Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-047-02 |
||
Наименование проекта Повышение экологической надежности дорожных одежд с основаниями из цементогрунта |
||
Назначение Проектирование и строительство дорожных одежд с тонкослойными асфальтобетонными покрытиями на цементогрунтовых основаниях |
||
Рекомендуемая область применения Проектные организации, дорожное строительство |
||
Описание
Результат выполнения НИР. В условиях дефицита органических вяжущих и прочных каменных материалов актуальна проблема конструирования дорожных одежд с максимальным использованием местных материалов. В последние годы в практике строительства дорог невысоких категорий получают применение дорожные одежды с тонкослойными (4...6 см) асфальтобетонными покрытиями на цементогрунтовых основаниях. Такие конструкции перспективны с экономической точки зрения, но традиционный подход к их конструированию и расчету недостаточен. Отмечается быстрое разрушение подобных дорожных одежд, поэтому необходимо повышать их прочность и долговечность. Достаточно широкие исследования цементогрунтов выявили их основные недостатки: недостаточные трещиностойкость и морозостойкость. Под воздействием подвижной нагрузки в цементогрунтовом основании возникают напряжения сжатия и растяжения при изгибе, которые обычно находятся в пределах 0,4...0,6 МПа, что ниже соответствующих пределов сопротивления, следовательно, не являются основной причиной разрушения. Гораздо более разрушающее влияние оказывают климатические факторы, прежде всего количество переходов температуры через 0°С, предельные абсолютные величины отрицательных температур и скорость температурных изменений в слоях дорожной одежды. Многократные совместные действия воды и отрицательных температур разрыхляют и ослабляют структуру цементогрунта, возникают и развиваются внутренние трещины, накапливаются необратимые остаточные деформации, прочность цементогрунта резко падает. В конечном итоге в слое цементогрунта и в вышераспо-ложенных слоях покрытия развивается сеть трещин с последующим образованием просадок и проломов. Исследования температурных полей в дорожных одеждах позволят обоснованно разрабатывать конструкции, в которых трещинообразование будет протекать медленнее. Формирование температурных полей в дорожных одеждах- достаточно сложный многофакторный процесс, поскольку одежда является многослойной конструкцией с различными термическими характеристиками слоев. На процесс формирования температурного поля и динамику его изменения влияют сезонные и суточные колебания температуры воздуха с запозданием во времени, увеличивающимся с глубиной, а также затраты тепла на фазовые превращения влаги. Подобные процессы изучаются моделированием на основе теории случайных функций. Исследования показывают, что высокая концентрация циклов замораживания - оттаивания на контакте тонкослойного асфальтобетонного покрытия с цементогрунтовым основанием в известной мере понижает долговечность таких конструкций. Поскольку верхний слой цементогрунта обычно имеет повышенную влажность, высокая климатическая нагрузка в сочетании с подвижной нагрузкой ускоряет разрушение и самого поверхностного слоя цементогрунта, и слоя покрытия. Так как с повышением влажности прочность и морозостойкость цементогрунта снижается, при конструировании дорожных одежд и проектировании земляного полотна необходимо предусматривать меры по уменьшению поступления влаги в основание дорожных одежд. Пониженная трещиностойкость цементогрунтов существенно влияет на напряженно-деформированное состояние остальных конструктивных слоев дорожных одежд, особенно - вышележащих. Исследования на математических моделях показывают, что нетрещиностойкость цементогрунта приводит к перераспределению растягивающих напряжений и деформаций в слоях, в результате вертикальные перемещения возрастают на 10...12% по оси приложения нагрузки. Согласно известной методике трещиностойкость концентрации определяется коэффициентом концентрации напряжений К к, показателем трещиностойкости асфальтобетона К и коэффициентом сцепления покрытия и основания К сц:
К к = 1 +nm3, (1)
где п = Е цг/Е п - отношение модулей упругости цементогрунтового и асфальтобетонного слоев;
m=hцг/h n-отношение толщины слоев цементогрунта и асфальтового бетона.
Показатель трещиностойкости асфальтобетона:
r p К = _______________________ , (2) mЧtaцгЧЕ цг
гдеr p- прочность асфальтобетона на растяжение; t- расчетный интервал падения температуры; aцг-коэффициент температурного расширения цементогрунта. Коэффициент сцепления асфальтобетонного покрытия и цементогрунтового основания:
3nm (1+ m 2 ) К сц = 1 +nm3+ _______________________ . (3) nm+ 1
Анализ зависимостей (1, 2, 3) показывает, что данная методика не учитывает реологических свойств асфальтобетона и динамики температурных полей в дорожной одежде. Между тем для трещиностойкости асфальтобетонного покрытия наиболее значимы как температурные деформации самого асфальтобетона при его охлаждении, так и деформации растяжения в условиях несвободного сжатия из-за разницы коэффициентов температурного расширения материалов основания и покрытия Появление трещин обусловлено либо исчерпанием резерва деформативной способности асфальтобетона, либо превышением предела его прочности на растяжение фактическими напряжениями от несвободного сжатия. Тот или иной механизм образования трещины определяется соотношением скорости деформации асфальтобетона и скорости релаксации напряжений. Исследования в этом направле-нии показывают, что для традиционных материалов и конструкций трещины неизбежны на покрытиях толщиной менее 10 см. Тонкослойные асфальтобетонные покрытия работают в сложных условиях, и обеспечить их трещиностойкость и долговечность можно только комплексными приемами: повышением деформативной способности самого асфальтобетона и рядом конструктивных мероприятий: размещением между основанием и покрытием специальной мембранной прослойки, армированием асфальтобетона, нарезкой швов сжатия в цементогрунте. Перспективным является способ, по которому перед укладкой покрытия в цементогрунте выполняют надрезы, на которые затем наносят полосы мастики, а расстояние между надрезамиiшвыбирается из условия, чтобы в слое асфальтобетона на глубине 2/3hпокрна длинеdшпривотносительное удлинение не превышало деформативной способности асфальтобетона (рис. 1):
т=т р d n + 2/Зhпокр(1 -saаб(t i - t i + 1)/eкр(t i + t i + 1) т =0 2 iш= _____________________________________________________ , (4) т = т р saцг(t i-t i+ 1) /eкр(t i+t i+ 1) т =0 2
гдеt i, t i+1 - расчетная среднеинтегральная по толщине минимальная температура, °С; aаб,aцг-коэффициенты температурного расширения асфальтобетона и цементогрунта соответственно для середины расчетного температурного интервала; eкр- предельное относительное удлинение асфальтобетона при растяжении при скорости деформирования, соответствующей скорости охлаждения покрытия, в соответствующем температурном интервале. Из (4) следует, что наибольшее влияние на трещинообразование оказываютaцгиeкр. Очевидно, для строительства дорожных одежд с цементогрунтовыми основаниями и тонкослойными асфальтобетонными покрытиями следует применять цементогрунты с минимальными коэффициентами температурного расширения и асфальтобетоны с максимально возможными деформативными свойствами. Последнее может решаться использованием менее вязких битумов, модификацией асфальтобетонов полимерными добавками и пр. Вопрос зависимостиaцгот вида грунта, влажности, расхода цемента изучен слабо. Также недостаточна информация о поведении асфальтобетонов при малых скоростях деформирования. Исследования в данном направлении позволят в перспективе конструировать высокоэкономичные, прочные и долговечные дорожные одежды, обеспечивающие минимальные нагрузки на экосистемы придорожных полос.
Рис. Конструкция трещиностойкой дорожной одежды 1 - сквозная трещина 2 - полоса эластичного материала (мастики)
|
||
Преимущества перед известными аналогами Применение ряда конструктивных решений, обеспечивающих трещиностойкость и долговечность асфальтобетонных покрытий, учитывающих динамику температурных полей в дорожной одежде |
||
Стадия освоения Внедрено в производство |
||
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
||
Технико-экономический эффект Увеличение срока службы дорожного покрытия в 1,4 раза |
||
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
||
Дата поступления материала 20.03.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)