Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Наименование инновационного проекта Многоцелевой проницаемый подводный аппарат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область пременения • Обслуживание подводных коммуникаций (трубопроводов, кабелей...) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначение, цели и задачи проекта Проект предполагает создание многоцелевого проницаемого подводного аппарата, предназначенного для перемещения под водой трёх водолазов при проведении подводных погружений в различных целях и организацию его серийного производства с программой выпуска до 5 изделий в месяц. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание заменяемого процесса или решаемой проблемы В настоящее время проведение водолазных работ возможно только в непосредственных местах погружения, для охвата большей площади приходится постоянно производить всплытия и новые погружения, меняя при этом дислокацию водолазного судна. Других способов решения данных проблем не существует. В рекреационном дайвинге в последнее время обозначилась серьёзная проблема, с которой сталкиваются в частности владельцы дайвинг-клубов на Красном море в Египте: она заключается в потере интереса основной массы туристов к дайвингу в чистом виде, что ведёт к снижению числа клиентов дайвинг-клубов и может привести в конечном итоге к разорению некоторых из них. Поэтому владельцы дайвинг-клубов вынуждены искать новые пути по расширению спектра своих услуг. Одним из направлений может стать использование проницаемых подводных аппаратов в качестве подводных аттракционов и сдача их в прокат дайверам, что уже делается в ряде дайвинг-клубов Испании, островов Тихого океана и Карибского бассейна. При проведении подводных работ использование предлагаемого аппарата позволит решить ряд проблем: · доставка к месту работ бригады водолазов, а также дорогостоящего оборудования и инструментов · возможность проведения работ на большей площади акватории без изменения дислокации водолазного судна · подводные поисковые и инспекционные работы на большой площади · снижение сроков выполнения подводно-технических работ · большая объективность при заключении контрактов на выполнение работ · увеличение времени пребывания водолазов под водой |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткое описание предлагаемого технологического процесса Создаваемый в рамках проекта проницаемый подводный аппарат является подводным средством движения (ПСД) «мокрого» типа или согласно классификации Морского регистра судоходства РФ-водолазным подводным аппаратом (ВПА). Он предназначен для перемещения трёх водолазов при проведении подводных погружений в различных целях. Водоизмещающий корпус аппарата выполнен в виде лодки с открытой задней частью, он изготовлен из композиционных материалов на основе стеклопластиков холодной выклейки в виде трёхслойной панели с заполнителем из литейного пенопласта. Силовые элементы выполнены из коррозионностойких алюминиевых сплавов и нержавеющей стали. В передней части в днище корпуса справа и слева расположены два иллюминатора для обзора дна водоёма. Для повышения путевой устойчивости снаружи днища имеются три продольных гребня. Прозрачный обтекатель выполнен из цельного листа оргстекла. Внутри корпуса расположены: система жизнеобеспечения и управления плавучестью, система управления, сидения экипажа, цистерна плавучести. Пилот сидит в центре, а пассажиры справа и слева. Снаружи корпуса имеется бампер, выполненный из алюминиевых труб, он предназначен для защиты корпуса и двигателей, расположенных в хвостовой части по бортам от сооударений, а также для установки на нём дополнительного оборудования. Двигатели установлены на вращающихся осях и имеют гребные винты в кольцевых насадках. Управление аппаратом по дифференту и крену осуществляется с помощью ручки управления, расположенной справа от пилота, через систему жёстких тяг и качалок. Управление двигателями осуществляется с помощью джойстика, расположенного слева от пилота и связанного с микропроцессорным контроллером, с помощью него осуществляется управление тягой гребных винтов и задание асимметрии тяги для управления аппаратом по курсу. Герметичные аккумуляторные отсеки обтекаемой формы расположены снаружи бортов. Система жизнеобеспечения и управления плавучестью включает в себя три баллона общей ёмкостью 54 литра при давлении 232 атм., расположенных в носовой, части аппарата, три редуктора первой ступени с вентилями, воздушную магистраль высокого давления, трёхходовой шаровой кран для наполнения цистерны плавучести, расположенный слева от пилота. К редукторам могут быть подключены лёгочные автоматы или полнолицевые маски любых типов. Объём цистерны плавучести составляет · Фото и видеоаппаратура · Эхолоты и гидролокаторы · Автоматические гарпунные пушки · Ультразвуковой маячок для отслеживания аппарата с борта судна-носителя или от места погружения на берегу · Система подводной связи · Автономная навигационная система Аппарат может комплектоваться прицепом-трейлером для перевозки и катамараном-носителем для доставки по воде к месту эксплуатации. Конструктивно-компоновочное решение аппарата является предметом патентной защиты на уровне промышленного образца. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономическое обоснование применения инновационной технологии По сравнению с существующими аналогами аппарат имеет меньшие габариты и массу, он прост в эксплуатации и безопасен для экипажа, количество технологической оснастки для его производства сведено к минимуму. Он значительно превосходит существующие аналоги по располагаемой дальности хода на единицу относительных затрат силовой установки при перемещении полезной нагрузки. В настоящее время на рынке аналогичных изделий представлено всего 6 аппаратов, все они представлены в таблице:
Часть из этих аппаратов имеют полностью закрытые кабины с закрываемыми люками, полностью защищающие экипажи от воздействия скоростного давления, но при этом может создаться опасная ситуация при попытке аварийного покидания аппарата вследствие несрабатывания механизмов открывания люков. Другие аппараты вообще не имеют кабин, что с одной стороны обеспечивает беспрепятственное покидание аппарата в аварийной ситуации, но при этом имеют место неудобства для членов экипажей, связанные с воздействием скоростного давления, это также ограничивает скорость аппаратов 2-3 узлами. Кроме того аппараты, представленные на рынке, рассчитаны на эксплуатацию в тёплых тропических водах, их применение в холодных водах, в частности во внутренних водоёмах России возможно только в летнее время. Создаваемый аппарат согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) относится к группе «Водолазное оборудование и имущество» (код ОКП: 64 1870, КЧ: 7). Продукция, относящаяся к этой группе обязательной сертификации в России не подлежит. Такое же положение с сертификацией водолазного оборудования имеет место и за рубежом. Никаких лицензий и прочих разрешительных документов на производство не требуется. Однако на 3 этапе реализации проекта планируется провести добровольную сертификацию изделия Морским регистром судоходства РФ по системе добровольной сертификации продукции. Стоимость этой сертификации составит ~5000 USD. В перспективе, после завершения трёх этапов проекта, когда будет создана собственная производственная база, планируется рассмотреть вопрос о её сертификации по Государственному стандарту системы качества ГОСТ Р ИСО 9001-96, если возникнет такая необходимость. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономические показатели трудо-энерго-природосбережения нового процесса ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Габариты (мм): длина.............................................................................…......................................2220 ширина......................................................................…..........................................2160 высота........................................................................….........................................1040 Максимальная скорость (узлов)......................................…...............................................4 Максимальная глубина погружения (м)........................……...........................................40 Максимальная дальность (мор. миль)..........................……............................................12 Запас хода (ч).................................................................…...................................................3 Сухой вес (кг)......................................................................…..........................................370 Экипаж (чел.)........................................................................…............................................3 Переменный объём системы управления плавучестью (л).………...............................30 Объём баллонов с запасом воздуха (л)...........................................……................3х18=54 Тяга двигателей на швартовах (кГс).....................................................……..........2х25=50 Напряжение питания двигателей (В)...........................................................…….............12 Запас энергии в аккумуляторах (Ач)..................................................................….........288 Был проведён сравнительный анализ нового изделия с другими существующими ПСД коммерческого назначения с использованием методики, предложенной К. Афанасьевым, М. Охочинским и С. Чириковым, которая по состоянию на сегодняшний день является единственной для проведения сравнительной оценки технико-экономических параметров ПСД. Главным критерием в этой методике является располагаемая дальность хода на единицу относительных затрат силовой установки при перемещении полезной нагрузки: d=Dход*Мпн/(Мполн-Мпн)[мор. миль], где: Dход-радиус действия (дальность хода) ПСД (мор. миль) Мполн-полная масса ПСД (кг) Мпн-масса полезной нагрузки (кг) В следующей таблице показаны результаты анализа:
Из таблицы видно, что для нового изделия этот критерий выше, чем у большинства других аналогичных изделий за исключением AquaGliderX-30, который не имеет собственной системы жизнеобеспечения, вес которой составляет значительную часть полного веса аппарата, что и обеспечивает такое высокое значение критерия. Стоимость одного изделия в конфигурации базовой модели составит 750 000 руб. , что значительно ниже существующих аналогов, представленных в следующей таблице:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новые потребительские свойства продукции Разрабатываемый подводный аппарат имеет оригинальное конструктивно-компоновочное решение, делающее его более компактным по сравнению с другими. Решена проблема создания комфортных условий для экипажа и обеспечения его безопасности: экипаж полностью закрыт от воздействия скоростного давления прозрачным обтекателем, а задняя часть аппарата сделана полностью открытой, что обеспечивает беспрепятственное покидание экипажем аппарата в аварийной ситуации. Разрабатываемый аппарат может эксплуатироваться в широком диапазоне температур, включая температуру воды Северного ледовитого океана (~0 ?С), это достигнуто за счёт использования в конструкции материалов и конструктивных решений, широко применяемых в авиастроении, в конструкции летательных аппаратов, эксплуатирующихся в условиях низких температур (до -50 ?С) на больших высотах, он может применяться даже при подлёдных погружениях. Имеет меньшие габариты и массу, он прост в эксплуатации и безопасен для экипажа. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Качественные характеристики, предъявляемые к сырью и материалам Продукция соответствует государственным стандартам |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадия и уровень разработки Работы находятся на стадии технического проекта, готового на 99% (дальнейшее продвижение невозможно из-за отсутствия финансирования). Проект содержит комплект рабочих чертежей и математических моделей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемые инвестиции 6,5 млн. руб. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рынки сбыта Рынками сбыта изделия могут стать, как Россия, так и зарубежные страны, среди последних следует выделить в первую очередь государства, омываемые тёплыми морями. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность и эффективность импортозамещения Предлагаемый многоцелевой проницаемый подводный аппарат по ряду параметров превосходит аналоги, представленнные на мировом рынке аналогичной продукции и услуг. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможность выхода на мировой рынок Наш проект был представлен Воронежским областным подводным клубом своим египетским партнёрам, они проявили большой интерес к аппарату и выразили заинтересованность в его приобретении с целью использования в качестве нового подводного аттракциона для туристов, если он будет выпускаться серийно. По мнению потенциальных потребителей заявленная нами продажная цена аппарата в конфигурации базовой модели-вполне приемлема. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Срок окупаемости (в месяцах) 48 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 01.09.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)