Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 11-133-02 |
|||
Наименование проекта Моделирование формы корпуса судна |
|||
Назначение Совершенствование методик расчета гидродинамических характеристик судов |
|||
Рекомендуемая область применения Судоходство и гидродинамика корабля |
|||
Описание
Результат выполнения научно-исследовательской работы. Предлагается подход к описанию формы корпуса судна на основе сплайн-интерполяции его теоретического чертежа. Подавляющее большинство задач по гидродинамике корабля требует учёта формы его корпуса. Для этого используются различные соотношения и коэффициенты. Так, в классической теории управляемости судна введены соотношения главных размеров корпуса (отношение длины к ширине; длины к осадке; ширины к осадке) и различные коэффициенты (полноты водоизмещения, ватерлиний, шпангоутов, батоксов). Реже используются углы наклона различных шпангоутов и ватерлиний к вертикалям и горизонталям соответственно. Результаты расчётов по таким методикам носят приближённый характер, а сами зависимости (эмпирические или полуэмпирические) имеют довольно громоздкий вид. Между тем, математический аппарат, заложенный в современное программное обеспечение, позволяет с высокой степенью точности аппроксимировать поверхность корпуса судна и описать её одной зависимостью. Ниже показано использование для этого пакетаmathcad2001 на примере речного ледокола проекта 1191. Исходная выборка точек, снятая с теоретического чертежа судна, предварительно сохранена в файлах pro1191.txt и pr1191l.txt. При этом второй файл не является обязательным. Он содержит те же данные, что и первый, но в другой форме и служит только для удобства расчёта коэффициента корреляции исходной выборки с полученной аппроксимирующей поверхностью, если в этом возникает потребность. Для формирования этих файлов лучше использовать табличный процессорmicrosoftexcel. В целях относительно быстрой обработки данных и не в ущерб последующей адекватности модели рекомендуется ограничиться объёмом выборки в несколько сот точек (400-600). Загрузка данных файла pro1191.txt в массив tch с целью его дальнейшей обработки: Предварительная обработка, выделение выборки зависимой и независимых переменных:
Расчёт коэффициентов поверхности, аппроксимирующей корпус судна:
Визуализация результатов аппроксимации:
Контрольный расчёт коэффициента корреляции:
Величина коэффициента корреляции показывает, что исходная выборка представляет практически функциональную зависимость. Последующие примеры иллюстрируют использование аппроксимирующей функции для расчётов смоченной поверхности и водоизмещения ледокола при осадке 2.5 м. Определение кривой, описывающей ватерлинию при заданной осадке:
Вычисление смоченной поверхности судна, м 2:
Расчёт водоизмещения ледокола, м 3:
Сказанное подтверждает быстроту, компактность и точность выполнения средствамиmathcad2001 довольно сложных расчётов. Недостатком упомянутой математической системы является то, что функция аппроксимации не выдаётся в чистом виде, а представлена лишь набором коэффициентов, причём количество их может достигать нескольких сотен. Это делает невозможным выявление функции и использование её другими средствами. |
|||
Преимущества перед известными аналогами Математическое описание формы корпуса судна одной зависимостью |
|||
Стадия освоения Опробовано в условиях опытной эксплуатации |
|||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
|||
Технико-экономический эффект Снижение убытков от аварийности судов на 100 тыс. руб/год |
|||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
|||
Дата поступления материала 07.10.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)