Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 51-103-04 |
Наименование проекта Обеспечение пожарной безопасности предприятий нефтехимического комплекса Волгоградской области |
Назначение Сокращение количества аварий и материального ущерба. |
Рекомендуемая область применения Нефтехимическая промышленность |
Описание Результат выработки общего мнения группы специалистов - практиков и ученых. Нефтехимические предприятия Волгоградской области составляют значительную часть всего промышленного потенциала области. Они характеризуются повышенной промышленной опасностью, которую определяют следующие факторы: сложность технологических линий объектов; значительное количество легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов, твердых горючих материалов, имеющихся (обращающихся) на объектах; большое число резервуаров, емкостей, технологических аппаратов, в которых находятся взрывопожароопасные продукты под высоким давлением и при высокой температуре, разветвленная сеть технологических трубопроводов с многочисленной запорно-пусковой и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами; высокая теплота сгорания и скорость выгорания обращающихся на объектах веществ и материалов. Аварии на таких объектах могут возникать при нарушении технологического режима, в результате допущенных нарушений при проектировании, строительстве, эксплуатации и других причин. Взрывы и связанные с ними пожары происходят при освоении новых технологических процессов производства, пуске нового оборудования, при недостаточной изученности условий обеспечения взрывопожароопасности этих процессов, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Анализ имеющегося опыта изучения аварий на таких объектах, экспериментальные и теоретические исследования показывают, что такие чрезвычайные ситуации имеют очень серьезные последствия. Так, за период с 2000 по 2004 годы на предприятиях нефтепереработки и хранения нефтепродуктов произошло 23 аварии с прямым материальным ущербом в размере 1,35 млн. руб. За этот же период на предприятиях химической промышленности произошло 14 аварий с ущербом в 0,5 млн. руб. Приведенные цифры будут значительно выше, если произвести учет и косвенного ущерба. В настоящее время наблюдается тенденция роста потенциальной промышленной опасности рассматриваемых объектов. Указанная тенденция вызвана интенсификацией технологических процессов, увеличением единичных мощностей технологических установок и агрегатов, использования веществ с новыми недостаточно изученными свойствами. Логика развития современного производства такова, что новые технологии, как правило, более опасны. Дополнительными факторами, влияющими на промышленную опасность объектов, является изношенность и старение значительной части технологического оборудования, снижение технологической и производственной дисциплины, недостаточность как нормативной базы, так и финансовых ресурсов. Поэтому наблюдающийся экономический подъем может сопровождаться существенным ростом числа аварий на производственных объектах, если, конечно, не противопоставить указанным факторам адекватных защитных мероприятий. Вместе с тем, в результате внедрения в России новых технологий (в том числе и зарубежных), в настоящее время проектируются и вводятся в действие объекты, имеющие значительные отличия в технологии по сравнению с типовыми, принципы которых были разработаны в 50-60 годах прошлого столетия. Эти отличия могут оказывать значителыное влияние на уровень промышленной опасности таких объектов, причем часто в сторону его увеличения. Естественно, что в этом случае требования действующих нормативных документов, которые назначались, исходя из уровня промышленной опасности типовых объектов, не могут быть адекватными их настоящему уровню опасности. При этом выполнение нормативных требований, связанных с конструктивным исполнением технологического оборудования, зданий и сооружений, а также порядка эксплуатации, может оказаться недостаточным для обеспечения промышленной безопасности. Ситуация усугубляется тем, что некоторые нормативные документы по промышленной и пожарной безопасности, необходимые для проектирования ряда производственных объектов, в Российской Федерации отсутствуют. Рациональная регламентация требований промышленной безопасности производственных объектов весьма актуальная, но достаточно сложная проблема. Безопасность производственного объекта обеспечивается, как правило, выполнением комплекса требований к технологическим процессам, оборудованию, строительной части и порядку эксплуатации. С одной стороны, указанные требования не должны быть как избыточными, то есть требующими излишних материальных затрат, так и недостаточными, то есть недооценивающими степень реальной опасности. С другой стороны, они должны быть в достаточной степени прогрессивными, способствующими непрерывному совершенствованию как производственной технологии в части снижения вероятности аварийных ситуаций, так и методов и способов защиты объектов с целью исключения гибели людей и уменьшения размера материального ущерба при возникновении возможных аварий. В соответствии с этим, представляется возможным разработка механизмов, которые должны способствовать достижению следующих основных целей: - снятию ограничений для технического прогресса и нововведений (главным образом, обязательных требований стандартов); - ликвидации препятствий в виде необоснованных административных барьеров и, прежде всего, избыточного ведомственного нормирования и контроля, обязательной сертификации; - стимулированию предпринимательской инициативы, в том числе путем активного вовлечения бизнеса в нормотворческий процесс; - разработки принципов дополнительных мероприятий, компенсирующих вынужденные отступления от действующих норм и правил; - проведение грамотного менеджмента технологий безопасности предприятий нефтехимии; - внедрению современных методов анализа риска аварий на объектах нефтехимии. Одним из главных инструментов достижения этих целей является переход от ведомственного нормирования и обязательных стандартов к разработке и принятию технических регламентов, в соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании» (№184-ФЗ от 27.12.2002). Анализ причин аварий на предприятиях нефтехимии за 2000-2003 годы показал, что основными причинами являются: - существующая система технического надзора за состоянием производственного оборудования устарела и не может давать однозначного ответа на вопрос: исправна ли технологическая установка или в ней имеются скрытые дефекты и просчеты; - не организовано четкое взаимодействие всех заинтересованных служб и ведомств: отделов сбыта предприятий, железной дороги, таможни, органов надзора и других обслуживающих и контролирующих органов; - существующая система и структура служб техники безопасности предприятий устарела и требуется ее реорганизация, с организацией подготовки действий персонала в условиях чрезвычайных ситуаций на специализированных полигонах, для отработки навыков действий в реальных условиях; - технологические процессы и схемы, применяемые в производстве, разработаны более 40 лет назад и уже не отвечают новым требованиям рынка к качеству продукции. Применяемые новые материалы и катализаторы значительно корректируют технологический процесс, что заставляет соответствующие службы предприятий вносить поправки в имеющиеся технологические схемы, зачастую увеличивая их промышленную опасность; - в период перестройки был потерян кадровый потенциал таких предприятий, что определяет низкую квалификацию обслуживающего персонала и, как следствие, большое количество аварий по вине непрофессионалыных действий; - тяжелое экономическое положение предприятий определило остаточный принцип финансирования мероприятий по обеспечению их промышленной безопасности. Одной из важнейших задач предотвращения возможных аварий является совершенствование системы предупреждения и быстрого реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации. Необходимо добиваться ее эксплуатационной надежности. Вместе с тем, из-за нечеткости терминологии иногда трудно определить цели, поставить задачи, можно прийти к неправильным выводам и не найти правильного решения. Для построения эффективной системы управления безопасностью необходимо точно сформулировать ряд основополагающих терминов и понятий. Абсолютной безопасности не бывает. За допустимый уровень безопасности приходится принимать какой-либо вполне определенный измеряемый и нормируемый уровень. Достижение допустимого уровня безопасности или управление безопасностью производственных объектов необходимо осуществлять на основе экономических методов. За рубежом это называется управление рисками и обозначает процесс функционирования системы управления безопасностью. Попытки государственного регулирования вопросов промышленной безопасности предпринимались еще до принятия Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Они не были особо удачными, но этот опыт, как мы надеемся, окажется полезным. Все началось с неудачного применения зарубежного опыта: вместо построения системы управления безопасностью усилия были сосредоточены на разработке конечного документа - Декларации промышленной безопасности. В соответствии с Законом о промышленной безопасности Декларация безопасности опасного производственного объекта должна содержать самую необходимую информацию: наименование и ведомственная принадлежность эксплуатирующего предприятия, адрес, телефоны; - наименование опасного производственного объекта, перечень источников опасности с указанием характера опасности, масштабов возможных последствий; • перечень и обоснование достаточности мер по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий; • адреса и телефоны пунктов управления, обслуживания и аварийного ремонта, подразделений МЧС, органов надзора, местной власти; • сведения об оснащенности пунктов обслуживания и аварийного ремонта; • сведения о государственной регистрации опасного производственного объекта и о страховании риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Разработку Декларации промышленной безопасности следует выполнять на основе анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью на предприятии. Материалы разработки Декларации безопасности требуется представлять на экспертизу вместе с Декларацией в качестве подтверждающих и обосновывающих документов, но храниться и использоваться они должны на предприятии. Они могут содержать конфиденциальную информацию, публиковать их не обязательно. Содержащихся в Декларации сведений вполне достаточно для ее целей. Количество экземпляров Декларации должно быть достаточным для удовлетворения возможных запросов. Формы Деклараций безопасности, очевидно, должны соответствовать типам предприятий. Не может быть одинаковой формы, например, для нефтеперерабатывающего завода и завода пластмасс. При этом целесообразно иметь конечное число разновидностей форм, чтобы можно было систематизировать и анализировать опасные объекты по ключевым признакам. Формы Деклараций должны быть определены руководящими документами контролирующих органов: Госгортехнадзора, Госпожнадзора и других инспекций. Что же касается материалов разработки Деклараций, то формы этих документов неисчерпаемы, достаточно иметь список (списки) минимально необходимых документов. При первых же попытках декларирования безопасности, страхования рисков, регистрации опасных производственных объектов выяснилось, что начинать следует с идентификации, точнее, с определения понятия "опасный производственный объект". Основным признаком опасного производственного объекта является наличие производства: вход сырья и выход продукции, начало и окончание процесса или этапа переработки, транспортировки, оказания услуг. Общие признаки для отнесения производственных объектов к категории опасных определены Законом о промышленной безопасности. При разработке системы управления промышленной безопасностью наиболее сложными для оценки оказались основополагающие понятия "риск" и "последствия". Откуда-то появилось и начало кочевать по разным документам определение: «риск, или степень риска - сочетание вероятности (или частоты) и последствий аварийного события». Можно, конечно, отождествить понятия "риск" и "степень риска", подобно тому, как иногда отождествляются понятия "температура" и "показания термометра", но, строго говоря, это уже неточность. В этом определении "риск" не вероятность и не последствия, а их сочетание. Какое сочетание? Сумма, функция, вектор? Такие определения ничего не определяют, а толкования разные, вплоть до того, что риск определяется масштабами последствий. В общепринятом понимании (см. словарь Ожегова С.И.) риск - возможность опасности, неудачи, т.е. вероятность аварийного события безотносительно к масштабам последствий. При таком определении понятия "риск" все становится на свои места. Опасность - величина, непосредственно не измеряемая, оценивается только двумя показателями: риском - вероятностью аварийного события и последствиями - суммой всех материальных потерь, вызванных событием. По отдельности показатели "риск" и "последствия" не характеризуют опасность, а совместно характеризуют достаточно полно для управления безопасностью. Конечно, вопросы безопасности людей должны рассматриваться отдельно. Направленность указанных материалов сводится к следующему. Сегодня мы не можем ставить задачи типа: «достигнуть минимальной аварийности в соответствии с современным уровнем развития науки и технологии». Сразу же возникают вопросы: чем измеряется? сколько стоит? как обосновано? и т.д., и здесь уже невозможно разделить техническую целесообразность и экономическую целесообразность. Можно бесконечно спорить о совершенстве методик, точности оценок и постоянно их совершенствовать и уточнять, но другого подхода не будет, его придется принять как неизбежность. Основой построения системы управления промышленной безопасностью должны стать постулаты: • все технические системы или сооружения эксплуатируются для достижения экономических целей, и качество эксплуатации должно оцениваться экономическими показателями; техническая и экономическая целесообразность неразделимы; • системы и сооружения должны эксплуатироваться до предельного состояния, когда это становится опасным или невыгодным; • необходимо иметь способ измерения опасности (Сколько стоит опасность?), способ нормирования (Каков допустимый уровень опасности?), способ управления (Сколько стоит изменение уровня опасности?). Из приведенных постулатов вытекает необходимость закрепления такого подхода в разрабатываемых нормативных документах - стандартах предприятий. |
Актуально в России и в мире Завод регулирующей арматуры http://npoasta.ru/. |
Преимущества перед известными аналогами Аналоги не известны |
Стадия освоения Определены основные направления обеспечения пожарной безопасности |
Результаты испытаний Предлагаемые направления обеспечения пожарной безопасности являются основанием разработки стандартов предприятий |
Технико-экономический эффект Уменьшение материального ущерба на сумму не менее 0,7 млн.руб. в год по региону. |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 16.11.2004 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)