ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

84-007-04

Наименование проекта

Методы определения расхода масла автомобильными двигателями

Назначение

Для определения расхода масла автомобильными двигателями

Рекомендуемая область применения

Автомобилестроение

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

Общий расход масла двигателем от его замены до замены определяется уравнением следующего вида (л/ч):

v c/c + g mД

g Ме= ------------------------, (1)

Т

гдеvc/c- объём системы смазки двигателя, л;

gмд - суммарный до­лив масла в систему смазки двигателя за период времени от замены до замены, л;

Т - периодичность замены масла, ч.

Однако в эксплуатации принято расход масла определять в л/100 кмили в процентах от расхода топлива.

Расход масла в л/100 км принято определять для бензиновых двигателей. Рассчитать его можно следующим образом. Если известны Т (периодичность замены масла на двигателе, ч) иvЭ(средняя эксплуатационная ско­ рость, учитывающая работу двигателя как при движении автомобиля, так иего работу при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, т. е.при стоянке автомобиля, км/ч), то уравнение (1) можно преобразовать как(л/100 км):

v c/c + g mД

g Ме= ------------------------ * 100 , (2)

Т v Э

Для дизельных двигателей расход масла принято определять в процентах от расхода топлива, т.е. уравнение (1) для этого случая будет иметьвид:

(3)

гдеq Те- суммарный расход топлива автомобилем в литрах за времяТ.

Если известен эксплуатационный расход топлива автомобилемqЭв л/100 км, то уравнение (3) можно преобразовать как

v c/c + g mД

g Ме= ------------------------ , (4)

q Э Т

Обычно в эксплуатации под расходом масла понимают не общий

расход маслаg Ме,а расход масла на доливgмд (иногда его называют расходом масла на угар), т.к. в общий расход масла входит постоянная составляющаяv С/С/t(см. уравнение 1) для автомобилей одной и той же модели. И тогда расход масла на долив определяют как

(5)

гдеdgm- доля израсходованного масла за конкретные наработку илипробег в км (в литрах или кг);dgt- доля израсходованного масла за те жесамые наработку или пробег.

Современные автотранспортные дизельные двигатели выпускаются срасходом маслаg mД0=0,2 - 0,4 % от расхода топлива (расход масла новыхдвигателей). По мере эксплуатации двигателя расход маслаgmпостоянно увеличивается, что связано с износом деталей цилиндро-поршневой группы (гильз, поршней и колец). На рисунке 1 показана зависимость расхода масла двигателей ЯМЗ-238 от их пробегаs(относительно расхода масла новыхдвигателей). Указанная зависимость построена по результатам эксплуатации двигателей ЯМЗ-238 и их модификаций на автомобилях МАЗ, работающих на междугородных перевозках грузов в Ярославском ОАО «Межавтотранс».

Рисунок 1- Зависимость расхода маслаgМ/gМДО, от пробегаs:gМДО-расход масла нового двигателя;gМД- текущий расход масла;gМДпр- пре дельное значение расхода масла.

За предельное значение расхода масла обычно принимаетсяgМДпр»3gМДО.При достижении значенияgМДпрдальнейшая эксплуатация дви­гателей становится экономически нецелесообразной и небезопасной. Повы­шается вероятность поломок поршневых колец вследствие их износа и выхо­ да из строя двигателей. Пробег двигателяs Р, соответствующий расходу маслаg Мпр, является ресурсом деталей цилиндро-поршневой группы. При дос­тижении указанного пробега на двигателях необходима замена рассматри­ваемых деталей.

Для замера расхода масла двигателями в эксплуатации в составе автотранспортных сред до настоящего времени нет соответствующих приборов и устройств, позволяющих автоматизировать этот процесс. Исключение составляют те устройства, которые применяются заводами - изготовителями двигателей при их стендовых испытаниях. Эти устройства разрабатываютсяи изготавливаются самими заводами. Так, в экспериментальном цехе ОАО «Автодизель» используется установка, показанная на рисунке 2.

Рисунок 2 - Схема установки для определения расхода масла двигателем при работе на стенде: 1 - двигатель, 2 - труба для слива масла, 3 - весы, 4 - разновески, 5 - бачок для масла, 6 - труба для подачи масла в картер дви­гателя, 7 - насос для подачи масла, 8 - кран.

Принцип её работы заключается в следующем. В двигатель, установленный на стенд, заливается масло по верхнюю метку "В" масломерного щупа. Двигатель запускается и выводится на режим испытания. Производитсяслив масла с помощью крана 8 и сливной трубы 2 в бачок для масла 5, установленный на левую чашу весов 3. Порция слитого масла взвешивается, еёвесgmi(вес масла, находящегося в картере двигателя над срезом сливной трубы 2 в начале испытания, - нижняя метка "Н" на масломерном щупе). После взвешивания порция масла откачивается в картер двигателя с помощьюнасоса 7. В конце режима испытания снова из картера откачивается порциямасла, находящаяся под срезом сливной трубы 2, и она взвешивается (gm2)-

Абсолютный расход масла за режим испытания определяется как

dg m= g m1 - g m (6)

В процессе испытания двигателя фиксируется общий расход топливаdgtирасход масла в процентах от расхода топлива определяется согласно уравнению (5).

При эксплуатационных испытаниях двигателей ЯМЗ в составе автотранспортных средств проводятся регулярные контрольные замеры расхода масла по следующей методике. Перед выездом автомобиля на линию масло доливается по верхнюю метку масломерного щупа двигателя и полностьюзаполняется топливный бак (по самую его горловину). После возвращенияавтомобиля с линии мерной посудой доливается масло в картер двигателя поверхнюю метку масломерного щупа и топлива в бак по его горловину. Таким образом определяютсяdgm,dgt,а затем иgмд.

Если в условиях автохозяйств чётко фиксируется расход ГСМ для отдельных автомобилей, то по статистическим данным расход масла можно определять за неделю, месяц, квартал или год для отдельных моделей автомобилей.

Расход масла наряду с расходом топлива является важным экономическим показателем автомобиля. Его необходимо постоянно контролироватьв эксплуатации рассмотренными выше методами. К тому же расход маслаявляется одним из основных параметров для диагностирования состояния деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.

Преимущества перед известными аналогами

Уменьшение расхода масла

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Уменьшение расхода масла в 2-3 раза

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

29.04.2004

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)