ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

71-010-03

Наименование проекта

Модель управления финансовыми ресурсами на предприятиях потребительской кооперации Татарстана

Назначение

Управление финансовыми ресурсами

Рекомендуемая область применения

Потребительская кооперация

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы

Целью изобретения является обоснование применения современных методов управления финансовыми ресурсами в потребительской кооперации, с учетом особенностей отрасли, на основе комплексного анализа существовавшей ранее практики управления потребительским обществом.

Экономический рост, в долгосрочной перспективе, обеспечивается правильно выработанной стратегией управления ресурсами и контроля за эффективностью использования вовлекаемого объема ресурсов. На современном этапе развития отечественной экономики, среди всего объема вовлекаемых ресурсов доминирующее значение имеют финансовые. Эффективное управление последними, имеет существенные особенности, которые зависят от отраслевой принадлежности компании.

В предлагаемом изобретении рассмотрена модель управления предприятиями потребительской кооперации Татарстана, учитывающая следующие положения:

- финансовые ресурсы носят многоотраслевой характер и обезличены;

- мобилизация средств в момент учреждения потребительского общества осуществляется в паевый фонд, а Уставный фонд определяет лишь подчиненность вышестоящей организации, но не собственника;

- специфика в формировании и использовании балансовой прибыли проявляется в виде возможности использовать дополнительный источник формирования собственных средств - фонд развития потребительской кооперации;

- часть финансовых ресурсов используется в порядке перераспределения для нужд вышестоящей организации (платежи на содержание аппарата, мобилизация средств в централизованные фонды);

- выполнение финансовыми ресурсами функций присущих кредитным учреждениям (отрасли предоставлена эксклюзивная возможность работать со средствами населения);

- особенности, обусловленные внутриотраслевыми взаимоотношениями (поступление технологического оборудования и транспорта по лизингу, предоставление товарного кредита, предоставление средств для проведения взаимозачетов и др.);

В связи с необходимостью формализации управления финансовыми ресурсами для повышения эффективности деятельности предприятия инновационная модель управления финансовыми ресурсами на основе бюджетирования, понимается как система тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов.

Модель объединяет пять крупных элементов системы управления:

1.Аналитико-прогностический блок.

2.Блок «Бюджетирование».

3.Блок «Формирование банка данных»

4.Информационно - аналитический блок.

5.Контрольный блок.

На первом этапе реализации модели осуществляется постановка нескольких актуальных для компании задач. Предприятия потребительской кооперации оцениваются, в первую очередь, по степени выполнения социальной миссии. Поэтому первоочередным стратегическим ориентиром будет являться возрастающий уровень выполнения социальных функций кооперативных предприятий. Основной показатель, оценивающий выполнение социальной миссии - охват денежных доходов территории, на которых работает потребкооперация.

На втором этапе, исходя из данных и результатов анализа и прогноза, проведенного на первом, происходит выстраивание стратегии дальнейшего развития на плановый период - планирование развития бизнеса в потребительской кооперации. Поскольку торговля является доминирующим видом деятельности, а производство, общепит и заготовки тесно с ней связаны, то стратегия, выстраиваемая применительно к развитию торговли, будет влиять и на остальные сферы.

Третий этап. Идет формирование операционных бюджетов. Из расчета предполагаемого объема продаж определяется выручка и объемы собственного производства. Затем рассчитывается норматив по товарным остаткам в разрезе отраслей и формируется бюджет поставок продукции. Следом, составляются бюджеты издержек обращения и производственной себестоимости.

Четвертый этап. Имея данные по всем аспектам финансово хозяйственной деятельности потребительского общества, на основании операционных бюджетов, рассчитывается бюджет доходов и расходов. Он не учитывает сроки и реальность притока и оттока финансовых ресурсов, имея целью управление таким важнейшим финансовым результатом деятельности, как прибыль.

Следом формируется бюджет движения денежных средств (БДДС). Он нужен для обеспечения текущей устойчивости компании. БДДС учитывает приток и отток, чистый поток финансовых ресурсов, начальное и конечное сальдо банковского счета. Он наиболее локален и строится на основе тех посылок, которые были сделаны на этапе бюджетирования.

Во взаимосвязи с бюджетом движения денежных средств рассчитывается размер необходимого кредита и возможности потребительского общества по его погашению. Или же, с точки зрения финансового анализа, проводят оценку уровня текущих и долгосрочных активов, анализируется ликвидность и платежеспособность. БДДС ключевой бюджет в финансовом плане. Главная его цель - согласование во времени притоков и всех оттоков финансовых ресурсов за период осуществления комплексной оценки рациональности системы управления денежными средствами.

Пятый этап. Для построения законченной модели управления по финансовому результату необходим план-фактный контроль выполнения бюджетов. Он осуществляется путем сравнения запланированных и фактически сложившихся показателей, проводится анализ отклонений, результаты которого возвращаются на этап планирования. Так возникает определенная, хотя и не строгая последовательность настройки системы бюджетирования.

Использование данной модели инновационного управления финансовыми ресурсами позволит повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации.

Преимущества перед известными аналогами

Отсутствуют

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Внедрение модели в Мамадышском райпо позволило увеличить объемы продаж на 40%, объемы производства на 70%. Издержки обращения были сокращены на 5% (из расчета на 1 руб. товарооборота), себестоимость произведенной продукции - на 7% .

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

13.06.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)