ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

83-066-04

Наименование проекта

Влияние показателей настройки электропривода тянуще-правильного устройства МНЛЗ на качество слитка

Назначение

Выравнивание нагрузок и снижение максимальных значений продольных усилий в слитке

Рекомендуемая область применения

Сталеплавильное производство

Описание

Результат выполнения НИР

Результаты экспериментальных и теоретических исследований работы электропривода тянущих роликов МНЛЗ 1-4 показали, что реальное распределение усилий вытягивания существенно отличается от требуемого по техно­логии. Такое несоответствие приводит к формированию в слитке значительных продольных усилий: подпора до 50 кН на радиальном участке и натяжения до 650 кН на горизонтальном участке в зоне закрытия лунки жидкой фазы. С помощью статистического анализа установлено, что чем больше неравномерность распределения нагрузок и значения продольных усилий, тем хуже качество макроструктуры слитка по осевым, перпендикулярным и гнездообразным трещинам и осевой рыхлости.

Существующая система группового питания электродвигателей ТПУ от единого тиристорного преобразователя не позволяет в ходе вытягивания заготовки выравнивать токи нагрузки, а тем более регулировать распределение тока для минимизации продольных усилий в слитке. Чтобы установить влияние распределения нагрузок вдоль зоны вторичного охлаждения на качество макроструктуры слитка, на ручьях 13-14 МНЛЗ 4 в якорную цепь каждого электродвигателя были включены транзисторные регуляторы нагрузки, выполняющие функции сопротивлений. Изменение жесткости механических характеристик позволило непосредственно в ходе литья регулировать выравнивание токов на электродвигателях на участках вторичного охлаждения (рисунок 1) и в два раза уменьшить максимальные значения продольных усилий в слитке (рисунок 2).




Рисунок 1 - Распределение токов (i) нагрузки по электродвигателям ручья 13-14 МНЛЗ 4 до (1) и после (2) регулировки




Рисунок 2 - Распределение продольных усилий (f) в слитке вдоль технологической линии зоны вторичного охлаждения ручья 13-14 МНЛЗ 4 до (1) и после (2) регулировки

По данным макротемплетной лаборатории было проанализировано распределение внутренних дефектов слитка (осевая рыхлость, гнездообразные, перпендикуляр­ные и осевые трещины) за два межремонтных периода до начала эксперимента по выравниванию нагрузок на электродвигателях тянущих роликов и за два периода во время эксперимента.

В результате анализа данных первой и второй выборок установили, что выравнивание нагрузок привело к улучшению качества макроструктуры литой заготовки по указанным дефектам в среднем на 10% при увеличении средней скорости разливки на 3,8%. Следует отметить, что в результате выравнивания нагрузок и снижения максимальных значений продольных усилий в слитке возникли предпосылки для увеличения средней скорости разливки без ухудшения качества макроструктуры сляба и увеличения риска прорыва корочки слитка.

На рисунке 3 показаны доверительные интервалы предсказания индивидуальной наблюдения по видам дефектов макроструктуры литой заготовки для выборок Л иn2.




Рисунок 3 - Доверительные интервалы предсказанных значений индивидуальных наблюдений по видам дефектов для выборок Л (а) иn2(б): 1,1' - осевая рыхлость для верхней и нижней границ, 2,2' - осевые трещины; 3,3' - перпендикулярные трещины; 4,4' - гнездообразные трещины

Физический смысл указанных доверительных интервалов состоит в том, что на фоне действия случайных факторов с вероятностью Р=0,95 на конкретном уровне скорости литья заготовки можно предсказать диапазон возникновения в слябе дефектов. Практический интерес представляет возможность возникновения в слябе дефектов балла 2 и больше, поэтому в дальнейшем рассматривали влияние скорости литья и схемы приложения тянущего усилия на верхних границах доверительных интервалов.

Уравнения верхней у 1 и нижней у 2 границ доверительных интервалов для выборок Л=155( у) иn2=201( у') получили следующие:

для осевой рыхлости

у 1=0,51х+1,81; у 2=0,57Л+0,35;

у 1=0,37Л+1,69; у 2=0,37(n2)+0,39;

для осевых трещин

у 1=-0,26(n2)+1,62; у 2=-0,26(n2)-0,48;

у 1=0,96(n2)+0,29; у 2=0,96(n2)-1,17;

для перпендикулярных трещин

у 1=1,04(n2)+1,7; у 2=1,04(n2)-0,44;

у 1=0,41(n2)+2,07; у 2=0,41(n2)+0,15;

для гнездообразных трещин

у 1=3,04(n2)-0,53; у 2=3,04(n2)-2,93;

у 1=0,85(n2)+0,27; у 2=0,85(n2)-1,09.

Из анализа рисунка 3а следует, что до внедрения системы выравнивания нагрузок электродвигателей тянущих роликов в указанном диапазоне скорости разливки существовала возможность появления перпендикулярных трещин и осевой рыхлости баллов 2,0-2,5. Причем при литье заготовки со скоростью более 0,77 м/мин было возможно образование перпендикулярных трещин балла более 2,5, что существенно повышало риск прорыва корочки слитка и аварии на МНЛЗ. Поэтому среднюю скорость разливки ограничили до 0,73 м/мин. Кроме того, до внедрения системы выравнивания нагрузок при литье со скоростью больше 0,83 м/мин появлялись гнездообразные трещины баллов более 2.

После внедрения указанной системы произошло снижение верхних границ доверительных интервалов для всех видов дефектов (рисунок 3б), особенно для гнездообразных трещин (с балла 2 до 1, рисунок 3, до 6 приv=0,83 м/мин). Осевая рыхлость балла 2 и более может образоваться при v>0,82 м/мин. Во всем исследуемом диапазоне изменения скорости разливки с вероятностью р=0,95 можно прогнозировать отсутствие перпендикулярных трещин балла 2,5 и более.

Однако применение ручной системы регулирования на базе аналоговых транзисторных регуляторов не позволяет оперативно перераспределять нагрузки при изменении технологических параметров заготовки. В этом случае практически невозможно учесть разброс значений токов холостого хода электродвигателей, составляющих до 60% тока нагрузки электропривода ТПУ. В итоге не проводится более точное регулирование токов нагрузки на электродвигателях, не полностью устраняется в слитке подпор на радиальном участке, и некардинально уменьшаются максимальные значения натяжений в зоне закрытия лунки жидкой фазы заготовки.

Идеальным вариантом для реализации указанных требований является система с индивидуальным электроприводом каждого тянущего ролика, когда каждый электродвигатель управляется от собственного тиристорного преобразователя. Однако с учетом количества электродвигателей, их стоимости и стоимости тиристорных преобразователей этот вариант весьма дорогостоящ. Кроме того, внедрение индивидуального электропривода приведет к полной реконструкции системы электропривода ТПУ, что связано со значительными затратами и большим временем простоя МНЛЗ. В связи с этим разработана система электропривода ТПУ, в которой сохраняется силовое питание всех электродвигателей от единого тиристорного преоб­разователя, но в их якорные цепи включены активные регуляторы нагрузки, которые в автоматическом режиме управляются от программируемого контроллера.

Преимущества перед известными аналогами

После внедрения указанной системы произошло снижение верхних границ доверительных интервалов для всех видов дефектов, особенно для гнездообразных трещин

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Выравнивание нагрузок привело к улучшению качества макроструктуры литой заготовки по указанным дефектам в среднем на 10% при увеличении средней скорости разливки на 3,8%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

27.07.2006

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)