ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

02-086-03

Наименование проекта

Центробежный водяной насос системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Назначение

Для повышения срока службы водяного насоса системы охлаждения и его привода в ДВС.

Рекомендуемая область применения

Двигатели внутреннего сгорания.

Описание

Результат выполнения конструкторской разработки.

Центробежный водяной насос содержит улитку 1, выполненную заодно с корпусом 2. К двигателю насос крепится фланцем, выполненным на улитке. Внутри корпуса установлен на подшипниках качения ведомый вал 3 с консольно закрепленной на нем крыльчаткой 4. Между крыльчаткой и подшипником ведомого вала расположен уплотнительный узел 5, препятствующий проникновению воды в полость корпуса и масла из корпуса в улитку. Приводная шестерня 6 выполнена в виде полого стакана, во внутренней полости "а" которого расположен корпус водяного насоса. Шестерня установлена в полости двигателя на подшипниках качения 7 с опорой на расточки в полости двигателя. На торце ведомого вала, со стороны, противоположной крыльчатке, закреплена втулка 8 с двумя наружными прямобочными шлицами 9. На торце 10 шестерни выполнено сквозное отверстие 11 с четырьмя равномерно расположенными внутренними пазами 12. Шлицы втулки входят в зацепление с двум пазами шестерни. Длина шлицев втулки выполнена в два раза большей, чем длина пазов шестерни. Шлицы наполовину выходят из пазов, а наполовину находятся в зацеплении с пазами. Зубчатым венцом 13 приводная шестерня через ряд паразитных шестерен связана (не показано) с коленчатым валом двигателя.

Водяной насос работает следующим образом.

Вращение от коленчатого вала через зубчатый венец передается шестерне. Через пазы и шлицы вращение передается втулке, ведомому валу и крыльчатке. Когда износ контактирующих друг с другом боковых поверхностей пазов и шлицев достигает определенного критического значения, водяной насос снимается с двигателя, втулка переворачивается на 180 o и устанавливается навстречу крыльчатке противоположным торцом. При установке на двигатель шлицы втулки совмещаются с двумя пазами шестерни, ранее не контактировавшими со шлицами. Таким образом, в зацеплении оказываются два неизношенных паза и неизношенна половина шлицев, ранее выступающая за торец шестерни. Если же количество пазов в шестерне будет равным шести или восьми, то при достижении критического износа достаточно заменить втулку, а шестерню менять не нужно, шлицы втулки совмещаются с пазами, ранее не контактировавшими со шлицами.

Рис. 1. Продольный разрез водяного насоса с приводной шестерней.

Рис. 2. Разрез А-А на рис. 1.




Данная конструкция обеспечивает компактную установку водяного насоса на двигателе. За торец двигателя выступает лишь улитка насоса. Срок службы, из условий износа по контакту друг с другом, приводной шестерни и втулки ведомого вала насоса увеличивается минимум в два раза.

Преимущества перед известными аналогами

Обеспечено компактное размещение водяного насоса с одновременным повышением срока службы насоса и его привода.

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Соответствует технической характеристике изделия (устройства)

Технико-экономический эффект

Увеличение срока службы и повышение надежности работы водяного насоса ДВС на 30%.

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

21.08.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)