Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 11-004-03 |
Наименование проекта Метод формирования тарифов на речные пассажирские перевозки |
Назначение Совершенствование тарифной системы |
Рекомендуемая область применения Пассажирские перевозки речным транспортом |
Описание
Результат выполнения научно-исследовательской работы. Предлагается следующее деление транспортного рынка при формировании тарифной системы в сфере пассажирских перевозок: iсектор - водный транспорт - монополист: тарифы определяются на основе эксплуатационных затрат по перевозке и обслуживанию пассажиров с учетом норм государственного регулирования транспортных цен и дотационности пассажирских перевозок. ii- водный транспорт функционирует в конкурентной среде - с учетом платежеспособного спроса и сохранения системы дотирования воднотранспортных предприятий, но на уровень тарифов и дотаций оказывает влияние конкуренция. Величина социально-обоснованного, регулируемого тарифа определяется в пределах некоторой "тарифной зоны", которая по каждому сектору формируется из 4 тарифных оценок: 1. Рассчитывается существующий уровень оплаты населением стоимости речных транспортных услуг. На его основе определяется прогнозный тариф. При увеличении издержек предприятий водного транспорта по перевозкам пассажиров тарифы должны увеличиваться, но соотношение устанавливаемых тарифов и полной стоимости перевозок в перспективе должно оставаться прежним.
, - первый проектный уровень тарифа наiлинии; - прогнозные значения себестоимости перевозок; - коэффициент выпадающих доходов (определяется по базовому периоду). 2. Определяется величина тарифа, соответствующая оплате населением региона стоимости пассажирских перевозок в пределах достигнутого уровня их доходности в среднем по речному транспорту России в базовом периоде: , - коэффициент выпадающих доходов по речным пассажирским перевозкам в среднем по речному флоту России в базовом периоде; - расчетное значение рентабельности перевозок. 3.Третий уровень определяется на основе оптимального соотношения стоимости транспортных затрат и потребительского бюджета населения:
, - оптимальная доля денежных затрат населения на оплату транспортных услуг в среднедушевом доходе; - доля прогнозируемых денежных затрат населения на оплату услуг транспорта общего пользования в минимальной потребительской корзине; - прогнозируемый среднедушевой доход населения по району округа (линии); - среднее расстояние перевозки пассажиров наi-ой линии; - прогнозируемая транспортная подвижность населения по району (линии) 4. Максимальный уровень тарифа определяется по себестоимости перевозок пассажиров (плюс расчетная рентабельность, учитывая инвестиционные издержки). , Рекомендуемый тариф находится в пределах установленной "тарифной зоны". В последующих периодах корректировка тарифов осуществляется на основе исследований и социологических опросов. Формирование уровня социально-обоснованных тарифов на перевозки пассажиров в конкурентном секторе проводится с ориентацией на цены предприятий конкурирующих видов транспорта. Учитывается платежеспособность населения. Формирование цены с учетом конкуренции определяется на основе анализа ряда показателей по статистическим данным за ряд лет (соотношение частоты и времени рейсов на линиях, величины тарифов), экспертных оценок. Моделирование тарифа с учетом конкуренции осуществляется в системе электронных таблиц и ведется так: 1)По каждой линии формируются данные по тарифам речного и конкурирующего с ним вида транспорта и соответствующих объемам перевозок за 3 последних года (не менее). 2)Определяется по рассматриваемым линиям зависимость объемов перевозок пассажиров по речному и конкурирующему виду транспорта от соотношения тарифов на перевозки пассажиров. 3)В зависимости от прогнозируемых объемов спроса на речные и другие перевозки, цен конкурентов определяются верхняя граница тарифов на речные перевозки. Метод опробован во ВГАВТ на примере Ханты-Мансийского АО. Выводы: в округе есть возможность повышения уровня тарифных ставок и снижения соответственно размера дотаций, но формирование тарифов по этому принципу целесообразно только после 2010 г., с учетом решения комплекса задач реформирования системы дотаций в сфере общественного пассажирского транспорта России. |
Преимущества перед известными аналогами Учет при установлении тарифов платежеспособности населения |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Соответствует технической характеристике изделия (устройства) |
Технико-экономический эффект Снижение размера необходимых дотаций на 40% |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 15.12.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)