ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Наименование инновационного проекта

Создание нового газотурбинного двигателя SaM146 для семейства российских региональных самолетов Sukhoi SuperJet-100.

Рекомендуемая область пременения

Двигатель SaM146 является единственной интегрированной силовой установкой, специально разработанной для применения на регионально-магистральных самолетах нового поколения.
В дальнейшем на базе двигателя SaM146 возможно создание промышленных газотурбинных двигателей.

Назначение, цели и задачи проекта

Создание и вывод на международный рынок двигателя SaM146 для регионально-магистральных самолетов.

Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы

Cтратегия НПО «Сатурн» в области создания двигателей для гражданской и транспортной авиации сосредоточена в двух направлениях-обеспечение полного ресурса эксплуатации планеров существующего парка самолётов за счет модернизации серийных двигателей и участие в кооперации с ведущими мировыми компаниями в проектах создания новых двигателей.

Газотурбинные двигатели, такие как Д-30КП,Д-30КУ-154,Д-30КУ, остаются  широко востребованными в гражданской авиации как в России так и за рубежом, установлены на межконтинентальные cамолеты Ил-62М, Ту-154 и самолет транспортной и военно-транспортной авиации Ил-76 и его модификации. Но в настоящие время требуются работы по созданию усовершенствованных модификаций  двигателей, обеспечивающих экологические характеристики, удовлетворяющих нормам Главы 3 и 4 ИКАО запасом 5 децибел по шуму и требованием ИКАО по эмиссии вводимых с 01.01.2004, улучшение эксплуатационных характеристик с обеспечением тяги взлетного режима, до tn=+300C, снижение удельного расхода топлива на 2,5%, повышение эксплутационной надежности, увеличение ресурса.

Создан новый стандарт в авиационном двигателестроении -силовая установка SaM146, экспортно-ориентированный продукт длительного жизненного цикла, продукт нового поколения регионально-магистральных самолетов.

Двигательная установка SaM146 обладает всеми необходимыми качествами для выхода на рынок в условиях жесткой конкуренции, когда заказчик ориентируется в первую очередь на низкую стоимость владения и высокую надежность вылета по расписанию.

Краткое описание предлагаемого технологического процесса

Основные технические характеристики:

-  класс тяги (APRSLS/ISA+150C) 15400…17500 lbf (6985…79038 кгс)

-  удельный расход топлива на крейсерском режиме (@35 kft/0.8Mn) 0ю62 lb/h/lbf (0.62 кг/час/кгс)

-  диаметр вентилятора 48.2(120 см)

Удлиненная мотогондола

Вентилятор с широкохордными лопатками

3-ступенчатый компрессор низкого давления

6-ступенчатый компрессор высокого давления

Малоэмиссионная камера сгорания

1-ступенчатая турбина высокого давления

3-ступенчатая турбина низкого давления

5 подшипников – 2 маслокартера

Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии

Для обеспечения уровня надежности и комфорта, соответствующего уровню современных воздушных магистральных судов, на рынке гражданских авиаперевозок, в настоящее время, предъявляются жесткие требования к силовым установкам для новых воздушных регионально-магистральных судов:

1.Сертификация по современным международным авиационным стандартам.

2.  SaM146 – это не только двигатель, а комплексная интегрированная силовая установка, включающая двигатель, мотогондолу и устройство реверса тяги.

3. С самого начала SaM146 создавался для рынка регионально – магистральных самолетов вместимостью 60-110 мест. Поэтому имеет широкий диапазон тяги, что позволяет иметь 100% унификацию на все семейство региональных самолетов SukhoiSuperJet100 вместимостью от 60 до 110 человек.

4. Благодаря компактной архитектуре,  оптимизированному ресурсу, а также меньшему количеству деталей будет иметь на 20% меньшую стоимость владения.

5.Уровень надежности силовой установки:

· уровень надежности вылета не менее 99,2%;

·частота выключения в полете не более 0,009 событий на 1000 летных часов;

·частота посещения ремонтного цеха не более 0,12 событий на 1000 летных часов для зрелого двигателя.

6.  Топливная эффективность двигателя на уровне лучших образцов силовых установок для современных ближнемагистральных и региональных самолетов.

7.     Стоимость технического обслуживания двигателя:

·  жесткая модульная конструкция двигателя с оптимизированным количеством деталей;

·  концепция эксплуатации двигателя по техническому состоянию;

·  эффективная система контроля и мониторинга состояния двигателя, автоматический поиск неисправностей;

·  наличие цифровой системы автоматического управления типа FADEC.

8.     Эксплуатационная технологичность (ремонтопригодность):

·  оптимизированный доступ к основным модулям двигателя;

·  быстрая замена двигателя не более 2,5 часов;

замена основных быстросменных блоков не более 40 минут

Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса

·        соответствие требованиям Главы IV ICAO по уровню шума с запасом не менее 5 EPNdB;

·        соответствие требованиям ICAO CAEP IV по эмиссии вредных газов с запасом не менее 20%.

Новые потребительские свойства продукции

Отличительными особенностями двигателя SaM146 являются высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям ICAO.
Сертификация двигательной установки будет проведена по российским, европейским и американским авиационным правилам, что позволит эксплуатировать самолет RRJ без ограничений во всех странах. Таким образом, это будет первый отечественный гражданский двигатель, который имеет международный сертификат типа.

Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам

Для изготовления деталей силовой установки SaM146, отвечающих требованиям разработчика и мировому уровню двигателя в целом, «НПО «Сатурн» необходимо закупать соответствующие сырьевые материалы и компоненты от ведущих мировых фирм-производителей авиационных материалов.

Стадия и уровень разработки

Проект находится на стадии проведения испытаний

Предлагаемые инвестиции

300 млн. руб.
Основными источниками инвестиций являются:
-собственные средства ОАО «НПО «Сатурн»;
-государственное финансирование в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015года»;
-привлечение коммерческих займов.
Общий объем инвестиций в российскую часть проекта составляет более 300 млн. долларов в период с 2003 по 2008 годы.

Рынки сбыта

Потребность в турбовентиляторных двигателях SaM146 тягой 6000-8000 кгс. для моторизации самолетов семейства «Superjet» до 2020 г. по оценке ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» составляет:
- для российского рынка и СНГ – 500 шт.,
- на экспорт в страны дальнего зарубежья - 1200 шт.

Возможность и эффективность импортозамещения

Будет создана авиационная техника, отвечающая мировому уровню и требованиям авиакомпаний эксплуатирующих такую технику.

Возможность выхода на мировой рынок

Двигатель SaM146 в первую очередь будет сертифицирован по европейским нормам летной годности CS-E. Получение российского сертификата пройдет путем валидации европейского сертификата летной годности. Заявка на сертификацию SaM146 принята в EASA и АР МАК в августе 2003 г. В марте 2008 года планируется сертификация SaM146. В дальнейшем, при продвижении продукта на североамериканский рынок будет проведена сертификация в США, на соответствие SaM146 нормам летной годности FAR-33.

Срок окупаемости (в месяцах)

24

Дата поступления материала

22.09.2006

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)