Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 83-107-04 |
Наименование проекта Расчетная оценка несущей способности поврежденных коррозией участков трубопроводов, восстановленных с примененем наплавки |
Назначение Оптимизация технологии ремонта трубопровода при оценке несущей способности поврежденных участков трубопровода, определение допустимых размеров каверны |
Рекомендуемая область применения Магистральный трубопроводный транспорт |
Описание Результат выполнения НИР Одним из характерных повреждений линейных участков трубопровода являются коррозионные каверны, возникающие в результате коррозии металла труб. Схематизация геометрии каверн может быть представлена выемкой со следующими геометрическими параметрами: глубиной Н, длинойl, ширинойw(рисунок 1). Рисунок 1 - Линейный участок трубопровода с коррозионной каверной, восстановленной наплавкой Специфика нагруженности линейных участков магистральных трубопроводов в процессе их эксплуатации заключается в том, что наиболее нагруженным является кольцевое направление стенки трубы. В связи с этим наличие поля остаточных напряжений в кольцевом направлении существенно скажется на уровне работоспособности восстановленного участка трубопровода. Начальные условия: 1. Участок наплавки составляет зону размерамиw=m(pd) (гдеmЈ1) - в кольцевом направлении,l=lтр(lтр- размер линейного участка трубопровода в пределах коррозионной каверны) - в направлении продольной оси трубы иhнап=h- в направлении толщины стенкиs. 2. Кольцевые остаточные напряжения действуют только в наплавленном слое. Средние предельные напряжения , характеризующие несущую способность рассматриваемого восстановленного участка трубопровода, определяли из предположения, что металл наплавляемого слоя при наличии кольцевых остаточных напряжений может дополнительно воспринимать усилие равноеpнап=( - )lhнап(где - предел прочности), а основной металл трубы в месте коррозионного повреждения -pом= l(s-h). Восстановленный участок трубопровода в границахl=lтрработает как биметалл и , (1) откуда . (2) Для перехода к рассмотрению наплавки каверн ограниченной протяженностиl<>триспользовали подход, базирующийся на следующих предположениях: полученное соотношение (2) сводится к виду , (3) где - эффективная длина трещины. Выражение (3) с точки зрения оценки работоспособности трубопроводов с позиций вязкого разрушения отвечает случаю ослабления стенки трубопровода дефектом глубиной неограниченной протяженности (l=lтр) и позволяет оценить уровень средних предельных напряжений, характеризующих несущую способность трубопровода, ослабленного трещиноподобным дефектом. Переход к дефектам ограниченной протяженности в рамках рассматриваемой задачи может быть осуществлен путем введения поправки на в виде ,l/d<> (4) ,l/dі1. Используя (4), соотношение (2), представленное в форме (3), было преобразовано к следующему виду , (5) гдеh/s- относительная степень ослабления стенки трубопровода (h,s-cоответственно глубина каверны и толщина стенки трубы); l/d- относительная протяженность каверны в направлении продольной оси трубы. Данному уровню средних кольцевых напряжений в стенке трубопровода отвечает давление внутри трубы равное . (6) Максимальная величина давления , определяющая несущую способность магистрального трубопровода при отсутствии коррозионного повреждения стенки труб определяли как: , (7) где - напряжение течи. С учетом соотношений (6) и (7) было получено выражение, позволяющее оценить предельно допустимые размеры коррозионных каверн, подлежащих восстановлению с помощью наплавки , (8) где - склонность металла труб к деформационному упрочнению. В процессе выполнения кольцевых наплавочных валиков при остывании металла в них возникают усадочные усилияpусвдоль направления наплавки. В соответствие с этим принималась расчетная схема, отвечающая условиям нагружения трубопровода на участке выполнения наплавочных восстановительных работ (рисунок 2). Рисунок 2 - Расчетная схема для оценки остаточных напряжений в наплавленных слоях В соответствии с принятой схемой приложения усадочных усилийpускольцевые усилия в наплавленном слое по его длинеnусможно описать следующим соотношением , (9) гдеj- угловая координата в пределах сектораw(-a, +a). Усредняя усилие на участке наплавки было получено следующее соотношение для определения средних усадочных усилий , (11) которым отвечают значения остаточных сварочных напряжений в наплавленном слое , (12) где - поправочная функция на жесткость. Выражение (12) отвечает граничному условию, в соответствии с которым при выполнении кольцевой наплавки по всему периметру трубы (a=p) (т.е. случаю, отвечающему свободной усадки остывающего металла наплавленных валиков) =0. При наплавке в условиях максимальной жесткости (a®0): =1 . (13) Уровень остаточных напряжений в данных условиях достигает значений , откуда следует . (14) С учетом (14) и (8) было получено окончательное выражение для оценки допустимых размеров коррозионных каверн, подлежащих восстановлению с помощью наплавки , (15) здесьa- угол, определяющий сектор наплавки (16) |
Преимущества перед известными аналогами Сокращение объема ремонтных работ, связанного с демонтажом линейных участков трубопроводов |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Снижение объема ремонтных работ на 50% |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 31.07.2006 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)