ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

83-079-03

Наименование проекта

Устройство для устранения эффекта гидроскольжения пневматических машин

Назначение

Устранение эффекта гидроскольжения

Рекомендуемая область применения

Обеспечение безопасности движения автотранспорта

Описание

Частное техническое решение, имеющее самостоятельное значение.

Явление гидроскольжения заключается в том, что вода не успевает выдавливаться из-под передних колес автомашины и образует под ними подобие водяного клина (рис. 1). При увеличении скорости движения пневматическая шина начинает собирать перед собой воду, большая часть которой не успевает проскочить в зону контакта шины с доро­гой. При определенной критической скорости машины вода, собравшаяся перед зоной контакта, начинает "тормозить" шину, прижимаясь к ней как колодочный тормоз с силой лобового сопротивления движению (качению). При попадании воды в зону контакта колесо слегка (на несколько миллиметров) поднимается над покрытием дороги и забирается на водяную подушку, практически не имея сцепления с дорогой и зачастую перестает вращаться. Вода постепенно выдавливается из-под колес назад, что может продолжаться довольно долго. В результате потери контакта передних колес с дорогой даже малейшее внешнее возмущение (порыв ветра, уклон дороги) может вызвать отклонение движения от заданной водителем траектории, что и приводит к дорожно-транспортному происшествию. При этом рулевым колесом управлять бесполезно - автомобиль все равно будет неуправляемым. Задние колеса, двигаясь по «подсушенной» передними колесами дороге, сохраняют сцепление с дорогой почти всегда.




Рис. 1. Образование водяной клиновидной подушки перед передними колесами при гидроскольжении

Для грузового автотранспорта, имеющего пневматический или пневмогидравлический привод тормозной системы, разработано устройство (рис. 2), позволяющее устранить эффект гидроскольжения путем подачи в область зоны контакта колеса с покрытием целенаправленной струи воздуха под давлением, соответствующим давлению воздуха в пневмоаккумуляторах (рессиверах). Струя воздуха, направленная перед ведомым колесом разбивает образовавшуюся водяную клиновидную подушку, уменьшая тол­щину слоя воды и при этом увеличивая коэффициент сцепления этого колеса с дорожным покрытием.


Рис. 2. Принципиальная схема устройства для предотвращения гидроскольжения:

1 - компрессор; 2 - пневмоаккумуляторы (рессиверы); 3 - главный тормозной кран;

4 - предохранительный клапан; 5 - кран электромагнитного управления;

6 - воздухопроводы; 7 - гибкие шланги; 8 - сопла

Устройство работает следующим образом. В обычном режиме компрессор постоян­но поддерживает в тормозной системе рабочее давление воздуха. Как только водитель автомобиля заметит перед собой опасный участок дороги, покрытый водой, он должен снизить скорость. Если он не успевает это сделать, то должен включить электромагнитный клапан 5, который открывает доступ воздуха из пневмоаккумуляторов через воздухопроводы и гибкие шланги к соплам. В результате происходит кратковременный выброс через них сжатого воздуха в зону соприкосновения шины с полотном дороги, разрушая слой жидкости перед колесами. Предохранительный клапан контролирует расход воздуха из тормозной пневмосистемы и как только его начальное рабочее давление снизится до минимально допустимого значения, при котором еще обеспечивается безотказная работа тормозов, клапан перекрывает поступление воздуха из пневмосистемы к соплам.

Преимущества перед известными аналогами

Конструкция устройства предотвращает эффект гидроскольжения

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Коэффициент сцепления колеса с дорожным покрытием увеличился до 0,4-0,6 и удовлетворяет безопасности дорожного движения

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

07.08.2006

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)