Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-110-02 |
Наименование проекта Методы отбора персонала для фирмы |
Назначение Комплектование штатного состава фирм, учреждений, предприятий |
Рекомендуемая область применения Различные отрасли народного хозяйства |
Описание Результат выполнения технологической разработки. Эффективность работы фирмы во многом определяется тем, насколько удачно подобраны работники к рабочим местам и должностям, которые они занимают. Для достижения наилучших результатов необходимо использовать комплексную систему отбора персонала. Каждая фирма заинтересована в повышении своей конкурентоспособности, что требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее качественных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства. Условия деятельности современной фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его коньюктура предъявляет к персоналу множество новых, неведомых ранее требований, среди которых: быстрая реакция на спрос, умение бороться за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчивость при отсутствии гарантий на "светлое будущее" и т.п. Поиск и отбор кадров являются такими же важными направлениями в сфере управления персоналом, как и кадровое планирование, анализ работы, оценка исполнения, система стимулирования, обучение и развитие персонала , и во многом определяются сложившейся организационной культурой. Комплексный подход к найму и отбору персонала состоит из пяти основных этапов: 1. Описание должности, которая должна быть заполнена. 2. Определение личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения данной работы. 3. Нахождение возможных источников и способов привлечения подходящих кандидатов. 4. Подбор методов, позволяющих надежнее всего оценить пригодность кандидатов к работе в данной должности. 5. Проведение процедуры отбора. Наиболее сложным является заключительный этап, который предполагает использование различных методов: 1. Предварительный отбор (анализ информации о кандидате, содержащейся в стандартной форме, и результатов предварительного интервью). 2. Сбор информации о кандидате (от других людей). 3. Использование личностных опросников. 4. Тестирование (интеллекта, специальных способностей интересов и др.). 5. Групповые методы отбора. 6. "Решение проблем". 7. Собеседование / интервью. Первые два метода используются при наборе всех работников, а остальные могут применяться в зависимости от особенностей и уровня вакантной должности. Поиск кандидата на вакантную должность обычно начинается с предварительного интервью - обмена информацией между работником кадровой службы и претендентом на должность. Информация, полученная в результате предварительного интервью, используется для того, чтобы установить, соответствуют ли навыки, способности и отношение кандидата к работе требованиям вакантной должности. Интервью занимает несколько минут и дает возможность отсеять неквалифицированных, незаинтересованных работников, тех людей, которых не устраивают условия, предлагаемые организацией (режим, график-работы, зарплата и т.д. ), а также тех людей, которые производят неблагоприятное впечатление (низкий культурный уровень, неопрятная, одежда, бросающиеся в глаза отклонения в поведении и т.д.). Предварительный отбор производится сотрудником отдела кадров (отдела персонала). Следующим этапом процесса предварительного отбора является заполнение кандидатами специально разработанной стандартной формы. Анализ сведений, указанных в стандартной форме и его сопоставление с требованиями к должности позволяет произвести предварительный отсев части кандидатов, не подходящих по формальным признакам ( возраст, профессиональный опыт, стаж работы, образование и др. ) для работы в организации. Часто возникает необходимость проверки сведений, представляемых кандидатами. Во многих странах проверка достоверности информации, представляемой претендентами на вакантные должности, является общепринятой практикой. Для российских условий в недавнем прошлом такая практика была характерна только лишь для режимных предприятий и организаций. Сейчас такая потребность возникла у более широкого круга организаций. Сведения о кандидатах и информация о них (от других людей) анализируется сотрудником отдела кадров (отдела персонала ). Для оценки кандидата в процессе отбора часто бывает необходимо определить, в какой степени их личные качества соответствуют требованиям работы (должности). Такие качества, как коммуникабельность, уровень личностной зрелости, эмоциональная устойчивость, склонность к лидерству и др., можно измерить с помощью личностных опросников. Среди наиболее часто используемых - опросник Кеттелла, mmpi (Миннесотский многофакторный личностный опросник ), личностный опросник Айзенка и др. Прогностическая валидность личностных опросников, то есть их способность предсказывать будущую профессиональную успешность кандидатов, невысока. Но они оказываются очень полезными в тех случаях, когда надо отсеять претендентов, которые очевидно не подходят для данной работы: например, малообщительных людей для работы, требующей большого числа социальных контактов, или высокотревожных людей для работы, требующей высокой эмоциональной устойчивости. Информацию, получаемую с помощью личностных опросников и тестов, должны обрабатывать специалисты психологи. Тесты в настоящее время получили самое широкое распространение в разных сферах человеческой жизнедеятельности: с помощью тестов производится отбор персонала на промышленные предприятия, в государственные учреждения, коммерческие организации и т.д. Тест - это кратковременное испытание, на основании которого судят об индивидуально-психологических особенностях человека на уровне его способностей. Тест может иметь двойное применение: для отбора претендентов, имеющих наибольшие шансы на успех, и отсева претендентов. В большинстве случаев тесты являются более надежными и достоверными в предсказании негативных результатов. Тестами могут определяться многие психологические качества, такие, как: - интеллектуальные (умение оперировать словами и числами, устанавливать причинно-следственные связи, пространственное мышление, память и т.д.): - эмоциональные (эмоциональная устойчивость и самоконтроль, реакция на стресс, самооценка, уровень жизненной энергии, энтузиазм) - мотивационные (основные мотивы поведения, жизненные цели - их определенность, зрелость, стремления, сила стабильности желаний, моральные нормы и ценности); - интерперсональные ( умение поддерживать хорошие отношения с людьми, уверенность в себе, коммуникабельность, понимание других людей, способность к лидерству). Набор тестов, используемых для отбора, зависит от характера и особенностей должности, для которой подбирается кандидат. Групповые методы отбора применяют тогда, когда есть возможность собрать ряд кандидатов вместе, и при этом специалист, занимающийся отбором, может оценить их в процессе использования ряда процедур. Это могут быть групповые дискуссии, деловые игры, упражнения на решение проблем. В развитых странах одним из широко используемых методов оценки кандидата является баскет-метод, который имитирует реальную рабочую ситуацию. В типичном случае перед кандидатом ставится ряд задач, для решения которых ему предлагается ряд материалов: письма, служебные записки, требования, жалобы и т.п. В пределах отведенного времени кандидат должен распределить имеющиеся в "корзине" проблемы по степени важности, организовать имеющийся материал, спланировать свои действия, делегировать полномочия, отыскать необходимую информацию и т.д. Этим методом оценивается логика анализа предложенных проблем, качество решений кандидата, способность отличать существенную информацию от несущественной, определять степень приоритетности проблем и т.д. Групповыми методами отбора и баскет-методом должны заниматься профильные специалисты организации совместно со специалистами-психологами. Особое положение среди методов отбора занимает интервью. Это связано с тем, что интервью с кандидатом позволяет одновременно решить широкий круг задач. Интервью обычно является центральным и основным методом отбора. Это наиболее широко используемый метод отбора. К интервью обычно допускается 20-30% общего числа кандидатов. Интервью может проводить один специально обученный интервьюер или целая комиссия, состоящая из представителя высшего руководства, руководителя подразделения, непосредственного руководителя, представителя кадровой службы и 1-2 профильных специалистов. Кульминацией процесса отбора является решение о зачислении кандидата на работу, которое принимается руководителем организации. Таким образом, при отборе кандидатов на вакантные должности разного уровня и рабочие места важно использовать систему методов, направленных на то, чтобы с максимальной степенью точности определить, в какой мере кандидат отвечает требованиям должности или рабочего места и потребностям организации. |
Преимущества перед известными аналогами Разработанная комплексная система отбора персонала |
Стадия освоения Опробовано в условиях опытной эксплуатации |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Повышение эффективности работы фирм в 2-3 раза |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 15.08.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)