ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

31-039-03

Наименование проекта

Результаты макетингового исследования потребителей транспортных услуг на примере пассажирских железнодорожных перевозок

Назначение

Выявление интересов потребителей и определение качества обслуживания

Рекомендуемая область применения

Пассажирские перевозки

Описание

Результат проведения научно-исследовательской работы.

В соответствии с рыночной экономической теорией транспортный рынок России сегодня можно охарактеризовать как олигополию, т.е. рынок с небольшим числом крупных предприятий (видов транспорта), предлагающих одинаковую продукцию - транспортные услуги - большому числу потребителей. Современная ситуация на рынке транспортных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции между отдельными видами транспорта. В этих условиях ценовая конкуренция часто неэффективна: любое снижение цен воспринимается конкурентами как начало «ценовой войны». Повышение цен тоже, как правило, не приносит выгоды предприятию, так как конкуренты могут не пойти на аналогичные шаги и тем самым поставить данное предприятие в более тяжелые конкурентные условия. Следовательно, ценовые методы на олигопольном транспортном рынке наиболее целесообразно применять в сочетании с маркетинговым подходом и учетом интересов пользователей транспорта.

Одним из маркетинговых подходов для выявления интересов потребителей и определения уровня качества обслуживания являются маркетинговые исследования.

Процесс маркетингового исследования включает в себя несколько последовательных этапов:

I.Постановка задачи и определение целей исследования;

II.Разработка плана исследования.

III. Разработка плана исследования требует определения источников данных, методов их сбора и анализа.

Источники данных. План исследования может предусматривать использование как вторичных, так и первичных данных. Вторичные данные - уже существующая в определенной форме информация, полученная для каких-то других целей. Первичные данные собираются с конкретной целью при осуществлении определенного проекта.

Методы сбора информации.Первичная информация может быть получена путем наблюдений, опросов фокусных групп, сбора статистических данных и экспериментов.

Одним из методов сбора данных при проведении маркетинговых исследований является метод опроса. Опрос заключается в сборе первичный информации путем прямых вопросов людям относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения.

Методам опроса присущи следующие достоинства:

-Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются дни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.

-Возможность проведения глубокого анализа заключается в задании последовательных уточняющих вопросов.

-Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена подразделением общей выборки на отдельные подвыборки в соответствии с демографическими и другими критериями.

При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор их двух основных инструментов исследования, которыми являются анкеты и механические устройства.

Достоинство использования анкеты заключается в следующем:

-Относительно низкая стоимость, обусловленная отсутствием интервьюеров, компьютерной техники.

-Контроль над выбором респондентов.

-Самостоятельная организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают время и скорость ответов на вопросы, создают для себя наиболее комфортные условия ответа на вопросы.

-Отсутствие определенного влияния со стороны интервьюера, создающее более комфортные условия для респондентов для ответа на вопросы.

Недостатки данного метода опроса (анкеты) прежде всего заключаются в том, что поскольку респонденты самостоятельно контролируют ответы на вопросы анкеты, то их ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвращены.

III.Сбор информации.

IV.Анализ информации.

Данный этап маркетинговых исследований заключается в анализе собранных в его ходе данных и получении тех или иных результатов.

В завершение маркетингового исследования его результаты должны быть представлены заинтересованным лицам.

На основании вышеизложенной информации, в целях получения портрета потребителя транспортных услуг, было проведено маркетинговое исследование на примере железнодорожного транспорта. Были проанкетированы пассажиры таких рейсов как 9, 10, 65, 67. В ходе исследования было опрошено 540 человек. При этом использовалось сегментирования данных по половозрастному принципу и статусу.

По статусу респондентов можно разделить следующим образом:

-специалисты - 27%;

-руководители среднего звена - 22%;

-руководители высшего звена - 11%;

-рабочие - 9 %.

Причем треть опрошенных работает на государственных предприятиях, остальные две трети работаю либо на себя, либо на частном предприятии. Сегментирование по возрасту производилось по следующим параметрам:

-до 25 лет - 12% от опрошенных;

-от 26 до 35 лет - 19% опрошенных;

-от 36 до 45 лет - 33%;

-от 46 до 55 лет - 22%;

-старше 55 лет - 11%.

При этом 60% респондентов - женщины.

В ходе исследования получены следующие данные. На вопрос «Как часто вы ездите на поезде в Москву?» 33% респондентов ответили, что ездят 1-2 раза в месяц, 39% респондентов - 2 раза в год и реже. Причем только одна пятая из опрошенных пользуется при поездке в Москву самолетом; 17% респондентов ездят в Москву на машине.

60% пассажиров ездят в Москву за свой счет, хотя данные цифры нельзя считать достоверными, поскольку треть респондентов работает на себя и цель поездки в Москву у 61% из опрошенных деловая.

На вопрос «Сколько дней вы проводите в Москве?» 35% респондентов - 1 день; 25% респондентов неделю и больше; остальные - от 2 до 4 дней. При этом примерно для половины из числа опрошенных не имеет значения в какой день недели выезжать в Москву и из Москвы, 20% и 17% соответственно предпочитают выезжать в Москву в понедельник и воскресенье, выезжать же из Москвы предпочитают во вторник (13%); четверг (12%); пятницу (11%); понедельник(10%).

Треть пассажиров приняли решение о поездке за 1-3 дня до поездки, остальные из опрошенных - за неделю и больше.

На вопрос «Как вы купили билет» 53% из опрошенных ответили, что купили билет свободно, 45% - заказывали по любым каналам. При этом 62% респондентов приобрели билет в кассе вокзала, 10-ти % привез курьер.

Больше половины пассажиров купили билет за 1-3 дня до отъезда, оставшаяся часть пассажиров приобретала билет за неделю и больше до поездки.

На вопрос «Уезжали бы вы в неудобный для вас день, если бы вам была предоставлена скидка?» 64% из опрошенных ответили нет.

47% и 37% пассажиров стараются ездить соответственно в купейных и плацкартных вагонах, остальные - в вагонах СВ. Из них 79 % берут еду с собой и только 14% ходит в вагон-ресторан. (причем это те пассажиры, которые ездят в вагонах СВ).

На вопрос «Пользуетесь ли вы багажным вагоном?» 8% респондентов ответили, что пользуются, когда едут из Москвы, а 85% ответили, что не пользуются. При чем многие не пользуются багажным вагоном по той причине, что его нет (9,10 рейсы).

Часть пассажиров ездят в Москву и из Москвы на транзитных поездах (примерно 27% из опрошенных-на 39,40; 13% - на 13,14).

При ответе на вопрос «Должны ли боковые и верхние полки стоить дешевле нижних» 84% респондентов считают, что должны, причем разница в цене между верхними и нижними полками, должна быть от 6 до 10 %, (так считает 29 % опрошенных), а разница в цене между боковыми полками в плацкартных вагонах и обычными должна быть больше 15 %, по мнению 33% респондентов.

Проведенное анкетирование позволило выявить ценовые предпочтения и возможные подходы к оценке соотношения цена-качество, возникающие у пассажиров железнодорожного транспорта Московского направления.

Преимущества перед известными аналогами

Высокий уровень стандартизации, возможность проведения глубокого анализа

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение эффективности перевозок в 1,4 раза

Возможность передачи за рубеж

За рубеж не передаётся

Дата поступления материала

14.05.2003

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)