ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

84-043-03

Наименование проекта

Экономия масла при эксплуатации автомобильных дизелей

Назначение

Для экономии масла при эксплуатации двигателей автомобилей

Рекомендуемая область применения

Дизельные автомобили

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

При эксплуатации двигателя на автомобиле расход масла в кг/ч определяетсяуравнением:

gм =vcc/ Тcc+ Од ,

гдеvcc- емкость системы смазки двигателя, кг, Тсс - срок службымасла двигателя до замены, ч; Од - расход масла на долив, кг/ч.

Опыт эксплуатации дизелей ЯМЗ на автомобилях МАЗ и КрАЗ пока­зывает, что доля масла на долив составляет 35% и на замену - 65% от общегорасхода масла. Все это относится к двигателям, регулярно и качественно об­служиваемым в процессе эксплуатации автомобилей. Но даже при незначи­тельных нарушениях, особенно фильтрации поступающего в цилиндры воз­духа, картина резко изменяется. Пыль, поступающая в цилиндры, резко уве­личивает интенсивность изнашивания деталей цилиндро-поршневой группы,что приводит к увеличенному расходу масла на долив.

Вторая причина повышенного расхода масла - применение за­менителей. Например, в инструкции по эксплуатации дизелей приведенысроки службы масла для основных и дублирующих марок масел. Для дизелейбез наддува ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 инструкция рекомендует в качестве основ­ного летнего -масло М10Г2К, используемые в дизелях КамАЗ, в качестве зимнего - М8Г2К и всесезонное - М63/10В. Сроки службы их до замены -500 ч. В качестве дублирующих марок рекомендуются: летнее - М-10В изимнее - М-8В. Но срок их службы в 2 раза меньше - 250 ч.

Для дизелей ЯМЗ с наддувом (ЯМЗ-238Ф, ЯМЗ-238Д и ЯМЗ-238Б) ос­новное летнее масло - этоmlОМ и М8ДМ. Пх срок службы тоже 250 ч. В ка­честве дублирующих летом рекомендуется масло М10Г2К, зимой - М8Г2К.Периодичность их замены - 125 ч.

Таким образом, прямую экономию можно получить, используя маслоосновных марок, так как периодичность их замены вдвое больше, чем дубли­рующих марок. Кроме того, существенную экономию масел можно получить,если их состояние периодически оценивать лабораторными методами, дос­тупными каждому автохозяйству (экспресс-анализ). Причем нужно не так ужмного показателей: диспергирующие свойства (ДСС), вязкость (v), со­держание нерастворимых осадков (СНО) и щелочное число (В). Текущие значения этих показателей сравнивают с предельно-допустимыми. Это по­зволяет найти допустимую переработку масла для каждого дизеля по отно­шению к сроку замены масла, рекомендуемому заводом-изготовителем.

Сказанное хорошо иллюстрирует рисунок, на котором показаны эмпи­рические зависимости показателей масла М-10Г2К от пробега, построенныена основе статистической обработки анализов проб масла дизелей ЯМЗ-238Ф (n e= 235 кВт при п = 2100 об/мин), работающих в составе автомобилей - тя­гачей МАЗ-6422 в условиях Ярославского ТОО "Межтранс" на междугород­них перевозках грузов. Из рисунка видно, что работоспособность масла врассматриваемых условиях лимитируют, по существу, лишь нерастворимые осадки. Однако на отдельных дизелях этот показатель достигает предельного значения (обозначено горизонтальной пунктирной линией) при пробеге, рав­ном 12-15 тыс. км. Инструкция же рекомендует менять масло после нара­ботки 125 ч., что соответствует пробегу 4-5 тыс. км. Отсюда следует, что экспресс-анализ в рассматриваемых условиях дает возможность увеличить ходимость масла в 2 - 3 раза.

Целесообразно наряду с выше указанными показателями постоянноконтролировать содержание воды в масле, превышение которого более 0,03% свидетельствует о негерметичности системы охлаждения. Содержание воды в масле определяется гидрит-кальциевым методом или оценивается косвенно по изменению щелочного числа, т.к. при наличии воды в масле происходит резкое снижение щелочного числа.

Рисунок 1.

Зависимость показателей масла М10Г2К от

пробега двигателей ЯМЗ-238Ф

Пунктирные линии - предельные значения показателей; ДСС - диспер­гирующие свойства; СНО - содержание нерастворимых осадков;v- вязкость; В - щелочное число;z- пробег, тыс. км.

Рассмотренным методом определения сроков замены масла по его по­казателям с успехом можно пользоваться на дизелях, гарантийный срок ко­ торых истек (конечно, там, где есть лаборатория ГСМ). В качестве примера приведем автобазу в г. Мирный (Республика Саха-Якутия). Ее лаборатория систематически проводит анализ масла перед его использованием на дизелях,а также при проведении ТО или по требованию водителей. В соответствии срезультатами анализов принимается решение о замене масла или о продле­нии срока его службы. Результаты анализов заносятся в специальную книгу, что дает возможность анализировать техническое состояние дизелей, опера­тивно устранять возникающие неисправности и рационально использоватьмасло.

Следующее перспективное направление экономии масла - это его за­мена после израсходования определенного количества топлива. Дело в том, что количество сгоревшего топлива и показатели масла, рассмотренные вы­ше, между собой связаны и в то же время зависят от условий эксплуатации. Эти особенности четко просматриваются на дизелях иностранного производ­ства. Например, на безнаддувных дизелях автомобилей-самосвалов "Татра" (Чехия) масло рекомендуется менять после израсходования 6400 л. дизельно­го топлива. Этот метод применим и к дизелям отечественного производства. Так, рекомендуемый срок замены масла М-10Г2К на дизеле ЯМЗ-238Ф со­ставляет, как было сказано выше, - 125 ч. Средний часовой расход топлива у него (при номинальном расходе 55 кг/ч) при работе в условиях стенда по ре­жиму безотказности 52,1 кг/ч. Таким образом, предельное количество топли­ва, после израсходования которого необходимо производить замену масла,равно:

52,1 х 125 = 6,5 т.

Зная средние эксплуатационные расходы автомобилей МАЗ-6422 в различных организациях, мы рассчитали действительные сроки замены масла дизелей этих автомобилей (см. таблицу). Правда, эти данные, подчеркиваем,средние. Поэтому пользоваться ими следует осторожно. И лучше всего с ла­ бораторной проверкой масла, взятого из картера двигателя. Естественно, увеличивать сроки замены масла можно лишь в том случае, если есть необ­ходимый запас рассмотренных выше физико-химических показателей (пре­дельные их значения приведены на рисунке).

Необходимо также иметь ввиду, что на срок замены масла, кроме экс­плуатационных показателей, влияет и техническое состояние дизеля. Так,повышенная дымность выпуска, вызванная разрегулировочностью топливной аппаратуры или недопустимой засоренностью элементов воздухоочистителя,приводит к существенному насыщению масла сажей, резкому повышению содержания нерастворимых осадков и, как следствие, к повышению его вяз­кости. Аналогичные последствия дает и длительная работа дизеля при часто­те вращения холостого хода, так как топливо сгорает при пониженном тепло­вом состоянии деталей камеры сгорания, а значит, с большим выделениемсажи в масло. Это особенно характерно для автопоездов на междугородних перевозках грузов. Как показывают исследования, их дизели на таком режи­ ме работают 30 - 40% времени. Это связано с тем, что водители на стоянках используют для обогрева кабины тепло работающего двигателя.

Ко всему сказанному следует добавить следующее: система очисткимасла дизеля нуждается в постоянном контроле, своевременной замене бу­мажных фильтрующих элементов. Причем, все это более важно в случае уве­личения сроков службы масла, так как нагрузка на эти элементы возрастает.И еще одно: ни в коем случае нельзя допускать работу дизеля с открытым пе­репускным клапаном в масляном фильтре - при срабатывании указателя от­ крытия клапана дизель нужно немедленно остановить и заменить фильт­рующие элементы масляного фильтра и масло в картере двигателя.

Уменьшение расхода масла дизелями в эксплуатации является не толь­ко делом заводов-изготовителей, но и эксплуатационников.

Таблица.

Действительные сроки замены масла дизелей автомобилейМАЗ-6422 в различных организациях

Условия

эксплуатации

Средняя скорость движения, км/ч

Расход топлива

Коэффициент использования мощности дизеля

Периодичность

замены масла

Средний путевой, л/ 100 км

Нормальный часовой, кг/ч

Средний часовой в эксплуатации, кг/ч

По наработке, ч

По пробегу, км

Стендовый

режим без-

отказности по

ГОСТ 14846-

81

-

55

52,1

0,95

125

-

Автополигон

НАМИ, доро-

га:

скоростная

грунтовая

булыжная

69,4

59,2

34,5

0,63

190

13000

30,0

82,5

. .

20,8

0,33

300

9000

31,0

74,8

-

19,5

0,35

330

10000

Ярославское

ТОО

"Межтранс"

24,3

54,0

-

11,02

0,20

570

14000

Преимущества перед известными аналогами

Увеличение работоспособности масла

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Увеличение работоспособности масла в 3 раза

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

04.12.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)