Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 84-007-04 |
Наименование проекта Методы определения расхода масла автомобильными двигателями |
Назначение Для определения расхода масла автомобильными двигателями |
Рекомендуемая область применения Автомобилестроение |
Описание
Результат выполнения научно-исследовательской работы. Общий расход масла двигателем от его замены до замены определяется уравнением следующего вида (л/ч):
v c/c + g mД g Ме= ------------------------, (1) Т
гдеvc/c- объём системы смазки двигателя, л; gмд - суммарный долив масла в систему смазки двигателя за период времени от замены до замены, л; Т - периодичность замены масла, ч. Однако в эксплуатации принято расход масла определять в л/100 кмили в процентах от расхода топлива. Расход масла в л/100 км принято определять для бензиновых двигателей. Рассчитать его можно следующим образом. Если известны Т (периодичность замены масла на двигателе, ч) иvЭ(средняя эксплуатационная ско рость, учитывающая работу двигателя как при движении автомобиля, так иего работу при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, т. е.при стоянке автомобиля, км/ч), то уравнение (1) можно преобразовать как(л/100 км):
v c/c + g mД g Ме= ------------------------ * 100 , (2) Т v Э
Для дизельных двигателей расход масла принято определять в процентах от расхода топлива, т.е. уравнение (1) для этого случая будет иметьвид:
(3)
гдеq Те- суммарный расход топлива автомобилем в литрах за времяТ. Если известен эксплуатационный расход топлива автомобилемqЭв л/100 км, то уравнение (3) можно преобразовать как
v c/c + g mД g Ме= ------------------------ , (4) q Э Т
Обычно в эксплуатации под расходом масла понимают не общий расход маслаg Ме,а расход масла на доливgмд (иногда его называют расходом масла на угар), т.к. в общий расход масла входит постоянная составляющаяv С/С/t(см. уравнение 1) для автомобилей одной и той же модели. И тогда расход масла на долив определяют как
(5) гдеdgm- доля израсходованного масла за конкретные наработку илипробег в км (в литрах или кг);dgt- доля израсходованного масла за те жесамые наработку или пробег. Современные автотранспортные дизельные двигатели выпускаются срасходом маслаg mД0=0,2 - 0,4 % от расхода топлива (расход масла новыхдвигателей). По мере эксплуатации двигателя расход маслаgmпостоянно увеличивается, что связано с износом деталей цилиндро-поршневой группы (гильз, поршней и колец). На рисунке 1 показана зависимость расхода масла двигателей ЯМЗ-238 от их пробегаs(относительно расхода масла новыхдвигателей). Указанная зависимость построена по результатам эксплуатации двигателей ЯМЗ-238 и их модификаций на автомобилях МАЗ, работающих на междугородных перевозках грузов в Ярославском ОАО «Межавтотранс».
Рисунок 1- Зависимость расхода маслаgМ/gМДО, от пробегаs:gМДО-расход масла нового двигателя;gМД- текущий расход масла;gМДпр- пре дельное значение расхода масла.
За предельное значение расхода масла обычно принимаетсяgМДпр»3gМДО.При достижении значенияgМДпрдальнейшая эксплуатация двигателей становится экономически нецелесообразной и небезопасной. Повышается вероятность поломок поршневых колец вследствие их износа и выхо да из строя двигателей. Пробег двигателяs Р, соответствующий расходу маслаg Мпр, является ресурсом деталей цилиндро-поршневой группы. При достижении указанного пробега на двигателях необходима замена рассматриваемых деталей. Для замера расхода масла двигателями в эксплуатации в составе автотранспортных сред до настоящего времени нет соответствующих приборов и устройств, позволяющих автоматизировать этот процесс. Исключение составляют те устройства, которые применяются заводами - изготовителями двигателей при их стендовых испытаниях. Эти устройства разрабатываютсяи изготавливаются самими заводами. Так, в экспериментальном цехе ОАО «Автодизель» используется установка, показанная на рисунке 2. Рисунок 2 - Схема установки для определения расхода масла двигателем при работе на стенде: 1 - двигатель, 2 - труба для слива масла, 3 - весы, 4 - разновески, 5 - бачок для масла, 6 - труба для подачи масла в картер двигателя, 7 - насос для подачи масла, 8 - кран. Принцип её работы заключается в следующем. В двигатель, установленный на стенд, заливается масло по верхнюю метку "В" масломерного щупа. Двигатель запускается и выводится на режим испытания. Производитсяслив масла с помощью крана 8 и сливной трубы 2 в бачок для масла 5, установленный на левую чашу весов 3. Порция слитого масла взвешивается, еёвесgmi(вес масла, находящегося в картере двигателя над срезом сливной трубы 2 в начале испытания, - нижняя метка "Н" на масломерном щупе). После взвешивания порция масла откачивается в картер двигателя с помощьюнасоса 7. В конце режима испытания снова из картера откачивается порциямасла, находящаяся под срезом сливной трубы 2, и она взвешивается (gm2)- Абсолютный расход масла за режим испытания определяется как dg m= g m1 - g m (6)
В процессе испытания двигателя фиксируется общий расход топливаdgtирасход масла в процентах от расхода топлива определяется согласно уравнению (5). При эксплуатационных испытаниях двигателей ЯМЗ в составе автотранспортных средств проводятся регулярные контрольные замеры расхода масла по следующей методике. Перед выездом автомобиля на линию масло доливается по верхнюю метку масломерного щупа двигателя и полностьюзаполняется топливный бак (по самую его горловину). После возвращенияавтомобиля с линии мерной посудой доливается масло в картер двигателя поверхнюю метку масломерного щупа и топлива в бак по его горловину. Таким образом определяютсяdgm,dgt,а затем иgмд. Если в условиях автохозяйств чётко фиксируется расход ГСМ для отдельных автомобилей, то по статистическим данным расход масла можно определять за неделю, месяц, квартал или год для отдельных моделей автомобилей. Расход масла наряду с расходом топлива является важным экономическим показателем автомобиля. Его необходимо постоянно контролироватьв эксплуатации рассмотренными выше методами. К тому же расход маслаявляется одним из основных параметров для диагностирования состояния деталей цилиндро-поршневой группы двигателя. |
Преимущества перед известными аналогами Уменьшение расхода масла |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Уменьшение расхода масла в 2-3 раза |
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
Дата поступления материала 29.04.2004 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)