Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 50-005-05 |
Наименование проекта Восстановительный ремонт блоков двигателей автомобилей с использованием водорастворимых смазочных материалов в качестве СОТС |
Назначение Применение водорастворимых смазочных материалов при механической обработке. |
Рекомендуемая область применения При ремонтных работах на металлорежущих станках. |
Описание Результат выполнения научно-исследовательской работы. При восстановительном ремонте блоков двигателей автомобилей для получения необходимых ремонтных размеров производится растачивание и хонингование внутренних отверстий гильз или блоков двигателей, установка ремонтных втулок с последующим развертыванием их отверстий. Растачивание на нужный ремонтный размер и развертывание отверстий происходит всухую, а при окончательных операциях хонингования используют смазочно-охлаждающие технологические средства (СОТС), главным образом для уменьшения теплообразования и отвода тепла, удаления из зоны обработки отходов хонингования, получения заданных параметров шероховатости и точности обработки. На автотранспортных предприятиях при капитальном ремонте двигателей автомобилей при хонинговании гильз, блоков цилиндров широко используют керосин, керосино-масляную смесь, дизельное топливо. В керосин добавляют 10-80% индустриального масла, 3-5% олеиновой кислоты для уменьшения шероховатости обрабатываемой поверхности. Керосин, керосино-масляная смесь, дизельное топливо обладают низкой вязкостью, хорошей проникающей способностью в зону резания, высокими моющими средствами. Однако данные СОТС не обеспечивают нужной шероховатости хонингуемой поверхности, являются легковоспламеняемыми жидкостями, в рабочей зоне образуют пожаровзрывоопасные аэрозоли, оказывают вредное воздействие на организм работающих. Для обеспечения надежности пар трения поршневое кольцо - гильза (блок цилиндра) двигателя при смазывании моторным маслом внутренние поверхности гильз, блоков цилиндров должны обладать высокой износостойкостью, хорошими антифрикционными свойствами. В настоящее время имеется ряд технологий обработки внутренних поверхностей гильз, блоков цилиндров для повышения их износостойкости и антифрикционных свойств: механо-химическая обработка, финишная антифрикционная безабразивная обработка, антифрикционно-деформационная обработка, антифрикционно-деформационное хонингование, антифрикционно-плосковершинное хонингование, плато-вершинное хонингование с последующей сухой антифрикционной обработкой. При методах антифрикционно-плосковершинного и плато-вершинного хонингования сухой антифрикционной обработкой создается структура микронеровности, состоящая из чередующих масляных карманов и плоских выступов, увеличивающих опорную длину профиля микрогеометрии поверхности. Синергетичный подход к хонингованию гильз и блоков цилиндров автомобилей предполагает согласованность (когерентность) между процессами, протекающими в системе алмазно-абразивный инструмент - обрабатываемое изделие. Предпосылкой для формирования диссипативных структур, обеспечивающих самоорганизацию процессов, является определенное соотношение между производством энтропии и обменом энтропии с внешней средой, а также наличие качественного скачка при критических (пороговых) параметров системы - точек бифуркации. Водорастворимый смазочный материал РВ - ЗУМ содержит фрактальные лигадные кластеры, адсорбирующие из смазочно-водной среды на контактирующие поверхности. При достижении трубосистемных точек бифуркации на алмазно-абразивном инструменте и рабочих поверхностях гильз и блоков цилиндров формируются пленки высоконагрузочной и смазочной способности, улучшающие качество поверхности. С целью улучшения качества хонингуемой поверхности, замены пожароопасных, токсичных жидкостей: керосина, керосино-масляных смесей, дизельного топлива - рекомендуется использовать водорастворимый технологический смазочный материал РВ-ЗУМ ТУ0258-002-27145608-96, содержащий ингибитор коррозии, что позволяет снизить содержание концентрата с 1,1 до 0,3% в водных средах. Режущая способность хонинговальных брусков при использовании 0,6%-ного водного раствора РВ-ЗУМ составляет 0,074 мг.мин -1мм 2, при использовании керосина - 0,066 мг.мин -1мм 2, при использовании дизельного топлива - 0,04 мг.мин -1мм 2 в качестве СОТС. При растачивании и хонинговании блока цилиндра легкового автомобиля марки ВАЗ на ремонтный размер параметр шероховатости рабочих поверхностей блока цилиндров составил 0,20 - 0,25 мкм, что соответствует техническим требованиям к данным поверхностям. |
Преимущества перед известными аналогами Водорастворимый смазочный материал РВ-ЗУМ с ингибитором коррозии улучшает качество поверхности при расточке, хонинговании гильз и блоков цилиндров автомобиля, устраняет пожароопасность, вредное воздействие на работающих и окружающую среду |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Улучшение качества изделий на 20-30%. |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 15.10.2004 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)