Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 66-004-04 |
Наименование проекта Исследование путей создания сверхмалого телеуправляемого корабля для решения задач мониторинга водной среды и несения охранно-сторожевой службы |
Назначение Создание сверхмалого телеуправляемого корабля |
Рекомендуемая область применения Мониторинг водной среды, несение охранно-сторожевой службы, океанология |
Описание Данная работа является результатом опытно-конструкторской, экспериментальной работы СКБ САМИ г. Южно-Сахалинска. В работе обосновывается новое направление теоретических и экспериментальных исследований в области создания автономных морских самоходных приборных комплексов, способных в автоматическом режиме проходить большие расстояния и проводить разнообразные измерения и анализ состояния морских акваторий, обеспечивая регулярную доставку телеметрической информации в морские службы и информационно-аналитические центры. Новые проекты сверхмалых гидрографических кораблей могут быть использованы при проведении гидрографических работ в портовых акваториях, устьях рек и прибрежных мелководьях, в том числе на интенсивно обрушающемся волнении, где присутствие человека может быть невозможным, нежелательным или опасным. Одним из эффективных методов контроля морских акваторий и проведения охранно-сторожевых мероприятий может быть использование малогабаритных автоматизированных плавсредств, способных выполнять поставленные задачи в штормовых условиях открытого моря, в сложных навигационном отношении прибрежных акваториях, в том числе с соблюдением повышенных мер безопасности, экологической чистоты и скрытности обследования водной поверхности. В результате выполнения научно-исследовательской работы по исследованию нетрадиционных решений по оптимизации формы корпуса корабля для повышения эксплуатационных и боевых качеств показана принципиальная возможность сохранения требуемых мореходных качеств корабля в условиях интенсивного морского волнения. Это может быть использовано и при создании сверхмалых кораблей, управляемых из удаленных информационных береговых или корабельных центров и несущих на борту контрольно-измерительное оборудование. Такие сверхмалые корабли способны решать круг задач гидрофизического обследования морских акваторий и несения охранно-патрульной службы как в открытых морях, так и в сложных условиях плавания на мелководных участках морского побережья, в морских портах и во внутренних гаванях, в том числе в местах, опасных или недоступных для традиционных плавсредств. Возможность одновременного применения нескольких самоходных аппаратов с измерительной аппаратурой, синхронно работающей в системе единого времени, существенно повышает эффективность комплексного мониторинга больших по площади морских и прибрежных акваторий. Проектируемые и исследуемые сверхмалые корабли предназначены для проведения следующих морских работ: - синхронные измерения гидрофизических параметров на акваториях портов и гаваней, в прибрежной полосе и устьях рек, в районах проведения морских работ в шельфовой зоне; - картирование параметров состояния морских вод и построение батиметрических карт при поиске фарватеров и планирования гидротехнических работ; - выполнение контрольных и охранных функций на подходах к базам флота при проведении поиска подвижных и заякоренных подводных объектов; - экологическое обследование поверхности морских акваторий, получение информации об опасных морских явлениях или контроль состояния аварийных инженерных сооружений, выполнение других морских работ, участие человека в которых невозможно, опасно или нежелательно. На эскизе общего расположения самоходного телеуправляемого приборного комплекса (оптимизированного для плавания в условиях интенсивного морского волнения), предназначенного для проведения комплексных гидрофизических исследований, показано местоположение различных типов антенн (антенны сетевого радиомоста, радиоантенны "Гонец", радиоантенныGPS-Глонасс, антенны телеметрических каналов связи. Палуба должна быть радиопрозрачной с солнечными батареями, на корпусе должны быть установлены движители в поворотных насадках с горизонтальными балерами для активной стабилизации бортовой и килевой качки. В работе теоретически и экспериментально исследовались мореходные качества двух вариантов кораблей: 1) сверхмалый корабль, управляемый по телеметрическим каналам связи с помощью ЭВМ, установленной на борту корабля или на побережье, и обеспечивающей обследование морских и портовых акваторий с непрерывной доставкой измерительной информации по радиоканалам на единый пост управления. Водоизмещение корабля примерно 60-100 кг при полезной приборной нагрузке 15-30 кг, длина корпуса 2,5-3,0 м, скорость экономичного хода 2-3 узла; 2) сверхмалый автономный корабль, способный преодолевать расстояния до 1000 морских миль, решая при этом определенный круг задач в удаленных морских и прибрежных акваториях под оперативным управлением из берегового центра по спутниковым каналам связи. Водоизмещение корабля примерно 150-200 кг при полезной приборной нагрузке 50-70 кг, длина корпуса 3,0-4,0 м, скорость хода 4-5 узлов. Для комплексного изучения мореходных свойств сверхмалых кораблей и технических возможностей решения ими поставленных задач как в условиях интенсивного морского волнения, так и при плавании в прибойной зоне и на мелководьях вблизи побережья были изготовлены опытовые модели в реальном масштабе. Испытывались они в опытовом бассейне Государственного технического университета в г. Комсомольск-на-Амуре, оборудование которого адаптировано для проведения нетрадиционных исследований штормовой мореходности судов. Опытная проверка в реальных условиях плавания выполнялась в морских акваториях вблизи острова Сахалин. В морских испытаниях одновременно были изучены технические условия по эксплуатации навигационного, гидроакустического, гидрофизического и другого измерительного оборудования, отработаны практические вопросы дистанционного управления сверхмалым кораблем и получение с него телеметрической информации. |
Преимущества перед известными аналогами Сверхмалые гидрографические корабли выполняют комплекс морских работ в сложных и штормовых условиях плавания без присутствия человека |
Стадия освоения Внедрено в СКБ САМИ ДВО РАН г.Южно-Сахалинск |
Результаты испытаний Применение нескольких самоходных аппаратов повышает эффективность комплексного мониторинга больших по площади акваторий |
Технико-экономический эффект Выполнение масштабных гидрофизических исследований морской акватории без привлечения крупных гидрофизических и гидрографических судов |
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
Дата поступления материала 22.11.2004 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)