ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

11-005-03

Наименование проекта

Экономический механизм определения величины дотаций в сфере речных пассажирских перевозок

Назначение

Обоснование размера выделяемых дотаций

Рекомендуемая область применения

Пассажирские перевозки речным транспортом

Описание

Результат выполнения научно-исследовательской работы.

Схема определения необходимых размеров дотирования:

1. В рамках первого блока «выделение секторов рынка по уровню конкуренции с различными видами транспорта» формируются схемы линий перевозок разными видами транспорта, параллельных водным путям; на их основании уточняются исходные данные, делящиеся на 3 группы:

i- отчетная и прогнозная информация по речному пассажирскому транспорту: объемы перевозок речным транспортом по отдельным направлениям, расстановка флота; количество рейсов, пасскм. работы за отчетный год.

ii- информация о конкурирующих на речных направлениях видах транспорта: наименования линий, время рейса, прогнозируемые объемы перевозок на перспективный период, тарифы на этих направлениях за последние 3 года и прогноз тарифов на перспективный период.

iii- характеристика социально-экономических условий жизни: размер потребительской корзины, среднедушевые доходы населения по отдельным территориям, информация по льготным категориям граждан.

2. Определение величины средств для компенсации издержек предприятий речного транспорта - на основе себестоимости перевозок по каждой линии с учетом необходимого уровня инвестиционной составляющей.

3. Величина социально-обоснованного тарифа в монопольном секторе перевозок:

Для каждой линии устанавливается среднедушевой доход населения, пользующегося услугами данной судоходной линии. Формирование тарифа проводится на основе соотношения среднедушевых доходов населения и минимальной потребительской корзины (с учетом необходимой транспортной подвижности населения). Тарифы формируются, исходя из:

а) существующего уровня оплаты населением стоимости транспортных услуг . При увеличении издержек предприятий по перевозкам тарифы должны увеличиваться, но соотношение оплачиваемых населением тарифов и издержек - оставаться прежним.

б) оптимального соотношения доли транспортных затрат в потребительском бюджете граждан, которая не должна превышать 5 % бюджета граждан (перспективно).

в) оплаты населением стоимости пассажирских перевозок с учетом доли выручки от речных перевозок в эксплуатационных затратах, достигнутой в среднем по речному транспорту России.

г) оплаты населением полного тарифа пассажирских перевозок.

Цены в условиях конкуренции определяются с учетом ряда показателей за несколько последних лет (соотношение частоты и времени рейсов на линиях, величины тарифов), платежеспособности населения. Администрация может окончательно утвердить величину тарифов в пределах некоторого «тарифного коридора».

4. Для проведения расчетов выпадающих доходов на основе данных предприятий-перевозчиков и Департамента транспорта формируется база данных по численности всех льготных категорий населения с выделением источников финансирования.

5. Базовый размер дотаций определяется по формуле:

,

- принятый уровень рентабельности, %

- расходы по перевозкам по каждой линии, руб.

- оптимальная величина тарифа по каждой линии, руб./пасскм.

- средняя дальность перевозки пассажиров на линии, км;

- прогнозируемый объем перевозки пассажиров по каждой линии, чел. Целесообразно составить 2 прогноза: пессимистический и оптимистический.

Базовый размер дотаций, выделяемый администрацией, определяется по формуле:

,

- доля выпадающих доходов не обеспеченных финансированием, которые администрация округа берется оплатить;

- экономия издержек предприятий-перевозчиков от проводимых организационных и технологических мероприятий, руб.

- прибыль от коммерциализации услуг, представляемых предприятиями, руб.

Данная методика была апробирована в Ханты - Мансийском АО.

Совершенствование тарифно-дотационной политики в сфере пассажирских перевозок на водном транспорте должно осуществляться по следующим направлениям:

§снижение издержек и повышение доходности перевозок;

§снижение размера дотаций перевозчикам за счет оптимального повышения уровня оплаты населением стоимости поездок;

§осуществление адресной поддержки слоев населения с низким уровнем среднедушевых доходов.

Преимущества перед известными аналогами

Учет платежеспособности населения

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Соответствует технической характеристике изделия (устройства)

Технико-экономический эффект

Сокращение издержек на 10%. Снижение размера необходимых дотаций на 40%

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

15.12.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)