ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

02-082-03

Наименование проекта

Система смазки двигателя внутреннего сгорания

Назначение

Для создания более эффективной и надежной в работе системы смазки двигателя внутреннего сгорания

Рекомендуемая область применения

Системы смазки двигателей внутреннего сгорания

Описание

Результат выполнения конструкторской разработки.

Система смазки ДВС размещена она v-образном двигателе внутреннего сгорания (см. рис. 1-6), состоящем из блок-картера 1 с размещенным внутри него коленчатым валом 2 с маховиком 3 и шестерней 4. Со стороны маховика осуществляется привод шестерни 5 топливного насоса через блок шестерен 6, установленный на консольно закрепленной на торце блок-картера оси 7. Со стороны, противоположной маховику, на торце картера консольно закреплена ось 8 с паразитной шестерней 9 привода навесных агрегатов.

Система смазки состоит из емкости масла (поддона) 10. В поддоне установлен масляный насос 11. Масляный насос подсоединен к нагнетательной магистрали 12, разделенной на две параллельные ветви 13 и 14. Часть ветви 13 - это канал 15, выполненный на боковой стенке блок-картера. Канал соединен с охладителем масла 16. Ветвь 14 соединена с охладителем масла 17. Охладители масла установлены на боковых стенках блок-картера напротив друг друга. Охладители масла имеют предохранительные клапаны 18 и 19 соответственно. Охладитель масла 16 соединен с масляным фильтром 20, а охладитель масла 17 соединен с масляным фильтром 21. Фильтры масла полнопоточные со сменными одинаковыми фильтроэлементами 22 и 22а установлены отдельно друг от друга на торце блок-картера. На входе в масляные фильтры установлены обратные клапаны 23 и 24, имеющие одинаковую конструкцию. Клапаны состоят из корпуса 25 (см. рис. 2), седла 26 и запорного элемента, выполненного в виде шарика 27, подпружиненного со стороны фильтра навстречу потоку масла пружиной 28. В корпусе по его оси установлен винт 29, один конец которого размещен внутри пружины 28, а другой размещен снаружи фильтра. Полость 30 за шариком 27 с размещенной в ней пружиной 28 соединена с внутренней полостью блок-картера каналом 31. Фильтры 20 и 21 снабжены предохранительными клапанами 32 и 33, соединяющими полости с грязным маслом 34 и 35 с выходными каналами 36 и 37 из фильтров 20 и 21 соответственно. В корпусе фильтра 20 выполнен канал слива 38, а также установлен регулятор давления 39. Регулятор давления (рис. 2) состоит из корпуса 40, внутри которого установлен ступенчатый плунжер 41, подпружиненный пружиной 42 со стороны большего диаметра. Полость 43 между большим и меньшим диаметрами плунжера сообщена с каналом 36, который сообщается с каналом главной магистрали 44, выполненным в развале блок-картера. Цилиндрическая часть плунжера меньшего диаметра перекрывает канал 45 слива масла в картер двигателя. Канал сообщается с полостью с неочищенным маслом масляного фильтра. Полость 46 за плунжером со стороны пружины 42 соединена с каналом 36 и полостью картера сквозным осевым каналом 47, выполненным в плунжере. Ветвь 14 нагнетательной магистрали после охладителя масла сообщается через клапан постоянного давления 48 с дополнительной масляной магистралью, состоящей из двух каналов 49 и 50, выполненных в боковых стенках блок-картера и соединенных между собой приставной трубой 51, закрепленной на торце блок-картера и проходящей между осью шестерни коленчатого вала и осью блока шестерен. Клапан постоянного давления состоит из корпуса 52 (рис. 3), внутри которого размещен двухступенчатый плунжер 53, поджимаемый со стороны меньшего диаметра пружиной 54. Со стороны большего диаметра, обращенного в сторону канала 49 дополнительной магистрали, в плунжере 53 выполнено глухое отверстие 55, сообщающееся через радиальные окна 56 с полостью 57, ограниченной внутренней поверхностью корпуса 52 и наружной поверхностью плунжера 53. Полость 57 сообщается с ветвью 14 нагнетательной магистрали после охладителя. Полость 58 клапана 48 со стороны большего диаметра плунжера 53 сообщается с каналом 49 дополнительной масляной магистрали. Каналы 49 и 50 сообщаются с форсунками орошения поршней 59. На выходе масла из фильтров 20 и 21 на торцах магистралей 36 и 37 установлены обратные клапаны 60 и 60а (рис. 1), состоящие из седла 61 и запорного элемента, выполненного в виде шарика 62, поджимаемого пружиной 63 внутрь фильтра (рис. 6). Каналы 36 и 37 фильтров 20 и 21 сообщаются с горизонтальными каналами 64 и 65, выполненными в торцевой стенке блок-картера и перекрещивающимися с каналом главной магистрали. На торце блок-картера выполнена открытая цилиндрическая полость 66 (рис. 4), объединяющая каналы 44, 64 и 65 (рис. 5). Полость 66 закрыта фланцем консольно установленной оси 8 шестерни 9. Торец канала 44 с другой стороны закрыт фланцем консольно закрепленной оси 7 (рис.4) блока шестерен 6. Через осевые сверления 67 и 68 в осях 7 и 8 обеспечивается подвод смазки к подшипникам скольжения 69 и 70 шестерен 6 и 9. К масляному фильтру подсоединен предпусковой маслозакачивающий насос 71 с обратным клапаном 72. На торце канала 15 установлен редукционный клапан 73, снабженный каналом 74 слива масла в полость блок-картера.

Система смазки ДВС позволяет обеспечить возможность попеременного обслуживания масляных фильтров на работающем двигателе, повысить надежность работы форсунок орошения поршней за счет уменьшения вероятности их засорения и закоксовывания, обеспечить компактное размещение охладителей масла на двигателе.

Преимущества перед известными аналогами

Обеспечена возможность попеременного обслуживания масляных фильтров на работающем двигателе, повышена надежность работы форсунок орошения поршней.

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение ресурса двигателя на 25%, повышение надежности на 30%.

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

19.08.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)