Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-146-02 |
Наименование проекта Транспортный шум и методы его снижения |
Назначение Борьба с транспортными шумами на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам |
Рекомендуемая область применения Проектные организации, автодорожные строительные предприятия |
Описание Результат выполнения НИР Транспортный шум, формирующийся в результате сложного суммирования шумов от различных по типу, мощности и техническому состоянию транспортных средств, перемещающихся с различными скоростями, является одним из весьма негативных видов экологического загрязнения. Особо остро проблема защиты придорожных зон от транспортного шума стоит на селитебных территориях. Многочисленными исследованиями, проведенными во многих странах мира, установлено, что население не испытывает значительных неудобств, если уровень шума в дневное время на территориях, прилегающих к жилой застройке, не превышает 55 дБА. Между тем, фактические уровни шума в придорожной полосе зачастую достигают значений в 80 - 90 дБА и более. Общий уровень транспортного шума на территории, прилегающей к автомобильной дороге, зависит от сложного совместного взаимодействия четырех групп факторов: транспортных, дорожных, природно-климатических и защитных. Наибольшее влияние на состояние акустического комфорта (дискомфорта) вблизи от дороги оказывают транспортные факторы, непосредственно принимающие участие в формировании шумового загрязнения. К ним относятся интенсивность движения и состав транспортного потока; скорость транспортного потока; эксплуатационное состояние автомобилей, перемещающихся по дороге; объем и характер перевозимых грузов и интенсивность подачи звуковых сигналов. К дорожным факторам, определяющим уровень шума, относятся продольный и поперечный профили; число полос движения; наличие, ширина и конструкция разделительной полосы; вид покрытия, его состояние и шероховатость; количество и вид пересечений и примыканий дорог. Природно-климатические факторы, влияющие на уровень шума, представлены рельефом и характером растительности на прилегающей к дороге территории, влажностью воздуха, атмосферным давлением и ветровым режимом местности. Снижение шумности автомобильных дорог может достигаться как регулированием движения, оптимизацией ездового полотна дороги, так и, предпочтительно, конструктивными мероприятиями. Все конструктивные мероприятия шумоподавления на придорожной полосе можно разделить на две группы: формирование оптимального поперечного профиля дороги и размещение между дорогой и придорожной полосой экранирующих устройств. Каждый тип поперечного профиля дороги (земляного полотна) способен создавать большую или меньшую звуковую тень различной глубины. Наиболее эффективны здесь размещение между дорогой и придорожной полосой (населенным пунктом, зоной застройки) земляного холма (вала), либо проложение дороги в выемке, либо размещение проезжей части на высокой насыпи. Экранирующие элементы поперечного профиля, расположенного в насыпи, выемке или на эстакаде, потенциально обладают различными шумозащитными свойствами. Исключением является проложение трассы дороги в нулевых отметках. Наличие экранирующих сооружений на пути излучаемых транспортным потоком звуковых колебаний изменяет их направленность и снижает уровень акустического загрязнения придорожной полосы. К числу подобных сооружений, непрозрачных для акустических колебаний, относятся, в частности, откосы выемок с различными геометрическими параметрами. Такие сооружения являются эффективным средством снижения уровня транспортного шума. Важнейший параметр, характеризующий эффективность шумозащитных свойств выемки, это эффективная высота ее откосов. К искусственному типу экранирующих сооружений относятся здания нежилого назначения, расположенные вблизи дороги, а также экраны-стенки разнообразной конструкции. Экраны являются одним из наиболее эффективных средств для снижения уровня транспортного шума селитебной части придорожных территорий. Высокие шумозащитные свойства специальных экранирующих устройств позволяют использовать их на небольших в плане территориях, однако широкое их применение сдерживается значительными строительно-эксплуатационными затратами. С экономической точки зрения, а также по архитектурным соображениям, применение шумозащитных экранов оправдано в случаях, когда требуемое снижение уровня шума превышает 6 дБА. На практике применяют самые разнообразные виды конструкций шумозащитных экранов, среди которых можно, в частности, отметить комбинированные экраны из железобетонных элементов и грунта, шумозащитные экраны - стенки с гребневой поверхностью, экраны из старых автомобильных шин с грунтовым заполнением и древесно-кустарниковыми насаждениями, экраны из железобетона с несущими опорами. Интересным решением является установка перфорированных двойных стенок на разделительных полосах и т. д. Предпочтение следует отдавать комбинированным экранирующим сооружениям, состоящим из двух и более структурных элементов. Такие сооружения могут выполнять, кроме шумозащитных, и другие функции - озеленения, благоустройства, стоянки автомобилей, коллекторов инженерных коммуникаций и т.п. Применение рассмотренных противошумных мер позволяет снизить уровень шумов на 20% ниже предельно допустимых. |
Преимущества перед известными аналогами Анализ транспортных шумов и комплексное применение средств защиты от них |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Снижение уровня шумов в 1,5 - 2 раза |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 17.10.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)