Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 31-065-03 |
||||||||||||||||||||||||||||
Наименование проекта Применение коэффициентов безопасности для расчета страховой премии |
||||||||||||||||||||||||||||
Назначение Расчет нетто-премии для обеспечение безубыточности работы |
||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область применения Страховые компании |
||||||||||||||||||||||||||||
Описание Результат проведения научно-исследовательской работы. Страховой тариф (брутто-премия) состоит из нетто-премии и нагрузки. Нетто-премия предназначена для выполнения обязательств страховщика по выплате страховых возмещений, нагрузка обеспечивает расходы страховщика и формирование прибыли. Нетто-премия представляет собой совокупность двух частей - основной (чистой) нетто-премии и рисковой надбавки. Основная нетто-премия выражает среднюю величину страхового возмещения. Расчет нетто-премии является основной задачей страховой компании для обеспечения безубыточности работы. Проблема состоит в том, что в любой момент времени существует неопределенность будущих требований. Факторов, влияющих на будущие характеристики риска, множество: изменение объема страхового портфеля, инфляция, криминогенная обстановка, общее финансовое положение потребителей страховых услуг и т.д. В настоящей работе рассматривается влияние одного из этих факторов - размера страхового портфеля. Простейший способ - принять общую нетто-премию p, которая должна быть уплачена по всему страховому портфелю, равной математическому ожиданию e общего размера требований x по этому портфелю ( ex) - основной нетто-премии. Но значение будущего требования о выплате может отличаться от ожидаемого; также сама оценка ожидаемого требования о выплате, полученная на основании предыдущей статистики, может отличаться от настоящего, но неизвестного ожидаемого требования о выплате. В соответствии со статистическими данными, реальный размер страховых возмещений превосходит ожидаемый в 50% случаев. Для того, чтобы финансировать превышение реального размера требований над ожидаемым, вводится рисковая надбавка. В зависимости от степени определенности риска при расчете тарифа может применяться от одной до трех рисковых надбавок. Увеличение объема рисковой надбавки в нетто-ставке позволяет частично снизить возможность ошибки оценки риска. Для определения рисковой надбавки используют дисперсию var x, определяющую оценку разброса относительно среднего значения и представляющую собой сумму квадратов отклонений значений от среднего, или среднее квадратичное отклонение , определяющее разброс от среднего значения. Дисперсия и среднее квадратичное отклонение связаны между собой отношением . Общая нетто-премия p в этом случае может быть рассчитана как или , где x - общая сумма требований, ex - ее математическое ожидание, - коэффициенты, отражающие устойчивость портфеля и разброс выплат относительно среднего значения. Возможны два варианта расчета рисковой надбавки. 1. Рисковая надбавка может быть рассчитана для каждого риска. В этом случае (1) где a(y) - коэффициент, который зависит от гарантии безопасности y. Его значение может быть взято из таблицы 1. Таблица 1. - коэффициент, зависящий от гарантии безопасности
rв - среднеквадратическое отклонение возмещений при наступлении страховых случаев. При наличии статистики выплат страховых возмещений дисперсия выплат оценивается следующим образом: (2) где sвk - страховое возмещение при k-м страховом случае; k=1,2,...,М; М - количество страховых случаев в n договорах; sв - среднее возмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая. Если у страховой организации нет данных о величине rв, допускается вычисление рисковой надбавки по формуле (3) 2. В том случае, когда страховая организация проводит страхование по нескольким видам рисков (j=1,2...,m), рисковая надбавка может быть рассчитана по всему страховому портфелю, что позволяет несколько уменьшить ее размер: (4) где u - коэффициент вариации страхового возмещения, который соответствует отношению среднеквадратического отклонения к ожидаемым выплатам страхового возмещения Если j-й риск характеризуется вероятностью его наступления qj, средним возмещением sвj и среднеквадратическим отклонением возмещений rвj, то (5) При неизвестной величине rвj среднеквадратического отклонения выплат при наступлении j-го риска соответствующее слагаемое в числителе формулы (5) допускается заменять величиной (6) Если не известна ни одна величина rвj, то u вычисляется по формуле (7) Формулы (1), (4) и (5) для вычисления рисковой надбавки тем точнее, чем больше величины n.q и nj.qj. При n.q < 10="" и="" nj.qj="">< 10="" формулы="" (1),="" (4)="" и="" (5)="" носят="" приближенный=""> Техника расчета страховых тарифов совершенна с математической точки зрения, однако, она не учитывает групповых особенностей рисковых видов страхования. В расчете тарифных ставок при страховании грузов предлагается использовать таблицу коэффициентов безопасности исходя из условий перевозки и группы товаров. Таблица 2. - Коэффициенты безопасности
Условия перевозки изделий различными видами транспорта утвержденные правилами перевозки на основании устава автомобильного транспорта могут быть трех видов. Условия легкие (Л): - перевозки без перегрузок железнодорожным транспортом; - перевозки без перегрузок автомобильным транспортом - по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием (дороги 1-й категории по СНиП, утвержденным Госстроем СССР) на расстояние до 200 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий по СНиП, утвержденным Госстроем СССР) и грунтовым дорогам на расстояние до 50 км со скоростью до 40 км/ч; - перевозки различными видами транспорта - воздушным или железнодорожным транспортом совместно с автомобильным, отнесенным к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более двух. Условия средние (С): - перевозки автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более четырех - по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием (дороги 1-й категории) на расстояние 200-1500 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние более 50 км со скоростью 40 км/ч; - перевозки различными видами транспорта - воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортировании Л с общим числом перегрузок 3-4 или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования Л, с общим числом перегрузок не более четырех. Условия жесткие (Ж): - перевозки автомобильным транспортом с любым числом перегрузок - по дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием (дороги 1-й категории) на расстояние более 1500 км; по булыжным (дороги 2-й и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние более 250 км с большей скоростью, которое допускает транспортное средство; - перевозки различными видами транспорта - воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л и С с общим числом перегрузок более четырех или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования С и с любым числом перегрузок; К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных для перевозок автомобильным транспортом. При транспортировании изделий в закрытых транспортных средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить без упаковки, с защитой отдельных частей изделий, применением следующей тары и вспомогательных упаковочных средств: - ящики дощатые крупного габарита с обшивкой древесноволокнистыми плитами, решетчатые, включая обрешетки; - ящики фанерные (толщина фанеры 3 мм), из гофрированного или сплошного склеенного картона; - барабаны фанерные (толщина фанеры не более 4 мм), металлические (толщина листов стали не более 0,4 мм); - мешки бумажные многослойные, полиэтиленовые, тканевые, бумажно-пленочная обертка, чехлы, связки, потребительская тара. Изделия, транспортируемые в условиях Л и С открытыми транспортными средствами при без перегрузочных перевозках, допускается перевозить без упаковки с учетом правил перевозок грузов, действующих на транспорте соответствующего вида. В зависимости от конструктивных особенностей изделий для обеспечения их сохранности в условиях транспортирования Ж необходимо предусматривать в нормативно-технической документации на конкретные виды изделий на таре дополнительные крепления в виде поясов, угольников, планок и т.д. Условия транспортирования изделий в зависимости от воздействия климатических факторов установлены ГОСТ 15150-69; СТ СЭВ 458-77 и 460-77. Сроки транспортирования входят в общий срок сохранности изделий. Группы опасных грузов (товаров) при страховании. Группа А - повышенный риск: драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства, промышленная и бытовая электроника, медицинская техника, пушнина и изделия из меховой промышленности, стекло и прочие изделия него, а также прочие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых высок из-за их высоких потребительских качеств, физических и естественных свойств. Группа Б - средний риск: технологическое оборудование, запасные части, общемашиностроительная продукция, сельхозтехника, продукты питания, продукция хозяйственного назначения, обувь, одежда, мебель, парфюмерия, фармацевтическая и химическая продукция, а также другие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых не очень высок. Группа В - малый риск: металлопрокат, метизы, древесина, бумага, стройматериалы, трубы, уголь, руда, нефть, а также другие грузы, риск гибели, повреждения или кражи которых незначителен из-за их физических и естественных свойств. Как свидетельствуют данные, наиболее типичные грузы (товары) подразделяются на три группы соответственно большей или меньшей опасности их перевозки в зависимости от ценности, прочности и громоздкости. Следует отметить, что при подобной классификации в соответствующие группы сведены довольно разнородные грузы (товары). Страховой премии должно быть достаточно для того чтобы ответить по предъявляемым претензиям, сформировать страховые резервы, покрыть затраты и получить прибыль. При определении тарифных ставок нет универсальных методов по этому следует использовать весь комплекс знаний который имеет страховая компания. |
||||||||||||||||||||||||||||
Преимущества перед известными аналогами Простота расчета |
||||||||||||||||||||||||||||
Стадия освоения Внедрено в производство |
||||||||||||||||||||||||||||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
||||||||||||||||||||||||||||
Технико-экономический эффект Исключение ошибок при расчете риска. Экономический эффект 200,0 тыс. рублей |
||||||||||||||||||||||||||||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
||||||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 13.08.2003 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)