ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

82-014-03

Наименование проекта

Новый способ восстановления посадки в сопряжении шейка распределительного вала - опорный подшипник автомобилей семейства ВАЗ

Назначение

Ремонт автомобильных двигателей

Рекомендуемая область применения

Эксплуатация и ремонт автомобилей

Описание

Описание к ИЛ № 82-014-03

Частное техническое решение, имеющее самостоятельное значение.

Новшество относится к газораспределительной системе автомо­бильных двигателей, в частности к механизмам привода клапанов. Его можно применять на автотранспортных предприятиях, эксплуатирую­щих легковые автомобили, в частности, автомобили ВАЗ, а также могут использовать частные автовладельцы.

Сопряжение шейка распределительного вала -опорный подшипник представляет собой гладкое цилиндрическое соединение, По заводским требованиям, в процессе сборки нового двигателя максимальный зазор в данном сопряжении не должен превышать - 0,110 мм, а минимальный за­зор должен быть не менее - 0,069 мм.

В процессе эксплуатации первоначальный зазор увеличивается, да­же становится большим, чем максимальный зазор. Это приводит к паде­нию давления масла в системе смазки двигателя, а также к изменению за­зора между кулачком распределительного вала и регулировочными шай­бами. Все это в конечном итоге приводит к увеличению шумности работы двигателя, приводит к нарушению фаз открытия и закрытия клапанов и перерасходу топлива.

Как показывает практический опыт эксплуатации автомобилей ВАЗ, в процессе эксплуатации первоначальный зазор в сопряжении шейка - опорный подшипник может увеличиваться в 2-3 раза, что недопустимо. Как показывают измерения данного зазора у автомобилей, бывших в экс­плуатации, зазор в сопряжении первой, четвертой и пятой шейках имеет большее значение, чем второй н третий шейках, Что связано с условиями работы шеек распределительного вала, Ниже приведены усредненные значения зазоров в сопряжении шейка распределительного вала - опор­ный подшипник после пробега автомобилем ВАЗ около 175 000 км.

 

n шеек  

1

2

3

4

5

Зазор, мм

0,30

0,22

0,19

0,19

0,21

 

Зазоры замерялись по следующей схеме. Снимали передний и задний корпусы подшипников распределительного вала (см. рис. 2). На соответст­вующие шейки распределительного вала укладывались свинцовые пла­стинки размером 4x4 мм и толщиной 0,35 мм. Затем с помощью дина­мометрического ключа затягивали гайки шпилек в соответствующей по­следовательности моментом затяжки 18 - 22 Нм. Медленно покачивали распределительный вал в ту и другую сторону от первоначального поло­жения примерно на 45 градусов. Затем открыли крышки подшипников и замеряли толщину прокладок на соответствующих шейках с помощью гладкого микрометра (см. рис.1).

Толщина пластинок равна величине максимального зазора в дан­ном сопряжении.

Увеличение зазора происходит по причине износа шеек распредели­тельного вала и износа опорных подшипников, Так как шейки распреде­лительного вала имеют высокую твердость, то при прочих равных ус­ловиях шейки меньше изнашиваются, чем опорные подшипники. Опор­ные подшипники состоят из двух половин, верхней - расположенной в корпусе подшипников и нижней - расположенной в головке цилиндров, Из-за конструктивных особенностей и направления действий сил от ку­лачков больше изнашивается верхняя половина подшипников. При предложенном способе как раз и компенсируется увеличенный износ верхней половины подшипника путем снятия материала толщиной - h при шлифовании (см. рис.2),

Значение h определяется по следующей зависимости:

h = smax - 0,061 мм

Так как первая крышка является общей для двух опорных шеек, а вторая - общей для трех последующих шеек, то при расчете значения h за smax необходимо принять максимальное значение зазора из всех из­меренных на данной крышке зазоров. Это необходимо для того, чтобы после сборки зазор не оказался меньше минимального значения по чертежу - 0,061 мм.

Применение данного способа позволяет повысить пробег автомоби­ля с минимальными затратами. Так как без применения данного способа, чтобы продолжить эксплуатацию автомобиля, пришлось бы заме­нить головку блока в сборе с распределительным валом, Что потребовало бы многократные затраты по сравнению с предложенным способом.

 

Рис. 1. Схема измерения толщины свинцовой пластинки с помощью микрометра:

1 - свинцовая пластина;

2, 3 - соответственно неподвиж­ная и подвижная пятки микрометра

 

Рис. 2. Сопряжение шейка распредели­тельного вала - опорный подшипник (в поперечном сечении):

1 - шейка распределительного вала; 2 - корпус подшипников; 3 - головка цилиндров; smax - максимальный зазор , образующийся в процессе эксплуатации; h - толщина слоя ма­териала, которую необходимо сни­мать у разъемной плоскости корпуса подшипников путем шлифования

Преимущества перед известными аналогами

Упрощение процесса ремонта

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Соответствует технической характеристике изделия (устройства)

Технико-экономический эффект

Экономия материалов в 2,5 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

11.01.2007

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)