Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 63-056-05 |
||||||
Наименование проекта Регулятор поворота лопаток завихрителя фронтового устройства |
||||||
Назначение Для расширения диапазона регулирования лопаточного завихрителя и повышения его эффективности с точки зрения снижения потерь для камер сгорания высокотемпературных газотурбинных двигателей ГТД |
||||||
Рекомендуемая область применения Авиационные двигатели |
||||||
Описание Результат выполнения конструкторской разработки Закручивающее устройство для камеры сгорания высокотемпературного ГТД содержит внутренний 1 (см. рисунок 1) и наружный 2 завихрители, а так же топливную форсунку 3. Приводной механизм внутреннего завихрителя имеет цилиндрический корпус, выполненный в виде гильзы 4, образующей с форсункой 3 кольцевую полость 5, содержит размещенный в полости 5 подпружиненный с одной стороны поршень 6 и жестко закрепленную с ним с другой стороны цилиндрическую втулку 7, имеющую продольные вырезы 8 по числу лопаток внутреннего завихрителя 1. На одной из сторон продольных вырезов 8 имеются зубчатые рейки, в зацепление с которыми входят шлицы поводков 9 поворотных хвостиков 10 лопаток внутреннего завихрителя 1. Поворотные хвостовики 10 закреплены с возможностью поворота между внутренним 11 и средним разделительным 12 кольцами закручивающего устройства. Полость поршня 6, обратная пружине, соединена с топливным каналом 13 форсунками 1. Приводной механизм наружного завихрителя 2 выполнен в виде кольцевой полости 14, образованной между наружным кольцом 15 закручивающего устройства и стенкой жаровой трубы 16, и заключенного в ней сильфона 17, одна сторона сильфона 7 жестко закреплена к фланцу 18 наружного кольца 15, а к другой стороне сильфона жестко крепится цилиндрическая втулка 19, имеющая продольные вырезы 20 по числу лопаток наружного завихрителя. На одной из сторон продольных вырезов 20 имеются зубчатые рейки, в зацепление с которыми входят шлицы поводков 21 поворотных хвостиков 22 лопаток наружного завихрителя 2. Поворотные хвостовики 22 закреплены с возможностью поворота между средним разделительным 12 и наружным 15 кольцами закручивающего устройства. Во внутреннюю полость сильфона 17 подводится давление перед компрессором двигателя, а давление в кольцевой полости 14 соответствует давлению за компрессором ГТД. Устройство для регулирования завихрителя фронтового устройства работает следующим образом. При неработающем двигателе, когда топливо и воздух в камеру сгорания не подводятся, элементы устройства находятся в исходном положении. Хвостовики 10 лопаток внутреннего завихрителя 1 установлены на максимально допустимый угол с минимальным проходным сечением в межлопаточных каналах, а поршень 6 с цилиндрической втулкой 7 находятся в крайнем исходном положении на упоре. Хвостовики 22 лопаток наружного завихрителя 2 установлены на максимальный конструктивный угол (завихритель закрыт), а сильфон 17 имеет максимальный объем. При запуске двигателя под действием давления топлива поршень 6 начинает перемещаться, сжимая пружину, и перемещает цилиндрическую втулку 7, которая через зубчатые передачи поворачивает поводок 9 хвостовиков 10 лопаток внутреннего завихрителя 1 на открытие (меньший угол), одновременно увеличивая площадь проходного сечения межлопаточных каналов. Одновременно начинает расти давление воздуха за компрессором Р к*. Рост Р к* приводит к сжатию сильфона 17 и его перемещению сторону фланца 18 наружного кольца 15, вызывающего, в свою очередь, и перемещение цилиндрической втулки 19, которое приводит к повороту поводка 21 хвостовиков 22 лопаток наружного завихрителя 2 на открытие с увеличением площади проходного сечения межлопаточных каналов. Зависимость угла установки хвостовиков лопаток внутреннего завихрителя 1 от давления топлива (режима работы ГТД) определяется жесткостью пружины и выбирается из условий подержания в зоне горения коэффициента избытка воздуха, близкого к оптимальному, обеспечение требуемой закрутки потока на всех режимах работы ГТД и приемлемого уровня гидравлических потерь. Углы отклонения хвостовиков лопаток внутреннего завихрителя регулируются в узком диапазоне по величине давления топлива перед форсунками, а углы отклонения хвостовиков лопаток наружного завихрителя регулируются в широком диапазоне (завихритель полностью закрыт - полностью открыт) по величине степени повышения давления воздуха в компрессоре двигателя по формуле: *к =
Зависимость угла установки хвостовиков лопаток наружного завихрителя от
Применение данной разработки позволяет расширить диапазон регулирования лопаточного завихрителя для КС высокотемпературного ГТД и повысить его эффективность с точки зрения снижения гидравлических потерь в закручивающем устройстве путем раздельного управления наружным и внутренним завихрителем и по режимам работы ГТД и при изменении условий полета летательного аппарата.
Рис. 2. Регулятор поворота лопаток (в положении, соответствующем максимальному режиму работы)
Рис. 3. Вид А-А (см. рис. 2) |
||||||
Преимущества перед известными аналогами Возможность регулирования величины закрутки потока путем изменения углов установки хвостовиков лопаток закручивающего устройства и управление углом установки лопаток посредством зубчатых передач |
||||||
Стадия освоения Внедрено в производство |
||||||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
||||||
Технико-экономический эффект Годовой экономический эффект от внедрения составил 1,2 млн. рублей |
||||||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
||||||
Дата поступления материала 21.10.2005 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)