Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта «Комплекс защит электродвигателей, совместимого с АСУ ТП» |
Рекомендуемая область пременения Электрохозяйство промышленных предприятий |
Назначение, цели и задачи проекта Организация процесса разработки, изготовления и реализации новых высокоэффективных средств релейной защиты электродвигателей массового применения; средств обладающих свойствами предупредительного действия, предназначенных для использования в составе автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами |
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы Замена идеологически и физически устаревших защит электродвигателей. Асинхронные электродвигатели составляют основу наиболее массовых приемников электрической энергии в современных электрических системах. Стремление максимально полно использовать их нагрузочные возможности в условиях все более динамичных разнообразных режимов работы привело к повышению риска возникновения внутренних повреждений. Ежегодно 10-20% общего парка электродвигателей выходит из строя. каждый день возникают несколько тысяч повреждений в электродвигателях, которые вызывают нарушения технологических процессов, создают опасные возмущения в электрических системах и приводят к угрожающему росту опасности их развития в крупные аварии с катастрофическими последствиями. Традиционные, используемые в настоящее время, средства релейной защиты электродвигателей развивались исторически параллельно и электромеханическими измерительными механизмами измерительных приборов на базе общей теории применительно к стационарным входным сигналам. Поэтому большинство алгоритмов традиционных защит основано на контроле интегральных (действующих или средних) значений токов и напряжений. Этот стационарный подход требует длительного наблюдения за процессами в аврийных ситуациях для принятия правильного решения о состоянии контролируемого объекта. Дефицит времени, отводимого для выявления повреждений в современных электрических системах, вызывает необходимость выполнять анализ состояния контролируемого объекта в условиях незавершившихся переходных процессов. При этом требования к средствам защиты электродвигателей повышаются, и традиционные решения оказываются неприемлемыми. требуется новый нестационарный подход к построению средств релейной защиты электродвигателей, основанный на представлении контролируемых объектов более точными математическими моделями, пригодными для реализации динамического и упреждающего контроля. |
Краткое описание предлагаемого технологического процесса 1. Осуществлена разработка новых микроэлектронных систем защиты электродвигателей, обладающих новыми свойствами предупредительного действия, повышающими эффективность защит в части предотвращения возможных внезапных аварий. Во вновь разработанных системах, предназначенных для работы в составе АСУ, реализована предложенная новая концепция построения защит, предусматривающая защиту электрической сети не только традиционным путем быстрого отключения поврежденного элемента, но и за счет предотвращения аварийных ситуаций путем предупреждения о их приближении и принятия мер, предотвращающих аварии. 2. Предложен новый принцип построения и разработана высокоэффективная защита от перегрузки асинхронных электродвигателей с использованием методов непрерывного контроля тепловых и механических параметров машин, что позволило улучшить предупредительные свойства защит (сохранить защищаемые электродвигатели в исправном состоянии в аварийных ситуациях) и более полно использовать нагрузочные возможности защищаемых машин. 3. Обоснована и реализована возможность выявления механических дефектов во вращающихся узлах асинхронных электродвигателей и в механической нагрузке в предаварийных ситуациях путем спектрального анализа тока статора. 4. Разработана методология сопряжения микроэлектронных систем защиты с защищаемыми объектами и АСУ. Предложены улучшенные математические модели электромагнитных первичных преобразователей сигналов, которые положены в основу исследования их погрешностей в стационарных и динамических режимах работы. Сформированы требования к точности преобразования сигналов в тракте, содержащем первичные и входные преобразователи сигналов, которые во многом определяют точность работы систем защиты в целом. Предложен новый активный трансформаторный входной преобразователь ток-напряжение, имеющий улучшенные технико-экономические показатели. Разработана методика синтеза входных преобразователей сигналов для систем защиты на микроэлектронной элементной базе. |
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Маркетинговый прогноз целесообразно строить на известных статистических материалах, опубликованных в официальных изданиях. Используя технические показатели вновь разрабатываемого комплекса защит электродвигателей в сравнении с базовым объектом можно оценить ожидаемый годовой экономический эффект от его использования в производственных условиях: Э = П [А (ВБ - ВН) + ЕН (СБ - СН)] КП , где А - среднее значение ущерба от аварии одного электродвигателя для владельца этого электродвигателя; ВБ и ВН - доля электродвигателей, которые выходят из строя при использовании базового и нового устройства в год, соответственно; ЕН - принятый нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (можно принять ЕН = 0,15); СБ и СН - оптовые цены базового и нового устройств, соответственно; П - парк электродвигателей; КП - переходный множитель для цен разных лет. В соответствии со статистическими данными, опубликованными в открытой печати, в среднем ежегодно выходят из строя 25% электродвигателей, установленных в отечественном сельском хозяйстве. Средний ущерб от аварии одного электродвигателя в сельском хозяйстве оценивается в 150 руб. (в ценах Пусть при использовании нового устройства аварийность электродвигателей снизится и будут выходить из строя ежегодно не более 10% электродвигателей. Средняя оптовая цена базового образца защиты электродвигателя - теплового реле составляет 7 руб. (в ценах Парк электродвигателей в сельском хозяйстве России составляет 12,5 млн. штук [Курбатова Г.С. Электродвигатели для сельского хозяйства. - М.: Энергоатомиздат, С учетом реальных экономических возможностей владельцев электродвигателей, использование нового устройства защиты можно считать целесообразным лишь для наиболее ответственных электродвигателей, которые составляют около 5% всего парка электродвигателей. Для перехода к современным ценам от базисных цен Таким образом, ожидаемый экономический эффект от использования новой системы защиты в отечественном сельском хозяйстве составляет: Э = 12,5 х 106 х 0,05 [150 (0,25 - 0,1) + 0,15 (7 - 130)] 20 = 50 х 106 руб. = 50 млн. руб. Расчеты экономической эффективности применения системы защиты электродвигателей в других отраслях хозяйства страны не приведены в связи с тем, что статистические данные, необходимые для выполнения расчетов, запрещены к опубликованию в открытой печати. и не могут быть использованы в данном проекте. Для ориентировочных оценок можно считать, что экономический эффект от использования нового устройства в отечественном сельском хозяйстве составляет 20% общего экономического эффекта, который мог бы быть получен при использовании нового устройства во всех отраслях хозяйства страны (промышленность, строительство, металлургия, транспорт и др.). Таким образом, общий годовой экономический эффект мог бы составить около 250 млн. руб. Для оценки срока окупаемости можно воспользоваться общепринятым упрощенным показателем срока окупаемости проекта: nУ = СI / PK . Здесь nУ - упрощенный для целей прогнозирования показатель срока окупаемости; СI - размер инвестиций (можно принять равным стоимости проекта, т.е. 3,5 млн. руб.); PK - ежегодный чистый доход. Ежегодный чистый доход можно оценить так: PK = CPxW = 2,5 х 400 = 1000 тыс. руб., где СР - цена выпускаемой системы контроля параметров и защиты электродвигателей АКЗ-2002 (для целей прогнозирования можно принять СР = 2,5 тыс. руб.); W - ежегодный выпуск системы контроля параметров и защиты электродвигателей АКЗ-2002 (учитывая реальные условия производства микроэлектронной аппаратуры в г. Вологда можно принять W = 400 изделий в год). Тогда nУ = СI / PK = 3500 / 1000 = 3,5 года. |
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Новые предлагаемые методы и технические средства релейной защиты электродвигателей за счет уникальных свойств предупреждать о приближении возможного повреждения электродвигателя и чрезвычайно быстро выявлять уже возникшие повреждения значительно повышают надежность работы систем электроснабжения в целом. Если в результате внедрения новых разработок удастся снизить повреждаемость электродвигателей хотя бы в два раза (с 10-20% до 5-10% общего парка в год), то это обеспечит снижение вероятности возникновения крупных аварий в энергосистемах на 20-25%. При этом можно отказаться от части горячего резерва генерирующих мощностей, линий электропередачи и трансформаторов. Все это обеспечит снижение себестоимости электроэнергии за счет снижения трудозатрат персонала, уменьшения потребления природных топливно-энергетических ресурсов и создаст условия для улучшения экологической обстановки. Потребность в новых высокоэффективных системах защиты электродвигателей можно оценивать по реальному парку действующих электродвигателей. Определить точное количество электродвигателей в стране в настоящее время не представляется возможным, но приближенные оценки с приемлемой для инвестиционного проекта точностью можно сделать опираясь на сведения об объемах выпуска электродвигателей отечественными заводами, содержащимися в публикациях генерального конструктора ВНИИ Электромашиностроения Радина В.И., других сотрудников этого института и в рекламных материалах заводов. Сельское хозяйство традиционно потребляет около 30% выпускаемых электродвигателей. Это, примерно, 3,2 млн. штук в год [Курбатова Г.С. Электродвигатели для сельского хозяйства. - М.: Энергоатомиздат, Учитывая, что в среднем по всем отраслям хозяйства страны аварийность электродвигателей ниже, чем в сельском хозяйстве, и не превышает 15%, общий парк электродвигателей в стране составляет около 67 млн. штук. Если 5% электродвигателей целесообразно оснастить новыми современными средствами защиты, то потребность в этих системах, а следовательно, и объем продаж может составить 3.3 млн. штук. Это и может обеспечить двукратное снижение аварийности. |
Новые потребительские свойства продукции Уменьшение аварийности электродвигателей и повышение надежности систем электроснабжения промышленных предприятий. |
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Определяются требованиями правил устройства электроустановок и других нормативных документов, а также условиями эксплуатации средств релейной защиты. |
Стадия и уровень разработки |
Предлагаемые инвестиции 3,5 млн. руб. |
Рынки сбыта Российская Федерация |
Возможность и эффективность импортозамещения Имеется возможность полного высокоэффективного импортозамещения. Продукция зарубежных фирм не обладает свойствами предлагаемых средств релейной защиты. |
Возможность выхода на мировой рынок |
Срок окупаемости (в месяцах) 42 |
Дата поступления материала 06.12.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)