Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-029-03 |
||||||||||||||||||||||||
Наименование проекта Оценка экономической эффективности системы качества производства наукоемкой продукции |
||||||||||||||||||||||||
Назначение Определение экономической эффективности от примененной системы качества на предприятии, выявление резервов производства |
||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемая область применения Различные отрасли народного хозяйства |
||||||||||||||||||||||||
Описание
Приложение к ИЛ № 08-029-03
Результат выполнения технологической разработки. Хозяйственные характеристики функционирующего предприятия постоянно изменяются под воздействием многих факторов, одним из которыхявляется система качества (СК) продукции. К количественным показателям оценки эффективности системы качества прежде всего относятся относительные показатели: индекс эффективности системы качества (ИЭ); индекс удовлетворённости потребителей (ИУП); индекс своевременности (ИС); индекс будущего потенциала (ИБП); индекс соотношения цены изделия и его нормы потребительной стоимости (Р/НПС). Представим формулы расчёта индексов, введённых для оценки эффективности системы качества наукоёмкой продукции: ИЭ = Общие доходы от продуктов по СК / общие затраты на СК; ИУП = Число удовлетворяющих параметров изделия / Число нужд потребителя; ИС= Число завершённых вовремя заказов / Число начатых в этот период заказов; ИБП = Ожидаемые доходы от СК / Полные затраты на разработку и обслуживание СК; Р 1 / НПС 1 > Р 2/НПС 2. Из последнего критерия следует, что если отношение цены к норме потребительной стоимости изделия после внедрения СК снизилось для данного вида изделий (малой серии), а реальная цена изделия осталась практически неизменной, то применённая система качества обеспечила положительное изменение свойств изделия (технико-экономических характеристик, технических условий, техноло-гического процесса). Будем считать, что в рамках монетарного диапазона СК возможны различные варианты системы качества (комбинации правил, норм, методик, организационных структур, схем автоматизации и т.д.), а нижняя и верхняя границы - это соответственно уровни затрат, связанных с поддержанием данной системы качества на предприятии. Если предприятие производит один продукт малой серией, тогда модель монетарного диапазона будет выглядеть как на рисунке. Нижняя граница - это минимальные затраты на функционирование системы качества (СК в облегчённом варианте), что даёт невысокую цену изделия, но и НПС < 1. Верхняя граница - это наибольшие затраты на работу системы качества (СК в усложнённом варианте), приводящие к завышенной цене изделия, но и к высокому значению НПС > 1. Поиск компромисса в границах диапазона представляет задачу оптимизации самой системы качества - внутренних правил, процедур, методик, организационных схем, контроля и т.д., которые приводят к издержкам функционирования данной системы
Введём понятие нормы потребительной стоимости нового, старого продукта и НПС п - нормы потребительной стоимости предприятия. Примем, что норма потребительной стоимости нового продукта должна быть - НПС п> 1, старого продукта - НПС о < 1. То же относится к растущему (НПСg>1) и депрессивному предприятию (НПСd<1). Норма потребительной стоимости, объём производства нового и старого продукта, величина доли новой продукции в совокупном производстве являются функциями времени. Если совокупный объём производства равенqр=n n+n oиn n=aqр,тогдаn n= . Подставив его в выражение для НПС п и учтя, что получим норму потребительной стоимости в виде:
НПСп = В итоге имеем (1)
Соотношение (1) впервые получено О.С. Сухаревым. Таким образом, для предприятия в целом средняя норма потребительной стоимости новых продуктов не может быть выше указанной в правой части неравенства (1) величины. То же справедливо и для отдельно взятого продукта, если под величинойbпонимать отношение норм потребительной стоимости данного продукта и продукта-конкурента. Важно отметить, что система качества способна влиять на полученное соотношение, оказывая воздействие на величинуb, совершенствуя свойства изделия, а также на величину а - посредством наращивания доли новых разработок (НИОКР) в общем объёме выполняемых предприятием работ. Фактически этим и определяется её эффективность. Ниже представлен расчёт относительных показателей эффективности разработанной в 1997-1999 гг. и внедрённой в 2000-2001 гг. системы качества на ОАО «НИИ «Изотерм». Таблица Интегральные показатели экономической эффективности СК
Результаты расчёта позволяют сформулировать следующие выводы. Во-первых, система качества на предприятии характеризуется довольно высоким уровнем экономической эффективности, что подтверждает динамика индекса эффективности системы качества - постоянный рост прибыли предприятия на единицу затрат по качеству. Во-вторых, на протяжении двух лет наблюдается возрастание индекса удовлетворённости потребителя и снижение числа претензий заказчика. В-третьих, возрос индекс будущего потенциала системы качества. В-четвёртых, при исследовании параметров качества изделия (электропечь сопротивления «Агат-2») было получено, что показатель соотношения цены изделия к норме его потребительной стоимости снизился при неизменной цене, что подтверждает улучшение потребительских свойств данной продукции, полученное вследствие внедрения системы качества и применения разработанного методического аппарата. Методика оценки эффективности системы качества позволяет получить необходимую экономическую информацию для диагностики состояния и определения направлений совершенствования системы качества на предприятии. |
||||||||||||||||||||||||
Преимущества перед известными аналогами Упрощенная методика расчета экономической эффективности системы качества производства |
||||||||||||||||||||||||
Стадия освоения Внедрено в производство |
||||||||||||||||||||||||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
||||||||||||||||||||||||
Технико-экономический эффект Снижение себестоимости производимой продукции за счет снижения брака, улучшения качества и ресурсосбережения. Повышение эффективности производства в 1,3 - 1,5 раза |
||||||||||||||||||||||||
Возможность передачи за рубеж За рубеж не передаётся |
||||||||||||||||||||||||
Дата поступления материала 19.02.2003 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)