов на поддержание экологической чистоты окружающей среды. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы В качестве приводов энергетических и силовых установок чаще всего используются двигатели внутреннего сгорания, работающие, как правило, на жидком органическом топливе. Тепловые установки, применяемые для отопления производственных, общественных и жилых объектов используют жидкие, газообразные и твердые виды органического топлива. На долю транспорта приходится 1/3 доля вредных выбросов в атмосферу, создаваемых в результате деятельности человека. По прогнозам зарубежных аналитиков со ссылкой на данные ОПЕК мировые запасы нефти могут обеспечить потребности населения Земли на 10…20 лет, газа на 80…100 лет. Основными потребителями нефтепродуктов в настоящее время являются наземные транспортные средства и они же наиболее приспособлены к переходу на альтернативные виды топлива.В связи с этим в ближайшем будущем встанет проблема перевода тепловых двигателей силовых и энергетических установок на альтернативные виды топлива, в качестве которых могут использоваться и гибридные виды топлива: «газ - жидкость», «газ - твердое топливо», что потребует разработки принципиально новых систем питания. Существующие тепловые двигатели энергетических установок различного назначения, двигатели внутреннего сгорания автомобильной и тракторной техники и др. используют традиционные схемы образования и сжигания топливной смеси. Эффективность их работы в значительной мере зависит от климатических условий эксплуатации (высокогорье, высокая температура воздуха и др.). В качестве технических причин недостаточно эффективного использования возможностей тепловых двигателей можно назвать: использование традиционных систем питания, практически исключающих возможность количественного регулирования качества топливовоздушной смеси в зависимости от условий и параметров работы теплового двигателя; использование схем сжигания жидких, газообразных и твердых топлив, исключающих возможность управления процессами горения. Как правило, эти установки имеют относительно невысокие КПД (20…45%) и обеспечивают полноту сгорания топлива (75…95%), создают существенную экологическую нагрузку на окружающую среду. Для современных тепловых двигателей характерно неполное сгорание топлива в связи с неудовлетворительной организацией процессов подготовки компонент топлива, организации смесеобразования и подачи топливной смеси в камеру сгорания, что существенно снижает эффективность работы всей установки. Отдельные элементы систем питания тепловых двигателей и тепловых установок (горелочные устройства, форсунки, карбюраторы, камеры сгорания и т. д.) работают, как правило, на режимах далёких от оптимальных. Теория процессов в тепловых установках и двигателях построена на классических представлениях газодинамики струйных течений и химических процессов, рассматриваемых в стационарной постановке. На сегодняшний день, используя традиционные подходы, существенно улучшить ТТХ тепловых установок и двигателей практически невозможно. В ряде работ делаются попытки использования ультразвуковых и пьезоэлектрических диспергаторов для распыления жидких видов топлива. Данные типы диспергаторов обеспечивают образование капель жидкости размером до 1 мкм, однако для их работы требуется весьма сложные электронные и механические устройства. Как показывают исследования, одной из причин малоэффективной работы тепловых двигателей и установок является низкое качество смесеобразования, особенно на переходных режимах работы. Качество топливной смеси во многом определяется двумя факторами: размерами капель и неоднородностью размеров капель аэрозоли топливной смеси. Неоднородность размеров капель в составе бензино-воздушной смеси составляет для карбюраторных систем питания 60…70%, а для впрысковых систем 50…60%. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Коллектив потенциальных исполнителей предлагаемой НИР на протяжении многих лет проводит фундаментальные и прикладные исследования в области исследования тепло- и массообменных процессов в вихревых жидкостно-газовых потоках с целью их применения в различных отраслях народного хозяйства. В последнее время особое внимание уделяется исследованиям методов и способов управления и оптимизации параметров перечисленных выше процессов. Выполненные в Пензенском государственном университете исследования гидродинамических, тепло- и массообменных процессов в вихревых двухфазных жидкостно-газовых потоках выявили возможность управления последними. Полученные к настоящему времени результаты могут быть использованы для развития и совершенствования систем питания силовых, энергетических и тепловых установок, работающих с использованием органических топлив как для мобильных, так и стационарных объектов. Термодинамический диспергатор состоит из двух частей: диспергатора-распылителя и вихревой трубы, соединенных между собой и работающих в рамках единого вихревого процесса. Первая ступень термодинамического диспергатора представляет собой вихревую трубу. Сжатый воздух подается в вихревую через улитку специального профиля, которая формирует вихревой поток, движущийся по внутренней поверхности вихревой трубы по спиралевидной траектории. При этом в осевой зоне вихревой трубы формируется второй вихревой поток, движущийся навстречу периферийному. В результате интенсивного взаимодействия двух вихревых потоков воздуха (периферийного и осевого) происходит нагрев периферийного потока и охлаждение осевого. Проведенные разработчиком предварительные испытания вихревой трубы показали, что в вихревых потоках, выходящих из вихревой трубы, кроме температуры изменяется соотношение компонентов воздуха: кислорода и азота. В холодном потоке содержание кислорода увеличивается до 24-25%, что позволяет использовать его для образования топливной смеси с большей эффективностью, чем атмосферный воздух. Вторая ступень термодинамического диспергатора представляет собой вихревой диспергатор-распылитель. Нагретый или охлажденный в вихревой трубе воздух под давлением подается в вихревую камеру диспергатора-распылителя через улитку специального профиля, при этом в осевой зоне вихревой камеры создается разрежение, за счет которого в камеру эжектируется жидкость или порошок. Вихревые потоки диспергируют жидкость или порошок и распыляют через боковое отверстие вихревой камеры. Отличительной особенностью устройства является то, что диспергирование и распыление материалов производится вихревыми потоками воздуха различной температуры и с различным соотношением компонентов воздуха. Сочетание потока воздуха требуемой температуры и улучшенного состава с мелко распыленным топливом (жидким, порошкообразным или комбинированным) позволяет использовать разработанное устройство для подготовки топлива и воздуха, смесеобразования и подачи горючей смеси в камеры сгорания силовых, энергетических и тепловых установок мобильных и стационарных объектов. В результате предварительных испытаний, проведенных разработчиком, установлено, что диспергатор распыляет жидкости различной вязкости (нефть, минеральные масла, дизельное топливо, бензин, воду и жидкое стекло,), эмульсии, а также порошкообразные материалы. Конструкция вихревой трубы и диспергатора-распылителя весьма проста, не имеет подвижных элементов, чрезвычайно надежна в работе. Одно из направлений исследований и совершенствования вихревых диспергаторов-распылителей жидких и порошкообразных сред преследует цели совершенствования систем подготовки и подачи топливной смеси в камеры сгорания тепловых двигателей для повышения их тактико-технических характеристик. Особое значение эти исследования имеют при разработке и проектировании оптимальных конструкций блока подготовки топлива и воздуха, блока смесеобразования, блока подачи горючей смеси в камеры сгорания тепловых двигателей. Разработки могут быть использованы при совершенствовании существующих и создании новых образцов силовых, энергетических и тепловых установок, работающих с использованием органических топлив. Термодинамический диспергатор обеспечивает мелкодисперсное распыление жидкого топлива с высокой степенью однородности размеров капель (60…70%). Процесс диспергирования жидкости в вихревых потоках подогретого воздуха и стадия распыления сопровождаются интенсивным испарением с поверхности капель. Чем меньше размер капель топлива тем больше суммарная поверхность капель. Размер капель топлива около 2…3 мкм в сочетании с паровой фракцией жидкого топлива обеспечит быстрое и одновременное воспламенение всего объема топливной смеси, и эффективное безотходное горение. Применение термодинамического диспергатора позволит регулировать температуру отдельных компонентов топливной смеси, обеспечит образование топливной смеси однородного состава при ее подаче в камеру сгорания. Эти методы позволят обеспечить повышение эффективности существующих тепловых двигателей при их модернизации и предложить новые решения при создании следующего поколения тепловых двигателей силовых и энергетических установок. Современный уровень знаний в области вихревых течений двухфазных газожидкостных смесей и в смежных областях науки, а также полученная в последнее время информация о возможности разделения в вихревой трубе газовых смесей, позволяют разработать усовершенствованные физико-математические модели, учитывающие взаимное влияние дисперсности топлива, соотношения его компонентов, температуры, химической кинетики на параметры процессов горения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Устройство характеризуется простотой конструкции и безотказностью в работе; возможностью дозированного мелкодисперсного распыления жидкостей, в том числе и разнородных. Для работы устройства необходим только сжатый воздух давлением до 0,4 МПа. У коллектива исполнителей имеется большой опыт исследований гидродинамических, тепло- и массообменных процессов в вихревых двухфазных жидкостно-газовых потоках и разработки вихревых устройств на их основе. Используя полученные результаты и проведя ряд новых исследований, исполнители могут получить необходимые данные для развития и совершенствования систем питания силовых, энергетических и тепловых установок, работающих с использованием органических топлив, для мобильных и стационарных объектов. Разработанное нами устройство превосходит зарубежные и отечественные аналоги по критериям многофункциональности, простоте конструкции и надежности работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Применение вихревого термодинамического диспергатора-распылителя позволит: повысить КПД различных типов тепловых двигателей и установок на 5–10 %, снизить расхода топлива на 5 – 10 %. уменьшить экологическую нагрузку на природу и связанное с этим сокращение расходов на поддержание экологической чистоты окружающей среды. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые потребительские свойства продукции возможность диспергирования и распыления жидкостей с различными физико-химическими свойствами; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Изделие может изготавливаться из любых видов конструкционных металлов, преимущественно из стали. В зависимости от вида и состава распыляемой жидкости, температурного режима работы и других условий могут применяться стали соответствующего состава (коррзионно- и температуро-стойкие). В качестве источника сжатого воздуха могут использоваться стационарные или автономные компрессоры с устройствами регулирования давления сжатого воздуха. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия и уровень разработки В Пензенском государственном университете Министерства образования и науки Российской Федерации на кафедре «Транспортно-технологические машины и оборудование» под руководством д.т.н., профессора Курносова Н.Е. разработаны и испытаны в лабораторных условиях вихревая труба и вихревой термодинамический диспергатор жидких и порошкообразных материалов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемые инвестиции
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рынки сбыта Основными потребителями технологии и устройств подготовки и подачи топливной смеси для тепловых двигателей могут стать предприятия разработчики и изготовители двигателей внутреннего сгорания, тепловых установок, работающих на органических видах жидкого топлива. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность и эффективность импортозамещения Предлагаемая в проекте технология не имеет аналогов на мировом рынке аналогичной продукции и технологий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность выхода на мировой рынок Имеется, т.к. на международном рынке отсутствуют конкурентоспособные изделия. Мировых аналогов устройство не имеет. Ближайшими прототипами являются гидравлические распылители-форсунки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок окупаемости (в месяцах) 24 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 26.10.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)