ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

51-218-02

Наименование проекта

Дисковый тормоз

Назначение

Торможение вращения различных механизмов, преимущетсвенно автотранспорта.

Рекомендуемая область применения

Машиностроение.

Описание

Результат выполнения конструкторской разработки.

Тормоз содержит ступицу 1 (см. рисунки) с присоединенными к ней тормозными дисками 2, 3, имеющими внутренние поверхности трения. Между тормозными дисками расположен тормозной пакет, в состав которого входит правый 4 и левый 5 нажимные диски, стянутые пружинами 6. Между нажимными дисками 4, 5 расположен диск 7 управления, причем нажимные диски прижаты к нему через шарики 8, которые находятся в наклонных лунках этих дисков. В отверстиях нажимных дисков установлены опорные пальцы 9, имеющие возможность проворачиваться за счет радиальных зазоров. Меду нажимными дисками 4, 5 и диском 7 управления установлены сепараторы 10 которые охватывают шарики и сохраняют тем самым постоянное их взаимное расположение. В радиальном направлении сепаратор удерживается за счет выполненного в нем полуотверстия под шарик и лепестков 11 (рис. 3), которые при осевом раздвижении нажимных дисков сохраняют среднее в зазоре (между дисками) положение сепаратора. Нажимные диски 4 и 5 тормоза имеют выступ с круглым отверстием, сквозь которое проходит ось 12, соединенная с кронштейном 13, установленным на корпусе. Снизу в нажимных дисках выполнен продольный паз, охватывающий соединенный с корпусом прямоугольный шип-упор 14. К нажимным дискам прикреплены (приклепаны) тормозные колодки 15, состоящие из каркаса и фрикционного элемента. Таким образом, нажимной диск - сложная по конфигурации деталь, не подвергается износу и имеет неограниченный ресурс. Для уменьшения теплопередачи с тормозных колодок на нажимной диск на последнем со стороны присоединения колодок выполнены кольцевые или спиральные канавки 19. Ступица 1 тормоза имеет радиальные окна 17, а ее спицы выполнены в виде радиальных лопаток 18. Такая конструкция способствует продувке воздухом пространства между тормозными дисками и охлаждению тормоза.

Тормоз работает следующим образом. Для осуществления торможения к тяге 16 прикладывают усилие, которое создает на диске 7 поворачивающий момент и радиальную силу. Диск 7 поворачивается, опираясь на пальцы 9, при этом не происходит нарушения соосности систем лунок на нажимных дисках 4 и 5 и диске управления 7. Шарики нажимного механизма выкатываются по наклонным поверхностям лунок и создают на лунках нажимных дисков усилие, часть которого идет на перемещение нажимных дисков 4, 5 в осевом направлении, а другая часть компенсируется опорными реакциями нажимных дисков в местах взаимодействия их с осью 12 и упором 14. В этих же местах воспринимается приложенный к нажимным дискам тормозной момент, возникающий в результате трения присоединенных к ним тормозных колодок о поверхности трения тормозных дисков 2, 3. Так как радиус расположения оси 12 и упора 14 велик, опорные реакции нажимных дисков малы и, соответственно, малы потери усилия управления в тормозе. Шарики, охватываемые сепаратором 10, одновременно выкатываются по наклонным поверхностям лунок. За счет упругих деформаций дисков 4, 5 и 7 при больших осевых усилиях нагрузку могут воспринимать более трех шариков, что позволяет изготавливать их небольшого диаметра и сократить осевые габариты тормоза. При выключении тормоза сепаратор 10 препятствует скатыванию в более глубокое место шариков, которые первыми освободятся при уменьшении деформаций и, заняв это положение, не смогут больше катиться между параллельными поверхностями лунок, а будут либо накатываться на «затылок» лунки, раздвигая диски 4, 5 и 7 и заклинивая тормоз, либо (при невозможности накатывания) будут проворачиваться с трением скольжения и препятствовать тем самым выключению тормоза.


Рис. 1




Рис. 2


Рис. 3

Преимущества перед известными аналогами

В нажимных дисках свободно установлены опорные пальцы, на которые опирается своей наружной боковой поверхностью диск управления, при этом диаметр, проходящий через крепление тяги к последнему, рсположен между опорными пальцами.

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Увеличился срок службы тормозных колодок в 4-5 раз, обеспечился равномерный износ фрикционного материала.

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

21.11.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)