ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-110-02

Наименование проекта

Методы отбора персонала для фирмы

Назначение

Комплектование штатного состава фирм, учреждений, предприятий

Рекомендуемая область применения

Различные отрасли народного хозяйства

Описание

Результат выполнения технологической разработки.

Эффективность работы фирмы во многом определяется тем, насколько удачно подобраны работники к рабочим местам и должностям, которые они занимают. Для достижения наилучших ре­зультатов необходимо использовать комплексную систему отбора персонала.

Каждая фирма заинтересована в повышении своей конкурентоспособности, что требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее качественных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства.

Условия деятельности современной фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его коньюктура предъявляет к персоналу множество новых, неведо­мых ранее требований, среди которых: быстрая реакция на спрос, умение бо­роться за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям струк­туры производства и функциональных обязанностей, психологическая устойчи­вость при отсутствии гарантий на "светлое будущее" и т.п.

Поиск и отбор кадров являются такими же важными направлениями в сфере управления персоналом, как и кадровое планирование, анализ работы, оценка исполнения, система стимулирования, обучение и развитие персонала , и во многом определяются сложившейся организационной культурой.

Комплексный подход к найму и отбору персонала состоит из пяти основ­ных этапов:

1. Описание должности, которая должна быть заполнена.

2. Определение личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения данной работы.

3. Нахождение возможных источников и способов привлечения подхо­дящих кандидатов.

4. Подбор методов, позволяющих надежнее всего оценить пригодность кандидатов к работе в данной должности.

5. Проведение процедуры отбора.

Наиболее сложным является заключительный этап, который предполагает использование различных методов:

1. Предварительный отбор (анализ информации о кандидате, содержа­щейся в стандартной форме, и результатов предварительного интер­вью).

2. Сбор информации о кандидате (от других людей).

3. Использование личностных опросников.

4. Тестирование (интеллекта, специальных способностей интересов и др.).

5. Групповые методы отбора.

6. "Решение проблем".

7. Собеседование / интервью.

Первые два метода используются при наборе всех работников, а ос­тальные могут применяться в зависимости от особенностей и уровня вакантной должности.

Поиск кандидата на вакантную должность обычно начинается с предва­рительного интервью - обмена информацией между работником кадровой службы и претендентом на должность. Информация, полученная в результате предварительного интервью, используется для того, чтобы установить, соответ­ствуют ли навыки, способности и отношение кандидата к работе требованиям вакантной должности. Интервью занимает несколько минут и дает возможность отсеять неквалифицированных, незаинтересованных работников, тех людей, которых не устраивают условия, предлагаемые организацией (режим, график-работы, зарплата и т.д. ), а также тех людей, которые производят неблагоприятное впечатление (низкий культурный уровень, неопрятная, одежда, бросающиеся в глаза отклонения в поведении и т.д.). Предварительный отбор произво­дится сотрудником отдела кадров (отдела персонала).

Следующим этапом процесса предварительного отбора является запол­нение кандидатами специально разработанной стандартной формы. Анализ сведений, указанных в стандартной форме и его сопоставление с требованиями к должности позволяет произвести предварительный отсев части кандидатов, не подходящих по формальным признакам ( возраст, профессиональный опыт, стаж работы, образование и др. ) для работы в организации.

Часто возникает необходимость проверки сведений, представляемых кандидатами. Во многих странах проверка достоверности информации, представляемой претендентами на вакантные должности, является общепринятой практикой. Для российских условий в недавнем прошлом такая практика была характерна только лишь для режимных предприятий и организаций. Сейчас такая потребность возникла у более широкого круга организаций. Сведения о кандидатах и информация о них (от других людей) анализируется сотрудником отдела кадров (отдела персонала ).

Для оценки кандидата в процессе отбора часто бывает необходимо опре­делить, в какой степени их личные качества соответствуют требованиям работы (должности). Такие качества, как коммуникабельность, уровень личностной зрелости, эмоциональная устойчивость, склонность к лидерству и др., можно измерить с помощью личностных опросников. Среди наиболее часто используемых - опросник Кеттелла, mmpi (Миннесотский многофакторный личностный опросник ), личностный опросник Айзенка и др.

Прогностическая валидность личностных опросников, то есть их способ­ность предсказывать будущую профессиональную успешность кандидатов, невысока. Но они оказываются очень полезными в тех случаях, когда надо отсе­ять претендентов, которые очевидно не подходят для данной работы: например, малообщительных людей для работы, требующей большого числа социальных контактов, или высокотревожных людей для работы, требующей высокой эмо­циональной устойчивости. Информацию, получаемую с помощью личностных опросников и тестов, должны обрабатывать специалисты психологи.

Тесты в настоящее время получили самое широкое распространение в разных сферах человеческой жизнедеятельности: с помощью тестов произво­дится отбор персонала на промышленные предприятия, в государственные уч­реждения, коммерческие организации и т.д.

Тест - это кратковременное испытание, на основании которого судят об индивидуально-психологических особенностях человека на уровне его способ­ностей. Тест может иметь двойное применение: для отбора претендентов, имеющих наибольшие шансы на успех, и отсева претендентов. В большинстве случаев тесты являются более надежными и достоверными в предсказании не­гативных результатов.

Тестами могут определяться многие психологические качества, такие, как:

- интеллектуальные (умение оперировать словами и числами, устанавливать причинно-следственные связи, пространственное мышление, память и т.д.):

- эмоциональные (эмоциональная устойчивость и самоконтроль, реакция на стресс, самооценка, уровень жизненной энергии, энтузиазм)

- мотивационные (основные мотивы поведения, жизненные цели - их определенность, зрелость, стремления, сила стабильности желаний, моральные нормы и ценности);

- интерперсональные ( умение поддерживать хорошие отношения с людьми, уверенность в себе, коммуникабельность, понимание других людей, способность к лидерству).

Набор тестов, используемых для отбора, зависит от характера и особенностей должности, для которой подбирается кандидат.

Групповые методы отбора применяют тогда, когда есть возможность собрать ряд кандидатов вместе, и при этом специалист, занимающийся отбором, может оценить их в процессе использования ряда процедур. Это могут быть групповые дискуссии, деловые игры, упражнения на решение проблем.

В развитых странах одним из широко используемых методов оценки кандидата является баскет-метод, который имитирует реальную рабочую си­туацию. В типичном случае перед кандидатом ставится ряд задач, для решения которых ему предлагается ряд материалов: письма, служебные записки, требо­вания, жалобы и т.п. В пределах отведенного времени кандидат должен рас­пределить имеющиеся в "корзине" проблемы по степени важности, организо­вать имеющийся материал, спланировать свои действия, делегировать полно­мочия, отыскать необходимую информацию и т.д. Этим методом оценивается логика анализа предложенных проблем, качество решений кандидата, способ­ность отличать существенную информацию от несущественной, определять степень приоритетности проблем и т.д.

Групповыми методами отбора и баскет-методом должны заниматься профильные специалисты организации совместно со специалистами-психологами.

Особое положение среди методов отбора занимает интервью. Это связано с тем, что интервью с кандидатом позволяет одновременно решить широкий круг задач. Интервью обычно является центральным и основным методом от­бора. Это наиболее широко используемый метод отбора. К интервью обычно допускается 20-30% общего числа кандидатов.

Интервью может проводить один специально обученный интервьюер или целая комиссия, состоящая из представителя высшего руководства, руководи­теля подразделения, непосредственного руководителя, представителя кадровой службы и 1-2 профильных специалистов.

Кульминацией процесса отбора является решение о зачислении кандида­та на работу, которое принимается руководителем организации.

Таким образом, при отборе кандидатов на вакантные должности разного уровня и рабочие места важно использовать систему методов, направленных на то, чтобы с максимальной степенью точности определить, в какой мере кандидат отвечает требованиям должности или рабочего места и потребностям организации.

Преимущества перед известными аналогами

Разработанная комплексная система отбора персонала

Стадия освоения

Опробовано в условиях опытной эксплуатации

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Повышение эффективности работы фирм в 2-3 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

15.08.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)