ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

02-083-03

Наименование проекта

Установка силового блока в моторно-трансмиссионном отделении машины

Назначение

Для создания компактного моторно-трансмиссионного отделения машины

Рекомендуемая область применения

Машиностроение, производство спецмашин.

Описание

Результат выполнения конструкторской разработки.

Установка силового блока в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) машины используется для производства гусеничных машин, и может применяться при использовании v-образного двигателя внутреннего сгорания увеличенной длины с развалом цилиндров 90 o , применением наддува при сохранении установки двигателя и коробки перемены передач в едином агрегате на трех опорах.

Силовой блок установлен в моторно-трансмиссионном отделении, расположенном в корме (задней части) машины.

Над днищем 1 МТО (см. рис. 1-3) установлены поперечно расположенные торсионы 2 опорных катков гусеничного движителя. Силовой блок состоит из двигателя внутреннего сгорания 3 и коробки перемены передач 4. Двигатель выполнен v-образным с углом развала цилиндров блок-картера 5, равным 90 o. Один блок цилиндров 6 установлен вертикально, а другой блок цилиндров 7 - горизонтально, параллельно днищу машины. Ось коленчатого вала 8 расположена поперек машины (перпендикулярно ее продольной оси). Двигатель содержит головки цилиндров 9 и 10, на которых установлены впускные коллекторы 11 и 12, размещенные в развале блоков цилиндров двигателя. Выпускные коллекторы 13 и 14 установлены на головках цилиндров снаружи двигателя. Коллекторы выступают за наружные стенки 15 и 16 блоков цилиндров. В развале цилиндров двигателя установлен многоплунжерный рядный топливный насос 17. Топливный насос поджат к вертикальному блоку с целью размещения в развале двигателя между топливным насосом и впускным коллектором 12 горизонтального блока цилиндров масляного фильтра 18. Съемные колпаки 19 масляного фильтра обращены наружу из развала блока цилиндров. Сбоку двигателя напротив вертикального блока цилиндров 6 вдоль оси коленчатого вала установлена коробка перемены передач. Ось выходящих валов 20 коробки параллельна оси коленчатого вала двигателя. Передача крутящего момента от двигателя к коробке перемены передач осуществляется шестеренчатым приводом 21 с цилиндрическим зацеплением, расположенным внутри корпуса 22. Корпус выполнен заодно с коробкой перемены передач. На торцах коробки перемены передач выполнены цапфы 23 и 24. Цапфами коробка перемены передач устанавливается на бугели 25 и 26, которые жестко заделаны в корпусе машины. Бугели закрыты полубугелями 27 и 28 и притянуты к бугелям 25 и 26 болтами 29. На днище под двигателем установлена опора 30, которая крепится к боковой стенке горизонтального блока. Возле торца двигателя, противоположного торцу с корпусом, установлена перемычка, жестко связывающая торец двигателя и коробки перемены передач. Перемычка выполнена в виде жестко закрепленной на боковой стенке блок-картера опоры 31 с бугелем 32, закрытым полубугелем 33. Бугель 32 с полубугелем 33 опирается на цапфу 23 и установлен на ней между опорным бугелем 25 с полубугелем 27 и торцем коробки перемены передач.

Двигатель и коробка перемены передач объединены в единый силовой блок при помощи двух торцовых связей, которыми являются корпус с размещенным внутри него шестеренчатым приводом и перемычка, выполненная в виде опоры с бугелем. Для обеспечения компактности установки торсионы опорных катков машины расположены под горизонтальным блоком между выпускным коллектором и осью коленчатого вала. Выступающие наружу за торец картера навесные агрегаты двигателя: водяные насосы 34 и 35, охладители масла 36 и 37, топливозакачивающий насос 38 установлены со стороны основного отбора мощности, т.е. на торце двигателя с закрепленным на нем корпусом, соединяющим двигатель с коробкой перемены передач, и не выступают за наружный торец корпуса.

Навесные агрегаты, определяющие габарит двигателя по его длине, не определяют габарит силового блока в целом. Двигатель снабжен агрегатами двухступенчатого наддува. Первой ступенью является приводной центробежный нагнетатель 39, крыльчатка которого приводится во вращение от шестерни 40 привода топливного насоса через ведомую шестерню 41 нагнетателя. Центробежный нагнетатель размещен на торце двигателя со стороны корпуса и привода топливного насоса в развале блоков цилиндров. Второй ступенью наддува является турбокомпрессор 42, размещенный также в развале блоков цилиндров на другом торце двигателя. Турбокомпрессор состоит из турбины 43 и компрессора 44. Выпускные коллекторы подсоединены к турбине. Приводной нагнетатель соединен со входом в компрессор патрубком 45. Выходной патрубок 46 компрессора подсоединен через охладитель наддувочного воздуха с впускными коллекторами. Приводной нагнетатель и турбокомпрессор вписаны в угол, образованный горизонтальной плоскостью А, проход щей через габарит по высоте вертикального блока и вертикальной плоскостью Б, проходящей через максимально удаленные от оси коленчатого вала точки горизонтального блока.

Рис.1. Вид на силовой блок со стороны левого борта машины.

Рис.2. Вид на силовой блок со стороны правого борта машины.




Рис.3. Вид силового блока сверху.




Установка силового блока в МТО позволяет обеспечить компактность моторно-трансмиссионного отделения машины повышенной мощности с увеличенной длиной v-образного двигателя внутреннего сгорания за счет рационального размещения агрегатов на двигателе, оригинального расположения двигателя в МТО.

Уменьшение габаритов МТО в свою очередь позволяет уменьшить габариты и вес машины, повысить динамические характеристики машины (скорость, приемистость) без увеличения мощности двигателя.

Преимущества перед известными аналогами

Уменьшены габариты и вес машины, повышены динамические характеристики без увеличения мощности двигателя.

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Экономия металла составила 10%.

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

19.08.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)