ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-067-05

Наименование проекта

Уменьшение гололедообразования на автомобильных дорогах путем строительства противогололедных покрытий.

Назначение

Зимнее содержание автомобильных дорог.

Рекомендуемая область применения

Строительство дорог, автодорожные управления, ЖКХ.

Описание

Результат выполнения НИР.

Зимняя скользкость, образующаяся на дорогах, значительно снижает безопасность движения автомобилей, являясь причиной 50-60% дорожно-транспортных происшествий, связанных с неблагоприятными условиями, хотя продолжительность такого состояния составляет всего 15-20% за весь зимний период.

Повышение эффективности зимнего содержания, предупреждение и ликвидация гололедообразования базируется на применении фрикционного, механического, химического, теплового методов, а также на прогнозировании гололедообразовании (на магистральных дорогах).

В настоящее время наиболее распространен химический метод, однако он экологически опасен. Такие методы, как фрикционный, механический, тепловой не экономичны. Анализ имеющихся способов борьбы с гололедообразованием показывает, что наиболее перспективным является придание противогололедных свойств самому дорожному покрытию.

Предложены разные составы смесей для покрытий с противогололедными добавками. Далеко не все смеси эффективны при эксплуатации покрытий, причем некоторые из них оказывают коррозионное воздействие на металлы и вредное воздействие на окружающую среду.

Наиболее оптимальной (с позиции эффективности снижения гололедообразования и минимума вредного воздействия на окружающую среду) является композиция для устройства верхнего слоя дорожного покрытия, приготовленная путем смешения минеральных компонентов, органического вяжущего и противогололедной добавки в виде порошкообразной водорастворимой смеси алкил-алкенсиликоната щелочного металла и хлористых солей щелочных или щелочноземельных металлов, взятой в количестве 3-5% от массы минеральных компонентов.

Для введения противогололедных добавок используется оборудование для приготовления активированного минерального порошка. В емкость для активирующей смеси загружают противогололедный компонент и по обычной схеме производят его смешивание с минеральным порошком. Далее асфальтобетонная смесь готовится обычным образом.

Композицию укладывают в верхние слои дорожного покрытия, чем обеспечивают его противогололедное свойство. По мере износа слоя освобождается противогололедная добавка и предупреждает образование зимнего скольжения.

Противогололедная добавка снижает адгезию льда к покрытию, а также усиливет антигололедный эффект за счет предотвращения повторного льдообразования при переходе температуры через 0°С. Эффект предотвращения повторного льдообразования обеспечивается тем, что не прореагировавшая часть компонента добавки алкил-алкенсиликоната натрия растворяется в растворе хлорида и, снижая поверхностное натяжение, играет роль смачивающего компонента.

Сравнение описываемого и фрикционного способа содержания дорог в зимний период показывает более высокую экономичность первого (рис. 1), что является следствием экономии машиночасов работы дорожной техники, задействованной в зимнем содержании автомобильных дорог.


Рис. График зависимости расхода противогололедных материалов от температуры окружающей среды.

Использование противогололедных покрытий позволит поддерживать транспортно-эксплуатационные показатели дорог на соответствующем уровне, намного сократив при этом расходы на зимнее содержание. Также снизится экологическая напряженность на придорожной полосе дороги.

Преимущества перед известными аналогами

Изучение путей снижения гололедообразования на автомобильных дорогах с использованием противогололедных покрытий. Дан оптимальный состав асфальтобетонной смеси с противогололедными добавками и показано преимущество таких покрытий.

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение транспортно-эксплуатационных показателей зимних дорог, снижение аварийности. Сокращение расходов на зимнее содержание дорог на 30% и более.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

06.10.2005

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)