Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-067-05 |
Наименование проекта Уменьшение гололедообразования на автомобильных дорогах путем строительства противогололедных покрытий. |
Назначение Зимнее содержание автомобильных дорог. |
Рекомендуемая область применения Строительство дорог, автодорожные управления, ЖКХ. |
Описание Результат выполнения НИР. Зимняя скользкость, образующаяся на дорогах, значительно снижает безопасность движения автомобилей, являясь причиной 50-60% дорожно-транспортных происшествий, связанных с неблагоприятными условиями, хотя продолжительность такого состояния составляет всего 15-20% за весь зимний период. Повышение эффективности зимнего содержания, предупреждение и ликвидация гололедообразования базируется на применении фрикционного, механического, химического, теплового методов, а также на прогнозировании гололедообразовании (на магистральных дорогах). В настоящее время наиболее распространен химический метод, однако он экологически опасен. Такие методы, как фрикционный, механический, тепловой не экономичны. Анализ имеющихся способов борьбы с гололедообразованием показывает, что наиболее перспективным является придание противогололедных свойств самому дорожному покрытию. Предложены разные составы смесей для покрытий с противогололедными добавками. Далеко не все смеси эффективны при эксплуатации покрытий, причем некоторые из них оказывают коррозионное воздействие на металлы и вредное воздействие на окружающую среду. Наиболее оптимальной (с позиции эффективности снижения гололедообразования и минимума вредного воздействия на окружающую среду) является композиция для устройства верхнего слоя дорожного покрытия, приготовленная путем смешения минеральных компонентов, органического вяжущего и противогололедной добавки в виде порошкообразной водорастворимой смеси алкил-алкенсиликоната щелочного металла и хлористых солей щелочных или щелочноземельных металлов, взятой в количестве 3-5% от массы минеральных компонентов. Для введения противогололедных добавок используется оборудование для приготовления активированного минерального порошка. В емкость для активирующей смеси загружают противогололедный компонент и по обычной схеме производят его смешивание с минеральным порошком. Далее асфальтобетонная смесь готовится обычным образом. Композицию укладывают в верхние слои дорожного покрытия, чем обеспечивают его противогололедное свойство. По мере износа слоя освобождается противогололедная добавка и предупреждает образование зимнего скольжения. Противогололедная добавка снижает адгезию льда к покрытию, а также усиливет антигололедный эффект за счет предотвращения повторного льдообразования при переходе температуры через 0°С. Эффект предотвращения повторного льдообразования обеспечивается тем, что не прореагировавшая часть компонента добавки алкил-алкенсиликоната натрия растворяется в растворе хлорида и, снижая поверхностное натяжение, играет роль смачивающего компонента. Сравнение описываемого и фрикционного способа содержания дорог в зимний период показывает более высокую экономичность первого (рис. 1), что является следствием экономии машиночасов работы дорожной техники, задействованной в зимнем содержании автомобильных дорог. Рис. График зависимости расхода противогололедных материалов от температуры окружающей среды. Использование противогололедных покрытий позволит поддерживать транспортно-эксплуатационные показатели дорог на соответствующем уровне, намного сократив при этом расходы на зимнее содержание. Также снизится экологическая напряженность на придорожной полосе дороги. |
Преимущества перед известными аналогами Изучение путей снижения гололедообразования на автомобильных дорогах с использованием противогололедных покрытий. Дан оптимальный состав асфальтобетонной смеси с противогололедными добавками и показано преимущество таких покрытий. |
Стадия освоения Опробовано в условиях опытной эксплуатации |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Повышение транспортно-эксплуатационных показателей зимних дорог, снижение аварийности. Сокращение расходов на зимнее содержание дорог на 30% и более. |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 06.10.2005 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)