ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-149-02

Наименование проекта

Оценка влияния степени стеснения потока подходами в пределах зоны влияния мостового перехода на величины подпоров мостовых соединений

Назначение

Расчет речных мостовых конструкций

Рекомендуемая область применения

Проектирование мостов, водозаборов

Описание

Результаты выполнения НИР.

Данные исследования выполнены на основе новой методики расчета кривой свободной поверхности водного потока, предложенной В.И. Баховчуком, в которой дана новая формула для определения степеней стеснения потока на мостовых переходах. Эту же формулу можно применить и для расчетов величин подпоров у насыпей подходов и перед мостом.

Были произведены расчеты величин подпоров и степени стеснения потока у насыпей подходов и непосредственно перед мостом для некоторых мостовых переходов со струенаправляющими дамбами и без них. Расчеты производились по традиционной методике, по формулам с учетом поправочных коэффициентов и по усовершенствованной формуле с учетом величин боковой приточности.

Поправочные коэффициенты в упрощенном расчете вводятся для учета нелинейности потерь напора на трение и для учета влияния русловых деформаций, то есть размывов и отложений наносов за мостом. Традиционная формула этого не учитывает.

Усовершенствованная формула отличается тем, что при расчете степени стеснения учитывается влияние коэффициента Кориолиса (принимается в пределах 1.1 - 1.3). Пренебрежение этим коэффициентом или неправильный его учет для беспойменных русел не дает значительной ошибки в расчетах, однако при наличии пойм ошибки оказываются весьма значительными. Кроме того, усовершенствованная формула учитывает боковую приточность пойменных струй в русло водотока в зоне сжатия и выхода их на пойму в зоне растекания, чего не учитывает традиционная методика расчета.

Результаты исследований показали, что полный подпор возрастает с увеличением степени стеснения потока. Подмостовой подпор возрастает с увеличением степени стеснения, а затем снижается. Причем, на мостовых переходах без дамб полный подпор у насыпи начинает резко увеличиваться при степени стеснения более единицы и достигает некоторого максимума при больших степенях стеснения. На реках с дамбами подпор у насыпи резко увеличивается при степени стеснения больше единицы, а затем, при степенях стеснения от 1.7 до 2.1, возрастает уже незначительно и затем вновь резко увеличивается, достигая максимума. При этом величина полного подпора у насыпей на мостовых переходах с дамбами гораздо выше, чем на мостовых переходах без дамб. При анализе величин полного подпора в створе мостового перехода на реках без дамб установили, что полный подпор возрастает при увеличении степени стеснения до некоторого максимума и затем снижается. Погрешность в определении подпора по традиционной методике и по формулам с учетом поправочных коэффициентов в сторону завышения весьма велика и становится более значительной при степенях стеснения более 1,4. При расчетах с этой погрешностью величины размывов оказывались меньше реальных, и на мостовых переходах могли возникать опасные процессы, влияющие на безопасность функционирования сооружения.

На реках с дамбами подпор возрастает до некоторой величины, затем несколько снижается, вновь возрастает до некоторого максимума и снова снижается. При этом на мостовых переходах с дамбами величина полного подпора гораздо выше, чем на мостовых переходах без дамб. Это позволяет сделать вывод о том, что наличие струенаправляющих дамб отодвигает воронку размыва и вынос наносов вверх против течения под мост, что снижает опасность размывов в створе мостового перехода.

Учитывая результаты расчетных исследований речных мостовых конструкций при их проектировании, можно заранее спрогнозировать надежность мостовых конструкций и уменьшить вероятность возможных аварийных ситуаций, а также увеличить срок их службы в 1,2 - 1,3 раза.

Преимущества перед известными аналогами

Применение методики Баховчука В.И. для расчета величин подпора у насыпей подходов и перед мостом

Стадия освоения

Способ (метод) проверен в лабораторных условиях

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Увеличение срока службы речных мостовых сооружений в 1,2 - 1,3 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

06.11.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)