ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

84-045-03

Наименование проекта

Стратегическое планирование стоимости капитала интегрированной структуры

Назначение

Для увеличения стоимости капитала

Рекомендуемая область применения

Управление активностью развития интегрированной структуры (компании)

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

В процессе стратегического планирования учитываются интересы не только интегрированной структуры (компании) (акционеров, учредителей), но и потребителей, поставщиков, работников, правительства, заимодателей, инвесторов, местного общества и других взаимодействующих субъектов (фискальные службы и т.п.). Эти интересы отражаются в ценовой политике, налоговом планировании, в повышении потребительной стоимости товара, в системе повышения финансовой устойчивости и др. элементов планирования.

Однако необходимо учитывать, что в рыночной экономике самыми заинтересованными в повышении эффективности компании являются собственники (или учредители, акционеры, участники) предприятия, поэтому интересы собственников являются главными (доминирующими), а остальные интересы относятся к категории сопутствующих. Так как собственники вкладывают свои средства в уставный капитал на начальном этапе создания бизнеса и при этом рискуют, то по мере развития бизнеса они вправе ожидать рост стоимости своей доли капитала, а, следовательно, увеличения стоимости капитала всей компании. В связи с этим, на ежегодных собраниях учредителей (акционеров, в случае ОАО, ЗАО) основными критериями оценки деятельности администрации (или высшего звена управления) являются темпы роста рыночной и реальной (действительной) стоимости капитала фирмы, величина капитализации (стоимости компании) и рентабельность акционерного капитала (активов фирмы), т.е. отдача капитала через уровень доходности.

В социально ориентированной рыночной экономике, характерной для стран Европы (Германия, Швеция и др.) и Азии, акцент смещается в большей степени на рост социальной защищенности работников (через увеличение стоимости рабочей силы) и общественной значимости предприятия в своей стране. На таких предприятиях работники имеют право участвовать в принятии решений по кадровым и социальным проблемам на предприятии посредством Совета рабочих, т.е. Совет управляющих (совет директоров) совместно с Советом рабочих разрабатывают кадровую и социальную стратегическую политику.

В свободной рыночной экономике, ярким представителем которой являются США, собственники компаний ориентируются на развитие фирмы, прежде всего, с целью повышения стоимости капитала, т.е. главным является соблюдение интересов акционеров.

Важное различие между США и Европой состоит также в степени концентрации собственности на источники капитала и управления ими. Например, в общем объеме германских долговых обязательств преобладают институциональные (~85 % заемные и т.п.), а не рыночные источники.

Однако и в открытой рыночной экономике, и в социальной рыночной экономике стоимость капиталов компании как фактор существует и может являться главным системообразующим показателем стратегии развития компании. Чем выше уровень этого показателя, тем больше добавленная стоимость, выше конкурентоспособность, производительность труда и уровень занятости, а как следствие ВВП на душу населения как показатель уровня жизни.

Результаты многолетних международных исследований специалистов подтвердили тесную связь (высокую корреляцию) между ВВП на душу населения, производительностью труда и созданием стоимости. Производительность определялась отношением произведенного продукта к трудовым затратам на его производство. Страны, не способные повышать производительность труда так же быстро как конкуренты, будут страдать от "бегства" капитала из страны, эмиграции квалифицированных специалистов и снижения уровня жизни.

Отражением показателя стоимости капитала компании является также добавленная рыночная стоимость (ДРС). Изменение ДРС служит индикатором роста (или падения) создаваемой стоимости в планируемый период и представляет величину изменения между рыночной и балансовой стоимости простых акций (для акционерных компаний) за данный период времени. Аналогично для других форм собственности предприятия ДРС можно также считать как разницу между рыночной стоимостью компании и действительной (реальной) стоимостью активов.

Например, за пятилетний период показатели рыночной и действительной балансовой стоимости активов (капитала) предприятия составили:

рыночная стоимость компании

в 1-й год - 1200 млн. руб.

в 5-й год - 2100 млн. руб.

действительная балансовая стоимость активов

в 1-й год - 660 млн. руб.

в 5-й год - 1100 млн. руб.

Добавленная рыночная стоимость капитала за 5 лет будет равна:

изменения рыночной стоимости -

рын = 2100 - 1200 = 900 млн. руб.

изменения действительной балансовой стоимости -

реал.бал = 1100 - 660 = 440 млн. руб.

добавленная рыночная стоимость -

ДРС = 900 - 440 = 460 млн. руб.

В российском законодательстве действительная (или реальная, чистая) балансовая стоимость активов (капитала) фирмы определяется, как:

С реа.бал = ОА - ДО - НМА, (1)

где ОА - общая стоимость активов (валюта - баланс), ДО - суммарная величина долговых обязательств (краткосрочных и долгосрочных), НМА - величина нематериальных активов, отраженная в балансе.

Для закрытых акционерных обществ и предприятий других форм собственности, где есть определенные трудности в определении рыночной стоимости капитала из-за неприсутствия их на фондовом рынке можно использовать показатель роста чистой балансовой стоимости активов (формула 1), что также будет характеризовать изменение стоимости реального капитала фирмы, а, следовательно, и конкретного учредителя.

В этом случае определяются как изменениявеличины капитализации фирмы, так и ее темп роста.

Из приведенного выше примера изменение реальной балансовой стоимости активов составило за 5 летdС реал.бал = 440 млн. руб., а общий темп роста капитализации за планируемый период составил

Это означает, что среднегодовой темп развития составилqгод= 13,3 %. Однако для каждого конкретного года темпы развития устанавливаются разные в соответствии со стратегией управления активностью развития предприятия.

Стратегические планы разрабатываются на основе прогнозирования на достаточно длительные периоды (как минимум более 2 лет), поэтому все будущие стоимостные показатели и денежные потоки приводятся к настоящему периоду (дисконтируются) и сравниваются с показателями на начало планируемого (настоящего) периода, т.е. учитывается изменение ценности денежных средств за планируемый период.

В процессе стратегического планирования важным является не столько стоимостная оценка роста капитала компании, сколько планирование мероприятий, обеспечивающих такой рост. В этих мероприятиях отмечается возможный рост стоимости по конкретному направлению, например, от реализации инноваций прирост стоимости ожидается на 15 %, от планируемого ускорения оборачиваемости оборотных средств - на 5 %, от реального роста цен - на 3 %, от снижения себестоимости продукции и торговых издержек - на 4 % (повышение качества и т.д.). Такая целенаправленность обеспечивает более эффективное и сбалансированное управление активностью развития компании, выраженное через показатель стоимости компании.

Такой подход подтверждает необходимость выявления определяющих факторов роста стоимости и управления уровнем воздействия этих факторов. Однако необходимо учитывать, что ключевые факторы могут периодически менять свою значимость, исходя из внешних и внутренних условий функционирования предприятия. Поэтому анализ и выявление степени влияния каждого фактора является обязательным элементом в системе планирования. Кроме того, факторы стоимости взаимосвязаны между собой, и это так же необходимо учитывать.

Таким образом, стратегическое планирование стоимости интегрированной структуры (компании) будет служить ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления.

Стратегическое планирование стоимости интегрированной структуры (компании), а также эффективное и сбалансированное управление активностью развития компании дает рост стоимости ИС до 15 %.

Преимущества перед известными аналогами

Ориентация компании на ее развитие с целью повышения стоимости компании

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Метод обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Увеличение роста стоимости интегрированной структуры до 15 %

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

08.12.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)