ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

83-107-04

Наименование проекта

Расчетная оценка несущей способности поврежденных коррозией участков трубопроводов, восстановленных с примененем наплавки

Назначение

Оптимизация технологии ремонта трубопровода при оценке несущей способности поврежденных участков трубопровода, определение допустимых размеров каверны

Рекомендуемая область применения

Магистральный трубопроводный транспорт

Описание

Результат выполнения НИР

Одним из характерных повреждений линейных участков трубопровода являются коррозионные каверны, возникающие в результате коррозии металла труб. Схематизация геометрии каверн может быть представлена выемкой со следующими геометрическими параметрами: глубиной Н, длинойl, ширинойw(рисунок 1).

Рисунок 1 - Линейный участок трубопровода с коррозионной каверной, восстановленной наплавкой

Специфика нагруженности линейных участков магистральных трубопроводов в процессе их эксплуатации заключается в том, что наиболее нагруженным является кольцевое направление стенки трубы. В связи с этим наличие поля остаточных напряжений в кольцевом направлении существенно скажется на уровне работоспособности восстановленного участка трубопровода.

Начальные условия:

1. Участок наплавки составляет зону размерамиw=m(pd) (гдеmЈ1) - в кольцевом направлении,l=lтр(lтр- размер линейного участка трубопровода в пределах коррозионной каверны) - в направлении продольной оси трубы иhнап=h- в направлении толщины стенкиs.

2. Кольцевые остаточные напряжения действуют только в наплавленном слое.

Средние предельные напряжения , характеризующие несущую способность рассматриваемого восстановленного участка трубопровода, определяли из предположения, что металл наплавляемого слоя при наличии кольцевых остаточных напряжений может дополнительно воспринимать усилие равноеpнап=( - )lhнап(где - предел прочности), а основной металл трубы в месте коррозионного повреждения -pом= l(s-h). Восстановленный участок трубопровода в границахl=lтрработает как биметалл и

, (1)

откуда

. (2)

Для перехода к рассмотрению наплавки каверн ограниченной протяженностиl<>триспользовали подход, базирующийся на следующих предположениях: полученное соотношение (2) сводится к виду

, (3)

где - эффективная длина трещины.

Выражение (3) с точки зрения оценки работоспособности трубопроводов с позиций вязкого разрушения отвечает случаю ослабления стенки трубопровода дефектом глубиной неограниченной протяженности (l=lтр) и позволяет оценить уровень средних предельных напряжений, характеризующих несущую способность трубопровода, ослабленного трещиноподобным дефектом. Переход к дефектам ограниченной протяженности в рамках рассматриваемой задачи может быть осуществлен путем введения поправки на в виде

,l/d<>

(4)

,l/dі1.

Используя (4), соотношение (2), представленное в форме (3), было преобразовано к следующему виду

, (5)

гдеh/s- относительная степень ослабления стенки трубопровода (h,s-cоответственно глубина каверны и толщина стенки трубы);

l/d- относительная протяженность каверны в направлении продольной оси трубы.

Данному уровню средних кольцевых напряжений в стенке трубопровода отвечает давление внутри трубы равное

. (6)

Максимальная величина давления , определяющая несущую способность магистрального трубопровода при отсутствии коррозионного повреждения стенки труб определяли как:

, (7)

где - напряжение течи.

С учетом соотношений (6) и (7) было получено выражение, позволяющее оценить предельно допустимые размеры коррозионных каверн, подлежащих восстановлению с помощью наплавки

, (8)

где - склонность металла труб к деформационному упрочнению.

В процессе выполнения кольцевых наплавочных валиков при остывании металла в них возникают усадочные усилияpусвдоль направления наплавки. В соответствие с этим принималась расчетная схема, отвечающая условиям нагружения трубопровода на участке выполнения наплавочных восстановительных работ (рисунок 2).

Рисунок 2 - Расчетная схема для оценки остаточных напряжений в наплавленных слоях

В соответствии с принятой схемой приложения усадочных усилийpускольцевые усилия в наплавленном слое по его длинеnусможно описать следующим соотношением

, (9)

гдеj- угловая координата в пределах сектораw(-a, +a).

Усредняя усилие на участке наплавки было получено следующее соотношение для определения средних усадочных усилий

, (11)

которым отвечают значения остаточных сварочных напряжений в наплавленном слое

, (12)

где - поправочная функция на жесткость.

Выражение (12) отвечает граничному условию, в соответствии с которым при выполнении кольцевой наплавки по всему периметру трубы (a=p) (т.е. случаю, отвечающему свободной усадки остывающего металла наплавленных валиков) =0.

При наплавке в условиях максимальной жесткости (a®0): =1

. (13)

Уровень остаточных напряжений в данных условиях достигает значений , откуда следует

. (14)

С учетом (14) и (8) было получено окончательное выражение для оценки допустимых размеров коррозионных каверн, подлежащих восстановлению с помощью наплавки

, (15)

здесьa- угол, определяющий сектор наплавки

(16)

Преимущества перед известными аналогами

Сокращение объема ремонтных работ, связанного с демонтажом линейных участков трубопроводов

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Снижение объема ремонтных работ на 50%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

31.07.2006

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)