Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-037-02 |
Наименование проекта Экономика уличной сети в природно - социальной системе города |
Назначение Повышение эффективности коммунального хозяйства, благоустройство городских уличных сетей |
Рекомендуемая область применения Градостроительство, коммунальное хозяйство |
Описание Результат выполнения НИР. Теория устройства, развития и содержания города - важнейшая комплексная научно - техническая проблема. Производной от нее можно считать экономическую теорию инвестиций в городскую организацию социальной жизни. Представительным элементом города является улица и ее элементы низшего порядка: газон, тротуар, проезжая часть. Эти искусственные продукты производятся подрядными дорожными и общестроительными, ремонтно-строительными предприятиями, коммунальными предприятиями «зеленого хозяйства». Названные элементы и субъекты, инвестиции в городскую уличную сеть приняты в качестве объектов научных исследований экономики уличной сети в природно - социальной системе города. В качестве методов исследований приняты: наблюдение, обследование, моделирование физическое и экономико-математическое, натурный эксперимент, многофакторный, математический анализ, метод экспертных оценок. В 1996 -1998 гг. проводились исследования физических явлений эрозии газонов дорожной уличной сети г. Брянска, явлений образования загрязнений на проезжей части городских дорог, т. е. явлений, возникающих в процессе эксплуатации дорог. Эксплуатационные дорожные службы проводят систематическую уборку загрязнений, что экономически обеспечивается соответствующим финансированием, в настоящее время бюджетным. Установлено, что в среднем за год в городе проходит 4 -7 затяжных (до суток) дождя с ливневыми периодами (1-2 весной, 2 -3 летом, 1-2 осенью). После каждого такого дождя вдоль бордюрного камня по лотку, образованному бордюрным камнем и краем дорожной одежды проезжей части, образуется слой грунтового наноса полосами шириной от 0,5 м до 1 м средней толщиной 15-20 мм, а в местах, прилегающих к боковым проездам на главную улицу. - шириной 0,5 м средней толщиной 60 - 90 мм. Обработкой данных исследования наносов установлено, что их средний объем составляет 0,007 м 3 на 1 пог. м края проезжей части, т.е. 7 м 3 на 1 км. Уборка наносов производится по следующей технологии: подметальной машиной сгоняют наносы к бордюру, а затем вручную окучивают с формированием вдоль бордюра куч грунтовых наносов со средним шагом между кучами 6 м, в дальнейшем звено из 2-х рабочих вручную производит отгрузку наносов в бортовую автомашину (класса ГАЗ-53 или самосвал ЗИЛ-130).Только при выполнении последней операции звеном при использовании автомобиля в течение одной 8-часовой рабочей смены убирается одна сторона проезжей части длиной всего 1000 м. Наносы в дальнейшем вывозятся на пустыри или в загородную зону (причем использование автомобилей с бортовой платформой в местах отвалов требует ручной разгрузки). Данная технология подразумевает наличие соответствующих, так называемых, прямых. финансовых расходов, полные же сметные, соответственно, как минимум на четверть превышают прямые. Исследование источников дорожных наносов позволило установить, что основными источниками являются: уличные газоны, прилегающие территории с открытой грунтовой поверхностью, автотранспорт, несущий грязь на ходовом оборудовании, зимнее пескование дорог. В летний период это - газоны, а зимой -искусственное пескование. С целью организации исследований проблемы инвестиций в уличную дорожную сеть принято решение о разработке двух моделей оценки газонов: 1-я - натуральная, вскрывающая интенсивность закономерности эрозии ее почвенного слоя, 2-я - стоимостная, определяющая денежные затраты на 1 м 2 газона в год, с учетом затрат на устройство, эксплуатацию, ремонт и рекультивацию. Снос с газонов почвенного слоя на проезжую часть дороги приводит к обеднению газонов, необходимости их периодического восстановления с дополнительными соответствующими финансовыми затратами. В качестве основных факторов, приводящих к эрозии газона, установлены следующие: 1.Положение поверхности газона «выше» или «вровень» с поверхностью прилегающей проезжей части. 2.Расположение газона непосредственно смежно с проезжей частью при наличии или отсутствии бордюрного камня (часто вровень с поверхностью газона). 3.Отсутствие плотных соединений между бордюрными камнями. 4.Воздействие струй воды поливочных машин. 5.Подсыпка грунта на газоны выше бордюра. 6.Ремонт дорожной одежды наращиванием ее слоя. 7.Наличие пешеходных троп по газонам. 8.Малая связность грунта газона. 9.Сезонная перекопка газона без засева трав. 10.Отсутствие ливневой канализации с образованием по проезжей части луж, от которых создаются водные ударные воздействия на газон под действием идущего по дороге автотранспорта. 11.Ветровая эрозия и отсутствие защитных кустарниковых полос. 12.Наличие боковых выездов по линиям бордюров с прилегающих территорий. 13.Осенняя уборка листвы с газонов с вычесом травы и грунта к бордюру. Для устранения и снижения влияния указанных факторов предложены следующие технические решения: грунт газона должен быть горизонтально выровнен и в поперечном профиле улицы расположен на 15 -20 см ниже уровня проезжей части дороги; газон и дорога разделены защитной тротуарной отмосткой. имеющей поперечный уклон не менее 0,05 в сторону дороги. Отмостка и газон разделены барьером из бордюрных камней, стыкуемых замковым соединением, причем барьер возвышается над отмосткой не менее, чем на 15 см. Отмостка с полотном проезжей части также разделены замковым бордюром, который своей верхней гранью находится на уровне поверхности отмостки и не препятствует сливу влаги с отмостки на проезжую часть. Этот узел также наилучшим образом соответствует требованиям механизированной уборки проезжей части. Под газоном необходима система дренажа - либо закрытого трубчатого, либо в виде траншей с крупнозернистой засыпкой, либо в виде глубоких вертикальных дрен. В местах, где не может быть выполнена защитная тротуарная отмостка. между газоном и проезжей частью следует устраивать высокий бордюрный барьер (высотой не менее 0,4 м над уровнем проезжей части и газона), собираемый также посредством замкового соединения. Все это позволит улучшить экологическую обстановку города, снизить финансовые влияния в коммунальную службу города, повысить ее эффективность. |
Преимущества перед известными аналогами Экономичные инженерные решения газонно - тротуарной части улиц |
Стадия освоения Опробовано в условиях опытной эксплуатации |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Годовой экономический эффект составляет 1,3 тыс. руб. на 1 км дороги |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 20.02.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)