Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-016-06 |
||||||||||||||||||||||||
Наименование проекта Уточненный анализ напряжений в хребтовой балке вагона |
||||||||||||||||||||||||
Назначение Проектирование вагонов |
||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область применения Вагоностроение, проектные организации |
||||||||||||||||||||||||
Описание Результат выполнения НИР. Хребтовая балка вагона является одним из наиболее ответственных несущих элементов. По нормам проектирования вагонов напряжения в ней определяются от продольных сил, действующих по оси автосцепки, и от вертикальной нагрузки, включающей полезную нагрузку и собственный вес кузова вагона. Однако, помимо указанных нагрузок, имеются еще дополнительные, которые до настоящего времени не учитываются. К такой нагрузке относятся усадочные сжимающие силы, которые появляются при сварке двух зет-образных профилей продольным швом. Усадочные силы вызывают сжатие и изгиб хребтовой балки. Для устранения изгиба перед сваркой балке дается принудительный обратный прогиб. В результате после сварки напряжения от изгиба балки становятся близкими к нулю, но остаются напряжения от сжатия усадочными силами. Чтобы определить величину усадочных сил при известном обратном прогибе хребтовой балки можно воспользоваться расчетной схемой, показанной на рис. 1. Рис. 1 где h- расстояние от верхней точки сечения балки до центра тяжести. Прогиб балки посередине от моментов должен равняться стреле обратного прогиба где - изгибная жесткость хребтовой балки; В- база вагона. Дополнительные напряжения в хребтовой балке от усадочных сил будут равны , где f- площадь сечения хребтовой балки. Вторым, фактором который приводит к дополнительным напряжениям в хребтовой балке, является изгиб балки под действием вертикальной нагрузки. На рис. 2 показана расчетная схема, позволяющая определить эти дополнительные напряжения Рис. 2 Допустим стрела прогиба хребтовой балки посередине длины вагона под действием вертикальной нагрузки , где n- нормальная сила в сечении; , где - прогиб от продольных сил Определение связано с решением геометрически нелинейной задачи, в итоге . Дополнительные напряжения в сечении будут равны , где По полученным зависимостям были выполнены расчеты дополнительных напряжений в хребтовой балке универсального грузового вагона открытого типа, крытого грузового вагона и пассажирского вагона. Из расчетов методом конечных элементов определены следующие значения максимальных прогибов хребтовой балки под действием вертикальной нагрузки: - для грузового вагона открытого типа - для крытого грузового вагона - для пассажирского вагона Расчетные значения дополнительных напряжений в хребтовой балке представлены в таблице. Таблица
Анализ результатов показывает, что величина результирующих дополнительных напряжений составляет 10-30% от допускаемых и ранее в учет не принималась, следовательно, ее необходимо учитывать в процессе проектирования, что повысит надежность конструкций и межремонтный пробег. |
||||||||||||||||||||||||
Преимущества перед известными аналогами Разработанная методика определения усадочных сжимающих сил, до настоящего времени не учитываемая при расчетах напряжений в хребтовой балке вагона |
||||||||||||||||||||||||
Стадия освоения Внедрено в производство |
||||||||||||||||||||||||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
||||||||||||||||||||||||
Технико-экономический эффект Повышение точности расчетов и надежности вагонных конструкций в 1,2 раза |
||||||||||||||||||||||||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 03.05.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)