Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта «Устройство для локализации и сбора нефти или нефтепродуктов с поверхности воды» |
Рекомендуемая область пременения Изобретение относится к охране окружающей среды при технической эксплуатации магистральных нефтепроводов и может быть использовано для локализации и сбора пятна нефти или нефтепродукта, в том числе мощного его потока на любой водной поверхности. Возможно использование изобретения для локализации и сбора аварийных разливов нефти вокруг морских и речных нефтеналивных терминалов, морских нефтедобывающих буровых платформ, а также для укомплектования нефтеналивных танкеров. |
Назначение, цели и задачи проекта Основное назначение проекта -разработка современных, высокоэффективных и экологичных технологий, поиск надежных методов, защиты и сохранения водных ресурсов, фауны и флоры при технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов при аварийных разливов нефти на подводных переходах, особенно в районах, где подводный переход нефтепродуктопровода проложен через обширные пространства мелководья с застойными районами воды. Также, предлагаемое устройство будет эффективно работать при аварийных выбросах нефти вокруг морских и речных нефтеналивных терминалов, морских нефтедобывающих буровых платформ, и что особенно существенно, предлагаемое устройство способно эффективно предотвратить экологическую катастрофу при серьезной аварии с выбросом нефти на нефтеналивных танкерах, если танкеры будут оснащены предлагаемыми устройствами, а также береговые службы тех стран, мимо которых проложены морские маршруты для нефтеналивных танкеров. Во всем мире эксплуатируется огромное количество нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтетранспортирующих устройств, размещенных на водной поверхности океанов, морей, рек, озер. И если стационарно расположенные устройства имеют определенные защитные устройства для локализации и сбора нефти в случае аварийного выброса, работающие с той или иной степенью эффективности, то нефтеналивные танкеры, бороздящие мировой океан с огромным количеством нефти и нефтепродуктов на борту от 20 тыс.т. до 500 тыс.т. не имеют никакой защиты кроме своих стальных, иногда двойных корпусов. И которые все равно являются хрупкой и опасной игрушкой в руках стихии. Основной задачей и целью проекта - является попытка создания надежного и эффективного устройства, при помощи которого появится возможность очень оперативно, с высокой степенью надежности и с минимальными затратами времени, средств, без большого риска для людей произвести локализацию, а впоследствии и ликвидацию аварийного выброса гигантского количества нефти или нефтепродуктов при серьезной аварии на нефтеналивных танкерах и других морских и речных устройствах. |
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы В настоящее время при аварийных ситуациях на танкерах с большим выбросом нефти или нефтепродуктов какие- либо способы локализации силами экипажа танкера отсутствуют совершенно. Подается сигнал об аварии береговым спасательным, аварийным службам и если таковые имеются в том или ином государстве, мимо берегов, которых проходит танкер, то эти службы посылаются к месту аварии. Обычно это бывают значительные расстояния и нефть или нефтепродукт успевает вытечь из поврежденных резервуаров полностью или в очень значительных объемах на огромные расстояния пятнами в несколько тысяч км2, которые через определенное время прибивает волнами, течениями к берегам тех или иных государств, загрязняя огромные территории прибрежной зоны, нанося огромный экологический и экономический ущерб. Впоследствии эти загрязнения убирают ручным, в основном, способом очень длительное время. Большое количество нефти оседает на дно прибрежной зоны, растворяется в воде на больших пространствах, ухудшая тем самым общую экологическую обстановку. |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Предлагаемая технология для надежной защиты водных пространств при разливах нефти и нефтепродуктов в больших объемах во время случающихся серьезных авариях на танкерах (разгерметизация корпуса судна по тем или иным причинам) заключается в следующем: Каждый танкер оснащается предлагаемым устройством в виде катамарана, который в свою очередь может быть размещен в противоударной пластиковой капсуле, закрепленной на палубе танкера. На катамаране размещены гибкие, полые боновые заграждения, которые плотно накручены на барабаны. Таким образом, можно компактно разместить большое количество боновых заграждений на относительно небольшом катамаране. При аварийной ситуации с активным выходом нефти из танкера капсула с катамараном сбрасывается предусмотренным способом за борт и раскрывается, освободив катамаран, который может управляться как дистанционно, с командного пункта танкера, так и непосредственно экипажем из 1-3 человек. Отойдя от аварийного танкера на определенное расстояние с катамарана посылаются дистанционно управляемые мини-буксиры с присоединенными к ним концами боновых заграждений, которые начинают движение для кольцевого охвата аварийного танкера, после чего мини-буксиры стыкуются между собой на предусмотренные замковые соединения. И кольцо вокруг аварийного танкера или иного источника выброса нефти или нефтепродукта замыкается. Диаметр кольца из морских боновых заграждений может достичь до В случае полного выхода нефти из танкера и его ухода на дно, нефтяное пятно будет полностью и надежно локализовано на длительное время. Также, такое локализованное гигантское пятно нефти будет очень устойчивым на поверхности воды даже в штормовую погоду и будет защищать танкер от сильной качки и штормовых волн, что позволит производить аварийно-восстановительные работы на танкере по заводке пластырей и заделке пробоин и повреждений (это в случае, если танкер еще остается на плаву и есть возможность его сохранить). При подходе аварийно- спасательных судов и танкеров локализованная нефть откачивается в подошедшие танкеры, а для оперативной откачки нефти без смеси с забортной водой локализованное пятно постепенно сжимается за счет наматывания лент бонового заграждения на барабаны катамарана и толщина плавающей нефти увеличивается. Если нефтепродукт представляет собой тяжелую фракцию (мазут) и его невозможно перекачать в резервуары танкера, то он может быть максимально сконцентрирован боновыми заграждениями и отбуксирован к ближайшему береговому месту приема и утилизации. Таким образом, относительно небольшие и недорогие устройства, которыми будут оснащены танкеры, будут способны оперативно, надежно локализировать аварийные разливы нефти силами самого экипажа аварийного танкера, тем самым защитив природу от экологической катастрофы и огромных экологических потерь как владельцев танкера и нефти, так и прибрежных областей , часто курортных и очень дороже тех стран, мимо которых проходят морские трассы. |
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии В состав предлагаемой технологии входят: катамаран, изготовленный из алюминиевых сплавов, полости которого заполнены пенополиуретаном или иным вспенивающимся синтетическим материалом, на катамаране размещен каркас, внутри которого расположены на вертикальных осях с эл. приводами барабаны с размещенными на них эластичными боновыми заграждениями, силовая установка, радиоуправляемые мини-буксиры (2-4шт.) рулевая рубка. Стоимость изготовления предлагаемого устройства незначительна, т.к. конструктивно это очень простое устройство, изготавливающееся из серийно выпускающихся материалов и комплектующих отечественного производства. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Высокая оперативность – Локализация и сбор нефтяных разливов длится от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от объема разлившейся нефти, погодных условий, характеристик водной поверхности, оперативности обслуживающего персонала, сложности аварийной ситуации и т.д. Энергосбережение – Предлагаемое устройство комплектуется энергетической установкой с электроприводом незначительной мощности, что делает ее неэнергоемкой. Экологическая безопасность – Материал для изготовления предлагаемого устройства соответствует нормам экологической безопасности и другим потребительским нормам. Безлюдная технология – При современном уровне развития техники и технологии возможно на 100% сделать предлагаемый технологический процесс безопасным, безлюдным и дистанционно управляемым. |
Новые потребительские свойства продукции Высочайшая эффективность предлагаемой технологии. Это достигается высокой оперативностью, безлюдностью или малолюдностью, минимальными эксплуатационными расходами, высокой надежностью, безопасностью, большим сроком службы. Экологический эффект при локализации и ликвидации аварийных разливов нефти может исчисляться сотнями миллионов долларов, если проанализировать и просчитать ситуацию при аварии крупнотоннажного танкера. |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Продукция соответствует государственным стандартам |
Стадия и уровень разработки Подробные технические описания конструкции и элементов предлагаемого устройства, эскизные наброски. |
Предлагаемые инвестиции
|
Рынки сбыта Все организации, эксплуатирующие магистральные нефтепродуктопроводы, проходящие через водные преграды, организации и фирмы, эксплуатирующие морские нефтедобывающие буровые платформы любой конструкции, фирмы, эксплуатирующие речной и морской танкерный флот. |
Возможность и эффективность импортозамещения Предлагаемые в проекте технология и устройство для ее реализации не имеют аналогов на мировом рынке аналогичной продукции и услуг. |
Возможность выхода на мировой рынок |
Срок окупаемости (в месяцах) До первой, даже незначительной аварии с выбросом нефти или нефтепродукта. |
Дата поступления материала 02.11.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)