ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

66-004-04

Наименование проекта

Исследование путей создания сверхмалого телеуправляемого корабля для решения задач мониторинга водной среды и несения охранно-сторожевой службы

Назначение

Создание сверхмалого телеуправляемого корабля

Рекомендуемая область применения

Мониторинг водной среды, несение охранно-сторожевой службы, океанология

Описание

Данная работа является результатом опытно-конструкторской, экспериментальной работы СКБ САМИ г. Южно-Сахалинска.

В работе обосновывается новое направление теоретических и экспериментальных исследований в области создания автономных морских самоходных приборных комплексов, способных в автоматическом режиме проходить большие расстояния и проводить разнообразные измерения и анализ состояния морских акваторий, обеспечивая регулярную доставку телеметрической информации в морские службы и информационно-аналитические центры. Новые проекты сверхмалых гидрографических кораблей могут быть использованы при проведении гидрографических работ в портовых акваториях, устьях рек и прибрежных мелководьях, в том числе на интенсивно обрушающемся волнении, где присутствие человека может быть невозможным, нежелательным или опасным.

Одним из эффективных методов контроля морских акваторий и проведения охранно-сторожевых мероприятий может быть использование малогабаритных автоматизированных плавсредств, способных выполнять поставленные задачи в штормовых условиях открытого моря, в сложных навигационном отношении прибрежных акваториях, в том числе с соблюдением повышенных мер безопасности, экологической чистоты и скрытности обследования водной поверхности.

В результате выполнения научно-исследовательской работы по исследованию нетрадиционных решений по оптимизации формы корпуса корабля для повышения эксплуатационных и боевых качеств показана принципиальная возможность сохранения требуемых мореходных качеств корабля в условиях интенсивного морского волнения. Это может быть использовано и при создании сверхмалых кораблей, управляемых из удаленных информационных береговых или корабельных центров и несущих на борту контрольно-измерительное оборудование. Такие сверхмалые корабли способны решать круг задач гидрофизического обследования морских акваторий и несения охранно-патрульной службы как в открытых морях, так и в сложных условиях плавания на мелководных участках морского побережья, в морских портах и во внутренних гаванях, в том числе в местах, опасных или недоступных для традиционных плавсредств.

Возможность одновременного применения нескольких самоходных аппаратов с измерительной аппаратурой, синхронно работающей в системе единого времени, существенно повышает эффективность комплексного мониторинга больших по площади морских и прибрежных акваторий.

Проектируемые и исследуемые сверхмалые корабли предназначены для проведения следующих морских работ:

- синхронные измерения гидрофизических параметров на акваториях портов и гаваней, в прибрежной полосе и устьях рек, в районах проведения морских работ в шельфовой зоне;

- картирование параметров состояния морских вод и построение батиметрических карт при поиске фарватеров и планирования гидротехнических работ;

- выполнение контрольных и охранных функций на подходах к базам флота при проведении поиска подвижных и заякоренных подводных объектов;

- экологическое обследование поверхности морских акваторий, получение информации об опасных морских явлениях или контроль состояния аварийных инженерных сооружений, выполнение других морских работ, участие человека в которых невозможно, опасно или нежелательно.

На эскизе общего расположения самоходного телеуправляемого приборного комплекса (оптимизированного для плавания в условиях интенсивного морского волнения), предназначенного для проведения комплексных гидрофизических исследований, показано местоположение различных типов антенн (антенны сетевого радиомоста, радиоантенны "Гонец", радиоантенныGPS-Глонасс, антенны телеметрических каналов связи. Палуба должна быть радиопрозрачной с солнечными батареями, на корпусе должны быть установлены движители в поворотных насадках с горизонтальными балерами для активной стабилизации бортовой и килевой качки.

В работе теоретически и экспериментально исследовались мореходные качества двух вариантов кораблей:

1) сверхмалый корабль, управляемый по телеметрическим каналам связи с помощью ЭВМ, установленной на борту корабля или на побережье, и обеспечивающей обследование морских и портовых акваторий с непрерывной доставкой измерительной информации по радиоканалам на единый пост управления. Водоизмещение корабля примерно 60-100 кг при полезной приборной нагрузке 15-30 кг, длина корпуса 2,5-3,0 м, скорость экономичного хода 2-3 узла;

2) сверхмалый автономный корабль, способный преодолевать расстояния до 1000 морских миль, решая при этом определенный круг задач в удаленных морских и прибрежных акваториях под оперативным управлением из берегового центра по спутниковым каналам связи. Водоизмещение корабля примерно 150-200 кг при полезной приборной нагрузке 50-70 кг, длина корпуса 3,0-4,0 м, скорость хода 4-5 узлов.

Для комплексного изучения мореходных свойств сверхмалых кораблей и технических возможностей решения ими поставленных задач как в условиях интенсивного морского волнения, так и при плавании в прибойной зоне и на мелководьях вблизи побережья были изготовлены опытовые модели в реальном масштабе. Испытывались они в опытовом бассейне Государственного технического университета в г. Комсомольск-на-Амуре, оборудование которого адаптировано для проведения нетрадиционных исследований штормовой мореходности судов. Опытная проверка в реальных условиях плавания выполнялась в морских акваториях вблизи острова Сахалин. В морских испытаниях одновременно были изучены технические условия по эксплуатации навигационного, гидроакустического, гидрофизического и другого измерительного оборудования, отработаны практические вопросы дистанционного управления сверхмалым кораблем и получение с него телеметрической информации.

Преимущества перед известными аналогами

Сверхмалые гидрографические корабли выполняют комплекс морских работ в сложных и штормовых условиях плавания без присутствия человека

Стадия освоения

Внедрено в СКБ САМИ ДВО РАН г.Южно-Сахалинск

Результаты испытаний

Применение нескольких самоходных аппаратов повышает эффективность комплексного мониторинга больших по площади акваторий

Технико-экономический эффект

Выполнение масштабных гидрофизических исследований морской акватории без привлечения крупных гидрофизических и гидрографических судов

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

22.11.2004

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)