ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-086-05

Наименование проекта

Половинчатый чугун

Назначение

Получение чугуна для изготовления деталей высоконагруженных узлов трения

Рекомендуемая область применения

Металлургия

Описание

Результат выполнения НИР

Половинчатый чугун используется в машиностроении для деталей высоконагруженных узлов трения и содержит компоненты вследующем соотношении, мас.%:

Углерод - 3,54 - 4,39

Кремний-2,97-4,03

Марганец - 6,3 - 9,8

Хром-0,73-1,59

Ванадий-1,32-3,25

Медь- 1,64-3,16

Алюминий - 0,04 - 0,28

Магний - 0,03 - 0,06

Кальций - 0,006 - 0,03

РЗМ - 0,01 - 0,04

Железо - Остальное.

В качестве примесей в чугуне могут присутствовать сера (до 0,02%) и фосфор (до 0,1%).

Состав чугуна выбран, исходя из следующих соображений.

Резко увеличено содержание марганца в чугуне с целью получения аустенитной основы в его структуре. Аустенитная структура легко наклепывается в процессе работы узла трения, особенно при повышенных нагрузках, что приводит к сохранению композитной структуры на поверхности трения, повышению износостойкости чугуна и снижению коэффициента трения. При содержании марганца менее 6,3% количество аустенита в структуре чугуна уменьшается, появляется мартенситно-трооститная структура, что приводит к повышению твердости и ухудшению антифрикционных свойств чугуна. При содержании марганца 9,8% чугун имеет полностью аустенитную структуру матрицы даже в толстостенных отливках и более высокое содержание марганца приводит только к повышению устойчивости аустенита, уменьшая его способность наклепываться при нагружении.

Содержание ванадия в чугуне увеличено с целью получения в его структуре эвтектики на основе карбидов ванадия. Такая эвтектика обеспечивает формирование композитной аустенитно-карбидно-графитной структуры как по всему объему изделия, так и на поверхности трения. При содержании ванадия менее 1,32% образуется значительное количество сложной эвтектики на основе карбидов М 7Сз (типа Сr7Сз) и легированного цементита, что нарушает композитный характер структуры и ухудшает свойства чугуна. Содержание ванадия более 3,25% не влияет на композитный характер структуры, но приводит к уменьшению количества графита, ухудшая антифрикционные свойства чугуна.

В связи с увеличением количества марганца и ванадия, являющихся карбидообразующими и отбеливающими элементами (способствующими образованию структуры белого чугуна), в составе чугуна увеличено и содержание кремния как по нижнему (2,97%), так и по верхнему (4,03%) пределу. При содержании кремния меньше 2,97% усиливается склонность чугуна к отбелу, что проявляется в повышении твердости, снижении прочности и ухудшении антифрикционных свойств чугуна. При содержании более 4,03% кремний снижает механические свойства чугуна и его износостойкость.

Остальные компоненты содержатся в чугуне в пределах, аналогичных прототипу, и их влияние не отличается от изложенного в описании прототипа.

Чугун выплавляли в индукционной тигельной печи ИСТ-0.06 с основной хромомагнезитовой футеровкой на шихте, состоящей из отходов углеродистой стали, передельного чугуна, ферросплавов (ферросилиция, ферромарганца, феррохрома, феррованадия), электродного боя, отходов электротехнической меди и алюминия. Алюминий и медь использовались частично и в составе комплексного модификатора совместно с лигатуройFе-Si-Мg-Са-РЗМ и добавками РЗМ в виде ферроцерия.

Модифицирование чугуна проводили в разливочном ковше емкостью 50 кг методом сандвич-процесса, пригружая модифицирующую смесь отходами меди. Температура модифицируемого металла составляла 1450-1480°С.

Жидкий чугун разливали в сухие песчано-глинистые формы. Отливали стандартные разрывные образцы диаметром 10 мм (типа образцов для ковкого чугуна) и пластины сечением 15х15 мм. Из последних изготавливали образцы для проведения испытаний на износ и металлографического анализа. Литые образцы и пластины подвергали термической обработке, состоящей из отжига для частичной графитизации карбидов (950 °С, 2 часа), закалки на воздухе и отпуска для снятия напряжений (180°С, 1 час).

Испытания на износ проводили на модернизированной машине МИ-1М в условиях сухого трения (без смазки) по схеме "вращающийся диск-неподвижная колодка". Диск контртела диаметром 50мм изготавливали из стали 45, термообработанной на НRС э46. Испытания проводили при частоте вращения диска 250об/мин с удельными нагрузками 1,5 и 20 МПа. Износ определяли по потере массы образца в процессе изнашивания (на 1 см 2 поверхности трения при пути трения 1 км). Параллельно определяли коэффициент трения.

Химические составы чугунов и результаты их испытаний приведены в табл. 1 и 2 в сопоставлении с известным чугуном (прототипом).

Видно, что чугун предлагаемого состава отличается от известного более высокими прочностными свойствами и износостойкостью при пониженном коэффициенте трения. Особенно преимущества предлагаемого чугуна видны при сухом трении в условиях больших нагрузок (например, при Р=20 МПа).

При выходе за предлагаемые пределы содержания компонентов в чугуне (сплавы 6 и 7) существенно ухудшаются его свойства: у чугуна состава 6 - прочность и коэффициент трения, у чугуна состава 7 - износостойкость и коэффициент трения.

Таблица 1

Химические составы сплавов

Сплав

Содержание элементов, мас.%

С

Si

Mn

Сг

V

Сu

А1

Мg

Са

РЗМ

1

2

3

4

5

3,54 3,69 3,98 4,10 4,39

4,03 3,81 3,75 3,49 2,97

7,1

7,8

9,8

6,3

6,6

1,15

0,80

0,77

1,59

0,73

1,39 1,83 1,66 1,32 3,25

1,77 1,85 1,64 2,97 3,16

0,04 0,10 0,19 0,21 0,28

0,03 0,03 0,05 0,04 0,06

0,01 0,006 0,02 0,01 0,03

0,04 0,03 0,02 0,03 0,01

6

7

3,27 4,39

2,56 4,10

4,5

9,8

2,14 0,59

3,74 0,88

0,63 3,24

0,03 0,31

0,01 0,08

0,002 0,04

0,06 0,005

Прототип

3,46

3,05

0,30

1,26

0,80

0,64

0,23

0,04

0,02

0,03

Таблица 2

Свойства чугунов (после термической обработки)

Сплав

НВ

у в,МПа

Износ И, мг/см 2км, при Р, МПа

МПа

Коэффициент трения

при Р, МПа

1,5

20

1,5

20

1

2

3

4

5

262-277 269-285 262-277 277-293 285-311

740-760 760-780 750-780 730-750 760-790

8

7

9

7

6

91

83

90

81

79

0,63

0,63

0,62

0,63

0,62

0,32 0,30 0,31 0,32 0,30

6

7

401-444 241-255

350-380 650-680

6

16

78

418

0,70

0,68

0,44 0,51

Прототип

248-285

670-690

10

256

0,67

0,48

Преимущества перед известными аналогами

Состав чугуна

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение прочности, износостойкости и антифрикционных свойств в условиях трения, при больших нагрузках в 1,2 - 1,3 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

01.11.2005

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)