ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

04-017-06

Наименование проекта

Методы оценки повреждений, полученных транспортными средствами, в результате ДТП.

Назначение

Повысить точность оценки повреждений транспортных средcтв после дорожно-транспортных происшествий.

Рекомендуемая область применения

Независимая экспертиза повреждений транспортных средств

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской разработки.

 

Проблемы, связанные с выплатами по страховкам автомобилей попавших в дорожно-транспортные происшествия имеют большую актуальность. В некоторых случаях, при возникновении спорных моментов страховые компании отказываются возмещать ущерб. Причины таких споров различны, например: недостаточно точно оформленный протокол ДТП (указаны не все участники или не все видимые повреждения), не точная схема ДТП, а также в случаях, когда транспортные средства имели повреждения до указанного ДТП.  В этом случае у страховой компании или у участников ДТП возникает необходимость в получении независимого экспертного заключения. Это заключение предполагает оценку механизма ДТП и сопоставление повреждений указанных на участвовавших в ДТП транспортных средствах (далее ТС) со схемами, протоколом ДТП и исходными размерами ТС.

Вместе с уже известными способами оценки реальности повреждений указанных участниками ДТП (сопоставление повреждений с исходными размерами ТС) предложена к использованию компьютерная модель деформирования конструкции в результате воздействия внешней нагрузки. Результаты покажем на примере ДТП произошедшего 18.10.2005 г. в 23 час. 10 мин., в г. Северодвинске на проспекте Морской в районе дома 2 с участием автомашины ВАЗ-21065 и автомашины Опель-Вектра.

Проведены экспертные исследования административных документов по ДТП автомашин  ВАЗ-21065 и Опель-Вектра и технической литературы в соответствии с поставленным на разрешение вопросом о  возможности возникновения, указанных в документации повреждений, в рассматриваемом ДТП.

Схема ДТП, составленная на месте происшествия и предоставленная в страховую компанию, показывает, что  столкновение было фронтальным. Повреждения автомашины ВАЗ 21065, сосредоточенные в основном в центральной части капота, подтверждают эту схему. Однако, повреждения полученные автомашиной Опель-Вектра (согласно представленным фотографиям левая задняя часть автомашины Опель-Вектра имеет более значительные повреждения, чем правая)  ставят под сомнение возможность фронтального удара.

На основании утверждения водителя Опель-Вектра о том, что все указанные в документах и видимые на фотографиях повреждения были вызваны этим ДТП и ранее отсутствовали, нами был выполнен сравнительный расчет двух возможных вариантов столкновений.

Первый вариант – удар автомашиной ВАЗ 21065 в центральную заднюю часть автомашины Опель-Вектра (загружение 1).

Задняя часть автомашины Опель-Вектра была представлена как рама трижды статически неопределимая. На ригель в середине пролета действует статическая сосредоточенная нагрузка. Расчет выполнен методом конечных элементов, реализованным на программном комплексе Лира вер.9.0.

Статический расчет показал, что деформирование стоек происходит в равной степени. С учетом динамического коэффициента характер деформирования не изменится, лишь увеличатся все величины (нагрузка, деформации, напряжения).

Согласно расчету по загружению 1 задняя часть автомашины Опель-Вектра должна быть деформирована равномерно в правой и левой части, однако  согласно документам левая часть повреждена больше. Была разработана схема размеров транспортных средств до столкновения. Согласно которой, удар (по загружению 1) должен приходиться в центральную часть крышки багажника автомашины Опель-Вектра на уровне госномера. Однако на фотографиях  автомашины Опель-Вектра эта деталь не имеет вмятин от фронтального удара и госномер не поврежден. Следовательно, возможность фронтального удара с достаточной вероятностью можно исключить.

Анализ повреждений ТС показывает, что столкновение могло произойти при завершении маневра обгона при перестроении в правый ряд. Для уточнения характера деформирования автомашины Опель-Вектра при ударе в левый угол выполнен расчет по загружению 2. Сосредоточенная сила разложена на две составляющие по осям ОX  и OY в равной степени. Характер деформирования расчетной схемы по загружению 2 показывает, что повреждения автомашины Опель-Вектра должны быть больше в левой его части, что соответствует большинству представленных фотографий. В материалах ДТП указаны повреждения правой части автомашины Опель-Вектра. Обе рассмотренные схемы исключают возможность получения этих повреждений в данном ДТП. Следовательно, повреждения правой части автомашины Опель-Вектра были получены либо до указанного ДТП, либо имело место столкновение еще с каким либо предметом, однако в документах это не отражено.

Описанный выше подход к оценке реальности повреждений, описанных в материалах ДТП, позволяет исключить возможность подтасовки фактов при оценке ущерба понесенного владельцами транспортных средств.

Результаты данных исследований были использованы ООО «Системы промышленной безопасности» при проведении независимой экспертизы.

 

Преимущества перед известными аналогами

Представленные методы позволяют обосновать реальность повреждений транспортных средств или доказать, что заявленные повреждения не могли быть результатом данного дорожно-транспортного происшествия.

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение точности и сокращение времени оценки на 25%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

12.10.2006

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)