Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта Технология модернизации мазутного хозяйства котельных за счет применения технологии подготовки и сжигания жидкого топлива и отходов в виде водотопливных эмульсий (дисперсное топливо). |
|||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область пременения ТЭК, теплоэнергетика, ЖКХ |
|||||||||||||||||||||||||||||
Назначение, цели и задачи проекта Повышение эффективности сжигания жидкого высоковязкого топлива и жидких нефтесодержащих отходов при использовании их в качестве топлива. Повышение надёжности работы топливного оборудования котельных; Повышение экологической безопасности котельных установок. Использование в качестве основного топлива жидких нефтесодержащих отходов. Повышение КПД котельных установок за счет приближения сжигания жидкого топлива по свойствам к природному газу. Упрощение схемы подготовки жидкого топлива и высокообводненных нефтесодержащих отходов к сжиганию. Повышение эффективности сжигания газообразного топлива совместно с нефтесодержащими отходами. Применение технологии приготовления и сжигания жидкого топлива в виде водотопливных эмульсий позволяет повысит эффективность сжигания обводненных жидких топлив, снизить выброс вредных веществ, утилизировать замазученные подтоварные воды, повысить экономичность сжигания жидкого топлива, повысить надёжность работы мазутного хозяйства и самого котла. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы В настоящее время технология топливо сжигания на тепловых станциях, в промышленных и отопительных котельных, использующих в качестве основного топлива - мазут, несовершенна: образуется значительное количество подтоварных сточных вод, загрязненных жидким топливом. Действующие очистные сооружения многих ТЭЦ не обеспечивают улавливание мазута и очистку большого количества подтоварных вод. Кроме этого, в отдельные периоды эксплуатации может иметь место поступление в горелочные устройства сильно обводненных масс мазута или даже отдельных порций подтоварной воды. Данное значительное колебание влажности отдельных порций жидкого топлива или отходов, подаваемых в топку, влечет за собой соответствующее одновременное изменение действительного расхода горючей массы и коэффициента избытка воздуха, что неизбежно нарушает работу топки из-за заметного ухудшения условий стабилизации топочного процесса, вплоть до полного срыва горения. При последующем пуске котла возможны хлопки. Увеличение обводненности сжигаемых мазутов или нефтесодержащих отходов при обычном гнездовом неравномерном распределении в них воды чаще ведет за собой падение КПД котлоагрегата: даже при сжигании мазута с допускаемым содержанием воды 5% при подогреве его «острым паром» среднеэксплуатационный КПД котлоагрегата падает на 0,5-1,1 %. Попытки удаления воды путем отстаивания не достигают цели: так как плотность тяжелых марок мазута или нефтесодержащих отходов мало отличается от плотности воды так, например, для мазута «М-100» плотность может достигать 1015 кг/мЗ при 20 0С. Не отстоявшаяся вода располагается послойно, скапливаясь, в основном в нижних слоях резервуара -мазутохранилища. Трудности разделения смеси «вода-нефть» определяются не только этими факторами. При непрерывной циркуляции жидкого топлива по схеме «резервуары мазутохранилища - мазутонасосная станция - котельный цех - резервуары мазутохранилища» происходит грубое перемешивание мазута с водой, в результате чего образуется устойчивая грубодисперсная эмульсия типа «вода-масло», так как в нефти и ее продуктах имеется значительное количество природных эмульгаторов. Образование мелких частиц водной фазы, к тому же покрытых плотной нефтяной пленкой (оболочкой) в значительной степени затрудняет выделение воды из нефти (мазута). Поэтому многие известные методы обезвоживания подобных смесей (термические, термохимические, центрифугирование, выпаривание) в большинстве случаев малоэффективны из-за низких технико - эксплуатационных и экономических показателей: высокой стоимости обезвоживания, превышающей для отдельных методов 25% стоимости товарного мазута, сложности и малой производительности установок. Подтоварные сточные воды промышленных и отопительных котельных, как правило собираются и вывозятся на специальные полигоны, где обезвоживаются далеко несовершенными способами. На их транспортировку и обезвреживание предприятие ежегодно затрачивает десятки тысяч рублей. Развитие способов и средств топливоподготовки свидетельствуют о том, что высокоэффективного сжигания обводненных топлив можно добиться путем их преобразования в однородные тонко дисперсные водотопливные эмульсии. Выполнение этого условия позволяет поддерживать на неизменном уровне тепловую мощность топки и вести топочный процесс не только с постоянным коэффициентом избытка воздуха, отвечающим фактической влажности водотопливной эмульсии, но и обеспечить некоторое снижение его за счет более благоприятных условий распыления, дробления, испарения, воспламенения и горения эмульгированного топлива по сравнению с «сухим» товарным мазутом. Как показывают экспериментальные исследования и практический опыт, эмульсии получаются при широком диапазоне содержания дисперсной фазы, от самых незначительных количеств до очень большого содержания этой фазы в дисперсной среде. Предлагаемый проект, реализует возможность использования обводнённого жидкого топлива и отходов в виде водотопливных эмульсий (дисперсное топливо) и огневого обезвреживания нефтесодержащих отходов при сжигании газообразного топлива. В основе технологии лежит принцип локального дискретного многократного перемешивания. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Модернизация мазутного хозяйства заключается в установке дискретных смесителей-эмульсаторов в мазутном хозяйстве котельных. В основе схемы приготовления водотопливных эмульсий - локальные смесительные устройства на основе роторно-пульсационных аппаратов и смесителей с неподвижными частями; получение однородной эмульсии типа жидкое топливо-вода. Диаметр капель воды в капле жидкого топлива имеют оптимальный размер, который необходим для обеспечения явления микровзрыва при сжигании. Данное необходимое условие обеспечивают роторно-пульсационные аппараты конструкции ЗАО "РЭС" (Смесители - эмульсаторы). В основе принципа сжигания жидкого топлива в виде водотопливных эмульсий - явление микровзрыва капель жидкого топлива, которое возможно только лишь при определённом диаметре капель воды в капле жидкого топлива и является «ноу-хау», которое разработано специалистами лаборатории "ЭНТЭЭЛ" при КурскГТУ. Данное явление позволяет получить вторичное диспергирование жидкого топлива и улучшить смешение капель топлива с окислителем, что в свою очередь позволяет интенсифицировать теплообмен в топочной камере, снизить величину коэффициента избытка воздуха в горелке и уменьшить потери тепла с теплом отходящих газов. Указанные выше явления позволяют увеличить КПД котельной установки или топливосжигающего устройства. Преимущества сжигания жидкого топлива в виде водотопливных эмульсий против сжигания обычного жидкого топлива обеспечивается за счет следующих факторов: Дискретного и могократного перемешивания жидкого топлива и воды; рименения надёжных диспергирующих устройств; Вторичного диспергирования капель жидкого топлива; Снижение потерь тепла с уходящими газами; Улучшения теплообменных свойств факела; Улучшения перемешивания капель жидкого топлива с воздухом на входе в топочную камеру и по длине факела; Возможность утилизации подтоварных сточных вод мазутного хозяйства; Возможность применения в качестве добавки в жидкое топливо различных нефтесодержащих отходов. Оптимизацией водотопливного отношения в топливе. Принцип работы технологии. По своей структуре жидкое топливо, которое используется в котельных, является не однородным из-за присутствия в нем крупно-дисперсных включений воды (водяные линзы). При дальнейшем использовании данного жидкого топлива в топках котлов возможно погасание факела, а в лучшем случае пульсация факела жидкого топлива. Данное явление нарушает безопасность работы котла и его остановку по причине аварийной ситуации. Обезвоживание жидкого топлива обычным отстаиванием как правило не достигает требуемой цели и при этой технологии теряется до 20% натурального топлива. За счет явления микровзрыва горящие капли и горячие дымовые газы совершают хаотичное движение. В результате их смешения с окислителем и дымовыми газами происходит усиленное перемешивание факела, быстрый прогрев топливовоздушной струи и устойчивое воспламенение свежего топлива. Повышение устойчивости воспламенения свежего топлива устраняет зависимость воспламенения от колебаний нагрузки котла и технических характеристик топлива. Усиленная циркуляция капель жидкого топлива по всему объему топки и интенсивная циркуляция газотопливной смеси усиливают и выравнивают теплообмен факела с топочными экранами, при этом выравнивается температурное поле и снижается максимальная температура в ядре горения факела и позволяет снизить избыток воздуха, что позволяет снизить потери тепла с теплом отходящих дымовых газов (q 2). Снижение максимальной температуры в ядре факела горения и уменьшение градиента температур по сечению топки позволяет снизить образование выхода окислов азота, концерогенных веществ, СО, а так же улучшить теплообмен в топке котла. Возможность сжигания в топке котла обводненного жидкого топлива позволяет упростить схему мазутоснабжения котельной и повысить надёжность работы котлов, снизив при этом расход жидкого топлива. Применение на котельных предлагаемых технологий и устройств реализующих данную технологию позволяет повысить КПД котла или сушилки как минимум на 4-5 % за счет снижения потерь теплоты с теплом отходящих дымовых газов. Кроме того, использование различных нефтесодержащих отходов так же позволяет значительно снизить издержки и удешевить стоимость производимой тепловой энергии. При использовании в качестве добавки к жидкому топливу различных нефтесодержащих отходов суммарно можно сэкономить основное топливо до 30 %. (см. Перечень научных работ в приложении к данному проекту). Снижение выбросов окислов азота достигается 50 % при номинальном режиме работы котельного агрегата, а так же 90% концерогенных веществ и 90 % сажистых частиц. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии Исходные данные: 1. Расход мазута - 1300 т/год; 2. Стоимость мазута - 5000 руб./тон; 3. Общая стоимость вложений на котельную составит: Стоимость смесительных устройств (смесителей-эмульсаторов) составляет - до 100.0 тыс. рублей. - Выполнение монтажных работ составляет – 20, тыс. рублей Выполнение пуско и режимно-наладочных в зависимости от типа котлов, количества колеблется до 150,0 тыс. рублей. Итого: 270 тыс. руб. 4. Количество нефтесодержащих отходов, образующихся на предприятии в течении года, которые заменят основное топливо. Отходы моторных масел - 7,022 т/год Отходы индустриальных масел - 0,549 т/год Отходы трансмиссионных масел - 0,936 т/год Водомасляная эмульсия - 1,1 т/год Всплывающие нефтепродукты - 67,7 т/год Отходы от зачистки мазутных резервуаров - 5,5 т/год Итого: - 82,807 т/год 5. А=0,05 - коэффициент экономии топлива при создании ВТЭ на котельной Расчет экономического эффекта
ИТОГО 143,667 тон/год Экономический эффект (Э) : (расчет экономического эффекта котельных сделан без учета снижения платы за загрязнение окружающей среды и снижения затрат на ликвидации отходов) Экономический эффект от внедрения мероприятий с учетом амортизационных отчислений: Исходные данные - ?В = 143,667 т/год - экономия топлива, С = 5000 руб./т - цена ед. топлива, К = 0,15 - коэф. нормативных отчислений при внедрении новой техники, N = 270000 руб. - величина затрат Э- ?В х С - К * N = 143,667 * 5000 – 0,15 * 270000 = 677835 руб./год Срок окупаемости работ: |
|||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса Безлюдная технология: полная автоматизация, основанная на принципиально новых технических решениях (регулирование чистоты вращения дымососа и вентилятора за счет отбора параметров дымовых газов, таких как СО); Экологическая безопасность. Технология позволяет повысить экологическую безопасность работы котельных за счет снижения выбросов окислов азота, окислов серы, нефтесодержащих промстоков предприятий, теплового загрязнения. Энергосбережение. технология позволяет снизить расход топлива жидкого и газообразного соответственно на 20 и 30 %, повысить надежность работы оборудования и сроки его службы в несколько раз. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Новые потребительские свойства продукции Применение технологии приготовления и сжигания жидкого топлива в виде водотопливных эмульсий позволяет повысит эффективность сжигания обводненных жидких топлив, снизить выброс вредных веществ, утилизировать замазученные подтоварные воды, повысить экономичность сжигания жидкого топлива, повысить надёжность работы мазутного хозяйства и самого котла. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Продукция соответствует государственным стандартам |
|||||||||||||||||||||||||||||
Стадия и уровень разработки Полностью разработана конструкторская документация. Имеются пилотные внедрения предлагаемого проекта на промышленных объектах, на которых отрабатывались научно-технические положения теории, характер выполнения стадии подготовки объекта для внедрения предлагаемой технологии, а так же оценивалась реальная эффективность и значимость данного проекта. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемые инвестиции 0,27 млн. руб. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Рынки сбыта Проводимая рекламная компания, выполняемая специалистами лаборатории "ЭНТЭЭЛ" при КурскГТУ показала, что оборот только за счет заказов по России может составить на начальном этапе несколько миллионов рублей в год. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Возможность и эффективность импортозамещения Предлагаемая в проекте технология и оборудование для её реализации не имеет аналогов на мировом рынке аналогичной продукции и услуг. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Возможность выхода на мировой рынок |
|||||||||||||||||||||||||||||
Срок окупаемости (в месяцах) 5 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 28.11.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)