Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-051-02 |
Наименование проекта Перспективные ремонтно-восстановительные технологии - "ХАДО-технологии" |
Назначение Повышение износостойкости трущихся деталей машин и восстановление изношенных деталей машин |
Рекомендуемая область применения Машиностроение, транспорт и др. отрасли народного хозяйства, металлообработка, ремонт |
Описание Результат выполнения НИР. Разработан принципиально новый метод обработки деталей и целых узлов с использованием направленной полной диффузии (РВС технологии) в корне меняющим традиционное понятие ремонта. Метод применяется для восстановления изношенных деталей машин и получения упрочняющего металлокерамического покрытия в разных отраслях народного хозяйства: машиностроении, энергетике, транспорте и др. В основе метода лежит способность триботехнических составов РВС технологий при определенных условиях диффундировать в глубину поверхностного слоя металлов, вызывая упрочняющие его дислокации. РВС представляет собой твердое вещество, параметры кристаллической решетки которого очень близки к аналогичным параметрам одной из фазовых составляющих стали. Триботехнический состав РВС не присадки, а новый вид обработки, так как он воздействует на металлы с улучшением их физических свойств. Минеральный состав ремонтно-технического ХАДО-состава: Амфибол, Биотит, Ильнетит, Магнантит, Тальк, Петландит, Пирротин, Серпентин, Халькопирит и ряд других компонентов представляющих «now-how». Рассматривая упрощенно, с физической точки зрения, весь процесс воздействия триботехнического состава РВС на металлы можно подразделить на три фазы: 1.Попадая в зону контакта, внесенные в смазку мелкодисперсные частицы РВС производят микрошлифовку поверхности, снимая оксидную пленку, и, воспринимая энергию трения (в микрообъеме контакта давление достигает величин до 100 МПа и температур до 1500С), активизируются и начинают диффундировать в кристаллическую решетку металла. При этом диффузия РВС в более твердую поверхность происходит медленнее, что приводит в итоге к полному выравниванию микротвердости поверхностных микрослоев контактирующих поверхностей. На этой фазе процесса повышается прочность микрослоев на 8-12% и шероховатость достигает значенийra=0,16 мкм. 2.Внедрившись в поверхность металла, РВС под воздействием контактных нагрузок диффундирует вглубь кристаллической решетки. Происходящие при этом изменения, приводят к значительному увеличению линейных размеров. 3.Под воздействием сверхвысоких давлений и температуры в точке контакта из компонентов триботехнического состава РВС начинает формироваться металлокерамический слой на контактирующих поверхностях. С образованием металлокерамического слоя трение начинает резко снижаться и, соответственно, уменьшается энергия для активизации РВС. Наступает момент, когда энергия трения настолько незначительна, что процесс останавливается. Характерной особенностью процесса является его способность к саморегуляции, обусловленная тем, что он происходит одновременно в обеих контактирующих поверхностях под воздействием одной и той же нагрузки. Одинаковая микротвердость поверхности в сочетании с низкой шероховатостью приводит к возникновению уникального антифрикционного эффекта. Приведенное описание поверхностно отражает происходящие процессы, но позволяет получить представление о методе обработки триботехническими составами РВС. Низкий коэффициент трения металлокерамических поверхностей (0,01-0,007) позволяет, в некоторых случаях эксплуатировать механизмы и машины определенное время "на сухую", т.е. вообще без применения смазки. Триботехнические составы РВС технологий являются совершенными легирующими материалами для пар трения. Наиболее ценны эффекты: •обработка цилиндро-поршневых групп: (требует 10...50 мин); •обработка любого редуктора закрытого типа (в пределах 45....90мин); •приработка золотниковой пары передачи "винт-гайка", плоских направляющих (за 1,5...2 часа); •повышение твердости и микротвердости на 15-.30% на глубину до 400 мкм после точения и на 15....50 мкм после закалки, шлифования и полирования за счет появления соединений магния и кремния в матрице железа; •увеличение пятна контакта до 90...96% от номинальной площади опор за счет расширения фактических площадок контакта, но уже на кремневой основе; •упрочнения и наращивания опорных площадок поверхностей трения, что восстанавливает полностью геометрию детали при резком повышении качества поверхностных слоев; •отказ от жидких смазок в пользу консистентных и РВС технологий с графитовыми композициями; •применения после обработки РВС жидких масел, которые выполняют по существу задачи теплообмена, что позволяет заменить дорогие масла низкосортными и дешевыми; •обработка цилиндро-поршневых групп, заднего моста и коробок передач, как минимум на 50 тыс. км пробега отдаляет необходимость капитального ремонта автотранспорта; •сокращение потребления топлива транспортными средствами и установками до 5%. |
Преимущества перед известными аналогами Применение для ремонта и упрочнения деталей машин триботехнических составов РВС |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Повышение твердости и микротвердости деталей на 15-30%, производительности труда в 5-6 раз, экономия энергоресурсов |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 15.04.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)