ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-149-03

Наименование проекта

Оценка динамики косозубых и прямозубых эвольвентных цилиндрических передач

Назначение

Проектирование и изготовление зубчатых передач

Рекомендуемая область применения

Машиностроение

Описание

Результат выполнения НИР.

Применение косозубых эвольвентных цилиндрических передач вместо прямозубых снижает удельную окружную динамическую нагрузку приблизительно в 2,5-3 раза. Это объясняется наклонным положением контактных линий на поверхности зубьев, что приводит к превращению распределенной нагрузки в сосредоточенную, когда контактная линия проходит через точку А верхнего угла зуба (рис. 1) и сопровождается резким снижением жесткости зуба.

Рис. 1 Рис. 2

Оценка динамики косозубых и прямозубых

эвольвентных цилиндрических передач

Превращение распределенной нагрузки в сосредоточенную имеет место и при выполнении прямозубых передач с модификацией головок (по авт. свид. № 922358).

Имеется зависимость динамический нагрузки от жесткости (С) зацепления:

w = cЧd,

гдеd- действующая ошибка основного шага зацепления. Из последнего выражения возможно оценить внутреннюю динамику передачи измерением жесткости зацепления.

Был проведен эксперимент по определению жесткости зуба рейки модулем 10 мм и шириной зубчатого венца: 20мм; 50 мм; 62,5 мм; 113 мм. Жесткость при этом определялась во всех случаях по формуле

,

гдеfn- действующая нагрузка, н;

у - прогиб в направлении силы, мкм;

В - ширина зубчатого венца, мм.

Жесткость прямого зуба определена для зуба шириной в = 20 мм при приложе-нии нагрузки в середине верхней кромки зуба и оказалась равной С В = 15,7 н/ммЧмкм с учетом податливости заделки.

Результаты определения жесткости косых зубьев при приложении нагрузки в точке А приведены в таблице.

Таблица

Показатели

Ширина зубчатого венца, мм

20

50

62,5

113

Жесткость в точке С А, н/ммЧмкм

11,26

5,31

4,55

2,74

Экспериментально была определена жесткость зуба шириной венца 50 мм при модификации его по авт. свид. № 922358:

С = 7,32 н/ммЧмкм

В результате эксперимента получены новые закономерности, состоящие в следующем:

1. Динамика косозубых передач зависит от ширины зубчатого венца: более широкие имеют коэффициент динамической нагрузки меньше, чем узкие, т.е. более широкие колеса имеют меньший шум и вибрацию при том же проценте использования несущей способности (рис. 2)

2. Выполнение зубчатых передач с модификацией головок зубьев колес, например, коническими скосами, снижает динамическую нагрузку в 2,14 раза, т.е. приближает характеристику прямозубых передач по шуму и вибрациям к характеристике косозубых передач.

Преимущества перед известными аналогами

Возможность взаимоиспользования косозубых и прямозубых передач

Стадия освоения

Способ (метод) проверен в лабораторных условиях

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Снижение трудоемкости изготовления зубчатых передач на 20-30%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

10.11.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)