Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта Разработка технологии газотермического напыления для восстановления деталей техники, работающей в условиях Севера |
Рекомендуемая область пременения Автомобильный транспорт: |
Назначение, цели и задачи проекта Целью предлагаемого проекта является разработка технологии получения износостойких покрытийдля восстановления деталей техники, работающей в условиях Севера. Данный проект предусматривает для достижения поставленной цели решение следующих задач: - разработать состав износостойкого порошкового материала для напыления; - разработать технологические режимы для газотермического напыления; - исследовать состав, структуру и свойства износостойкого покрытия для выбора оптимального технологического режима напыления; - исследовать износостойкость покрытия при трении скольжения для повышения работоспособности восстановленных деталей; - разработать технологические карты напыления покрытия на изношенные детали техники. Коммерческий продукт проекта: разработанная технология нанесения восстанавливающих износостойких покрытий на детали автотранспорта, речного транспорта, сельскохозяйственной и другой техники.
|
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы Работа техники в экстремальных условиях Севера характеризуется повышенными эксплуатационными нагрузками, что часто приводит к преждевременному износу её деталей. В настоящее время широкое применение получили различные способы упрочнения поверхности деталей машин и механизмов, подвергающихся интенсивному изнашиванию. В данном проекте для восстановления изношенных деталей предлагается наиболее перспективный метод получения износостойких покрытий - газотермическое напыление порошковых материалов. Основным порошковым материалом для поверхностного упрочнения являются промышленные самофлюсующиеся сплавы системы Ni-Cr-Si-B (порошки ПГ-СР-2,-3,-4 и др.). В данном проекте предлагается использовать порошковые материалы с модифицирующими добавками из тугоплавких и ультрадисперсных порошков. |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Суть технологии газотермического напыления (общее название - плазменное и детонационное напыление, напыление, электродуговая и плазменная наплавка, электродуговая металлизация) покрытий заключается в нагреве (до температуры плавления) частиц порошкового материала в высокотемпературном потоке плазмы (или в газовой струе, дуге) с последующим ускорением и осаждением на поверхности детали. Износостойкость обработанной поверхности зависит не только от состава порошкового материала, но и от технологических параметров процесса напыления. Режимы напыления (энергетические параметры, дистанция напыления, гранулометрический состав материала и т.д.) определяются реальными условиями технологического процесса. Таким образом, разработка технологии газотермического напыления износостойких покрытий на детали и изделия конкретной номенклатуры и внедрение в ремонтное производство техники Севера включает в себя разработку новых материалов и порошковых проволок, а так же режимов нанесения защитных износостойких покрытий.. |
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Предлагаемые в данном проекте технологии газотермического напыления и наплавки перед другими способами восстановления имеют следующие преимущества: - универсальность газотермического напыления обуславливает возможность нанесения покрытий из самых различных материалов; - небольшая потребность в материалах для покрытий; - сравнительная простота оборудования для газотермического напыления и наплавки, которое одновременно является высокопроизводительным; - оперативность управления технологическим процессом; - возможность нанесения покрытий на изделия сложной формы; - сохранение особенностей структуры и свойств материала основы; - деформация изделий при газотермическом нанесении незначительна. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Как показывают исследования работоспособности техники Севера, при эксплуатации техники в зимний период производительность труда снижается в 1,5-2 раза, наработка на отказ уменьшается в 2-3 раза, затраты на ремонтно-восстановительные работы повышаются в 5-8 раз, а фактический ресурс сокращается в 2-3 раза. Одной из основных причин является применение конструктивных и технологических решений, необоснованных с позиций обеспечения прочности, надежности и долговечности при низких температурах эксплуатации. Интенсивная эксплуатация техники в условиях низких климатических температур приводит к постоянному спросу запасных частей, к потребности восстановления деталей, работающих при высоких контактных нагрузках (коленчатые валы, распределительные валы, пальцы и т.д.). Например, расходы на содержание и ремонт техники в северных районах превышают аналогичные расходы в средней полосе страны в 2 -6 раз, что объясняется снижением уровня работоспособности. Доля операций, выполняемых вручную, составляет до 76%. В ремонте задействовано от 18 до 30% рабочих списочного состава. Из анализа простоев горно-транспортного оборудования следует, что время работы составляет порядка 40% календарного фонда, на долю внеплановых простоев приходится почти 25%. Из внеплановых простоев основная часть отказов приходится на механическое (примерно 48%) и электрическое оборудование (49%). Основными составляющими простоев механического оборудования являются: простои металлоконструкций (порядка 45%), редукторов (почти 33%) и около 18% приходится на отказы зубчатых передач. Отказы металлоконструкций горно-транспортного оборудования в основном обусловлены разрушением сварных соединений. В настоящее время рынок технологий восстановления изношенных деталей техники в Республике Саха (Якутия) практически отсутствует. Существующие технологии восстановления в ремонтном производстве крупных горнодобывающих предприятий, таких как АК «АЛРОСА», ХК «Якутуголь» сводятся к электродуговой наплавке электродами внешних рабочих элементов землеройной техники (коронки, зубья и т.д.). Важной стороной проблемы является то, что сегодня в автотранспортных, сельскохозяйственных предприятиях скопилось большое количество выбракованной техники. Однако, как показывает анализ деталей такой техники, в изношенных машинах до 45% деталей могут быть восстановлены и возвращены в эксплуатацию. Дело в том, что величина износа у большинства деталей пар трения достигает нескольких десятых доли мм, в результате чего работоспособность механизма нарушается. Возможны два пути устранения возникшей неисправности: первый - замена изношенной детали новой, которая более дорогостоящая; второй путь - восстановление и упрочнение изношенной детали, с доведением ее геометрических параметров до требуемых размеров. |
Новые потребительские свойства продукции Снижение металлоемкости |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Продукция соответствует государственным стандартам |
Стадия и уровень разработки В Институте физико-технических проблем Севера СО РАН про-ведены научно-исследовательские работы по разработке и внедре-нию технологии газотермического напыления для упрочнения и вос-становления деталей горнодобывающей техники, работающей в экс-тремальных условиях Крайнего Севера. Наиболее существенные ре-зультаты данных исследований: |
Предлагаемые инвестиции 4,5 млн. руб. |
Рынки сбыта Потребители продукции- предприятия горнодобывающей , перерабатывающей промышленности , транспорта , ЖКХ . |
Возможность и эффективность импортозамещения Предлагаемая технология позволит значительно сократить затраты на закупку запасных частей к импортным машинам и оборудованию. |
Возможность выхода на мировой рынок |
Срок окупаемости (в месяцах) 36 |
Дата поступления материала 13.10.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)