ИННОВАЦИИ БИЗНЕСУ

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.

Номер

08-047-02

Наименование проекта

Повышение экологической надежности дорожных одежд с основаниями из цементогрунта

Назначение

Проектирование и строительство дорожных одежд с тонкослойными асфальтобетонными покрытиями на цементогрунтовых основаниях

Рекомендуемая область применения

Проектные организации, дорожное строительство

Описание

Результат выполнения НИР.

В условиях дефицита органических вяжущих и прочных каменных материалов актуальна проблема конструирования дорожных одежд с максимальным использованием местных материалов. В последние годы в практике строительства дорог невысоких категорий получают применение дорожные одежды с тонкослойными (4...6 см) асфальто­бетонными покрытиями на цементогрунтовых основаниях. Такие конструкции перспективны с экономической точки зрения, но традиционный подход к их конструированию и расчету недостаточен. Отмечается быстрое разрушение подобных дорожных одежд, поэтому не­обходимо повышать их прочность и долговечность.

Достаточно широкие исследования цементогрунтов выявили их основные недостатки: недостаточные трещиностойкость и морозо­стойкость. Под воздействием подвижной нагрузки в цементогрунтовом основании возникают напряжения сжатия и растяже­ния при изгибе, которые обычно находятся в пределах 0,4...0,6 МПа, что ниже соответствующих пределов сопротивления, следова­тельно, не являются основной причиной разрушения. Гораздо более разрушающее влияние оказывают климатические факторы, прежде всего количество переходов температуры через 0°С, предельные абсолютные величины отрицательных температур и скорость темпера­турных изменений в слоях дорожной одежды.

Многократные совместные действия воды и отрицательных температур разрыхляют и ослабляют структуру цементогрунта, возникают и развиваются внутренние трещины, накапливаются необратимые остаточные деформации, прочность цементогрунта резко падает. В конечном итоге в слое цементогрунта и в вышераспо-ложенных слоях покрытия развивается сеть трещин с последующим образованием просадок и проломов.

Исследования температурных полей в дорожных одеждах позволят обоснованно разрабатывать конструкции, в которых трещинообразование будет протекать медленнее.

Формирование температурных полей в дорожных одеждах- достаточно сложный многофакторный процесс, поскольку одежда является многослойной конструкцией с различными термическими характеристиками слоев. На процесс формирования температурного поля и динамику его изменения влияют сезонные и суточные колебания температуры воздуха с запозданием во времени, увеличива­ющимся с глубиной, а также затраты тепла на фазовые превращения влаги. Подобные процессы изучаются моделированием на основе теории случайных функций.

Исследования показывают, что высокая концентрация циклов замораживания - оттаивания на контакте тонкослойного асфальтобетонного покрытия с цементогрунтовым основанием в известной мере понижает долговечность таких конструкций. Поскольку верхний слой цементогрунта обычно имеет повышенную влажность, высокая климатическая нагрузка в сочета­нии с подвижной нагрузкой ускоряет разрушение и самого поверхностного слоя цементогрунта, и слоя покрытия. Так как с повышением влажности прочность и морозостойкость цементогрунта снижается, при конструировании дорожных одежд и проектирова­нии земляного полотна необходимо предусматривать меры по уменьшению поступления влаги в основание дорожных одежд.

Пониженная трещиностойкость цементогрунтов существенно влияет на напряженно-деформированное состояние остальных конструктивных слоев дорожных одежд, особенно - вышележащих. Исследования на математических моделях показывают, что нетрещиностойкость цементогрунта приводит к пере­распределению растягивающих напряжений и деформаций в слоях, в результате вертикальные перемещения возрастают на 10...12% по оси приложения нагрузки.

Согласно известной методике трещиностойкость концентрации определяется коэффициентом концентрации напряжений К к, показателем трещиностойкости асфальтобетона К и коэффициентом сцепления покрытия и основания К сц:

К к = 1 +nm3, (1)

где п = Е цгп - отношение модулей упругости цементогрунтового и асфальтобетонного слоев;

m=hцг/h n-отношение толщины слоев цементогрунта и асфаль­тового бетона.

Показатель трещиностойкости асфальтобетона:

r p

К = _______________________ , (2)

mЧtaцгЧЕ цг

гдеr p- прочность асфальтобетона на растяжение;

t- расчетный интервал падения температуры;

aцг-коэффициент температурного расширения цементогрунта.

Коэффициент сцепления асфальтобетонного покрытия и цементогрунтового основания:

3nm (1+ m 2 )

К сц = 1 +nm3+ _______________________ . (3)

nm+ 1

Анализ зависимостей (1, 2, 3) показывает, что данная методика не учитывает реологических свойств асфальтобетона и динамики температурных полей в дорожной одежде.

Между тем для трещиностойкости асфальтобетонного покрытия наиболее значимы как температурные деформации самого асфальто­бетона при его охлаждении, так и деформации растяжения в условиях несвободного сжатия из-за разницы коэффициентов температурного расширения материалов основания и покрытия Появление трещин обусловлено либо исчерпанием резерва деформативной способности асфальтобетона, либо превышением предела его прочности на растяжение фактическими напряжениями от несво­бодного сжатия. Тот или иной механизм образования трещины определяется соотношением скорости деформации асфальтобетона и скорости релаксации напряжений. Исследования в этом направле-нии показывают, что для традиционных материалов и конструкций трещины неизбежны на покрытиях толщиной менее 10 см.

Тонкослойные асфальтобетонные покрытия работают в сложных условиях, и обеспечить их трещиностойкость и долговечность можно только комплексными приемами: повышением деформативной спо­собности самого асфальтобетона и рядом конструктивных мероприя­тий: размещением между основанием и покрытием специальной мембранной прослойки, армированием асфальтобетона, нарезкой швов сжатия в цементогрунте.

Перспективным является способ, по которому перед укладкой покрытия в цементогрунте выполняют надрезы, на которые затем наносят полосы мастики, а расстояние между надрезамиiшвыбирается из условия, чтобы в слое асфальтобетона на глубине 2/3hпокрна длинеdшпривотносительное удлинение не превышало дефор­мативной способности асфальтобетона (рис. 1):

т=т р

d n + 2/Зhпокр(1 -saаб(t i - t i + 1)/eкр(t i + t i + 1)

т =0 2

iш= _____________________________________________________ , (4)

т = т р

saцг(t i-t i+ 1) /eкр(t i+t i+ 1)

т =0 2

гдеt i, t i+1 - расчетная среднеинтегральная по толщине минималь­ная температура, °С;

aаб,aцг-коэффициенты температурного расширения асфальто­бетона и цементогрунта соответственно для середины расчетного температурного интервала;

eкр- предельное относительное удлинение асфальтобетона при растяжении при скорости деформирования, соот­ветствующей скорости охлаждения покрытия, в соот­ветствующем температурном интервале.

Из (4) следует, что наибольшее влияние на трещинообразование оказываютaцгиeкр. Очевидно, для строительства дорожных одежд с цементогрунтовыми основаниями и тонкослойными асфальтобе­тонными покрытиями следует применять цементогрунты с минималь­ными коэффициентами температурного расширения и асфальтобетоны с максимально возможными деформативными свойствами.

Последнее может решаться использованием менее вязких битумов, модификацией асфальтобетонов полимерными добавками и пр. Вопрос зависимостиaцгот вида грунта, влажности, расхода цемента изучен слабо. Также недостаточна информация о поведении асфальтобетонов при малых скоростях деформирования. Исследова­ния в данном направлении позволят в перспективе конструировать высокоэкономичные, прочные и долговечные дорожные одежды, обеспечивающие минимальные нагрузки на экосистемы придорожных полос.

асфальтобетон

цементогрунт (14% цемента)

цементогрунт (10% цемента)

песок

Рис. Конструкция трещиностойкой дорожной одежды

1 - сквозная трещина

2 - полоса эластичного материала (мастики)

Преимущества перед известными аналогами

Применение ряда конструктивных решений, обеспечивающих трещиностойкость и долговечность асфальтобетонных покрытий, учитывающих динамику температурных полей в дорожной одежде

Стадия освоения

Внедрено в производство

Результаты испытаний

Технология обеспечивает получение стабильных результатов

Технико-экономический эффект

Увеличение срока службы дорожного покрытия в 1,4 раза

Возможность передачи за рубеж

Возможна передача за рубеж

Дата поступления материала

20.03.2002

Инновации и люди

У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)

Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)

Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)

Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)