ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-016-06

Наименование проекта

Уточненный анализ напряжений в хребтовой балке вагона

Назначение

Проектирование вагонов

Рекомендуемая область применения

Вагоностроение, проектные организации

Описание

Результат выполнения НИР.

Хребтовая балка вагона является одним из наиболее ответственных несущих элементов. По нормам проектирования вагонов напряжения в ней определяются от продольных сил, действующих по оси автосцепки, и от вертикальной нагрузки, включающей полезную нагрузку и собственный вес кузова вагона. Однако, помимо указанных нагрузок, имеются еще дополнительные, которые до настоящего времени не учитываются.

К такой нагрузке относятся усадочные сжимающие силы, которые появляются при сварке двух зет-образных профилей продольным швом. Усадочные силы вызывают сжатие и изгиб хребтовой балки. Для устранения изгиба перед сваркой балке дается принудительный обратный прогиб.

В результате после сварки напряжения от изгиба балки становятся близкими к нулю, но остаются напряжения от сжатия усадочными силами.

Чтобы определить величину усадочных сил при известном обратном прогибе хребтовой балки можно воспользоваться расчетной схемой, показанной на рис. 1.

Рис. 1

где h- расстояние от верхней точки сечения балки до центра тяжести.

Прогиб балки посередине от моментов должен равняться стреле обратного прогиба . Из равенства прогибов получаем следующую формулу для расчета величины усадочной силы,

где - изгибная жесткость хребтовой балки;

       В- база вагона.

Дополнительные напряжения в хребтовой балке от усадочных сил будут равны

,

где f- площадь сечения хребтовой балки.

Вторым, фактором который приводит к дополнительным напряжениям в хребтовой балке, является изгиб балки под действием вертикальной нагрузки.

На рис. 2 показана расчетная схема, позволяющая определить эти дополнительные напряжения

Рис. 2

Допустим стрела прогиба хребтовой балки посередине длины вагона под действием вертикальной нагрузки . Продольные силы , действующие по оси автосцепки, будут в сечении балки посередине приводить к изгибающему моменту

,

где n- нормальная сила в сечении;

,

где - прогиб от продольных сил .

Определение связано с решением геометрически нелинейной задачи, в итоге

.

Дополнительные напряжения в сечении будут равны

,

где - момент сопротивления сечения балки.

По полученным зависимостям были выполнены расчеты дополнительных напряжений в хребтовой балке универсального грузового вагона открытого типа, крытого грузового вагона и пассажирского вагона. Из расчетов методом конечных элементов определены следующие значения максимальных прогибов хребтовой балки под действием вертикальной нагрузки:

- для грузового вагона открытого типа мм

- для крытого грузового вагона мм

- для пассажирского вагона мм

Расчетные значения дополнительных напряжений в хребтовой балке представлены в таблице.

                                                                                                          Таблица

                                                          

Наименование вагона

Дополни-тельные от усадочных сил

Дополни-тельные от изгиба продольными силами

%

Грузовой открытый

11,6

16

27,6

260

10,6

Крытый грузовой

6,6

71

77,6

260

29,8

Пассажирский

9,8

53,5

63,3

260

24,3

Анализ результатов показывает, что величина результирующих дополнительных напряжений составляет 10-30% от допускаемых и ранее в учет не принималась, следовательно, ее необходимо учитывать в процессе проектирования, что повысит надежность конструкций и межремонтный пробег.

Преимущества перед известными аналогами

Разработанная методика определения усадочных сжимающих сил, до настоящего времени не учитываемая при расчетах напряжений в хребтовой балке вагона

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение точности расчетов и надежности вагонных конструкций в 1,2 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

03.05.2006

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)