ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

84-006-04

Наименование проекта

Метод определения параметров предельного состояния автомобильных дизелей

Назначение

Для определения параметров предельного состояния автомобильных дизелей

Рекомендуемая область применения

Дизельные автомобили

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

В процессе эксплуатации дизелей на автомобилях, в равной степени, как и на других установках, происходит износ деталей, приводящий кизменению их взаимного расположения и, как следствие, выходныхпараметров: расход топлива, масла и картерных газов; температурывыпускных газов; давления наддувочного воздуха и др. На заводах-изготовителях двигателей по результатам эксплуатационных испытаний стремятся установить зависимости изменения параметров от пробега. Так, вОАО «Автодизель» по результатам эксплуатации серийных дизелей ЯМЗ, ихпроверки на стенде, микрометража деталей при разборке в условиях экспериментального цеха определены изменения выходных параметров(диагностические параметры) и конструктивных параметров (основныхразмеров и зазоров), позволившие построить их эмпирические зависимости от пробега. Располагая такими зависимостями, стало возможным определить предельные значения параметров, под которыми понимают такие значения, при достижении которых дальнейшая эксплуатация дизелей становится экономически нецелесообразной (повышенные расходы топлива и масла, аккумуляторных батарей и т.п.), или же она должна быть прекращена по соображениям безопасности (происходит поломка поршневых колец, задиры рабочих поверхностей и шеек коленчатого вала и т.п.). При определении предельных значений параметров для отдельных групп дизелей ЯМЗ былиспользован метод минимального риска (минимального экономическогоущерба) (И.А. Биргер. Техническая диагностика. -М: Машиностроение, -1978, -239 с).

Суть этого метода заключается в том, что на основеэксплуатационных испытаний двигателей на автомобилях строится график,показанный на рисунке 1.

Рисунок 1. График определения оптимального предельного значениядиагностического параметраsметодом минимального экономическогоущерба:fi(s) - плотность распределения работоспособных автомобилей подиагностическому параметруs;f2(s) - плотность распределения автомобилейв предотказном состоянии по тому же параметру;g1- доля автомобилей, находящихся в работоспособном состоянии при назначенииsnp;g2- доля отказавших автомобилей приsnp.

Варьируя значениямиg1иg2добиваются такого значенияsnp, прикотором материальные и трудовые потери от восстановления автомобилейбудут минимальными. Полученное значениеsnpбудет оптимальным.

Значения параметров предельного состояния указанных вышедизелей, определённые методом минимального риска, приведены в таблице 1.

Полученные значения параметров предельного состояния дизелейЯМЗ широко используются в практике базовых автохозяйств ОАО«Автодизель». Они применяются для определения момента съёма дизелей савтомобилей для их отправки в капитальный ремонт и для выбраковкидеталей в процессе ремонта дизелей.

Стадия освоения - внедрено в ОАО «Автодизель».

В таблице приняты следующие обозначения групп деталей дизелей:

ЦПГ - детали цилиндро-поршневой группы;

КШМ - детали кривошипно-шатунной группы;

МГР - детали механизма газораспределения;

КД - корпусные детали (блок цилиндров, головки цилиндров и др.)

Таблица 1. Параметры (конструктивные и технического состояния)двигателей ЯМЗ

Группадеталей

Параметры иих предельные значения

Диагностические

Конструктивные

ЦПГ

Расход масла на угар

g m= 1,5 - 2,0 % от расхода

топлива.

Торцевой зазор в системе первое

компрессионное кольцо - канавка

поршня

ds= 0,45-0,50 мм

КШМ

Минимальное давление

масла в главной масляной

магистрали двигателя

Рмин = 0,05 - 0,10 МПа

Зазор в системе вкладыши -

шейкиколенчатого вала:

- шатунные

dШ= 0,228 - 0,248 мм

-коренные

dк= 0,235 - 253мм

МГР

Нестабильность тепловых

зазоров в системе клапан -

коромысло.

Зазор в системе ролик - ось толкателя

dМ= 0,13 - 0,16 мм

КД

1.Интенсивное

поступление охлаждающей

жидкости в масло

двигателя.

2.Разрушение прокладки

головки цилиндров ипрорыв газов из цилиндрадвигателя.

1. Кавитационное разрушение блока

цилиндров в нижней зоне уплотнениягильзы.

3.Увеличение высоты расточки под верхний бурт гильзы в блоке

цилиндров вследствие фретинг-

коррозии до размера

h= 12,08-12,15 мм

Преимущества перед известными аналогами

Уменьшение материальных и трудовых потерь от восстановления автомобилей

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Уменьшаются материальные потери в 2 раза

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

16.03.2004

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)