Заявку на получение дополнительной информации по этому проекту можно заполнить здесь.
Номер 08-034-02 |
Наименование проекта Ресурсосберегающая технология проектирования оптимальных несущих конструкций транспортных машин |
Назначение Повышение эффективности проектирования и эксплуатации подвижного состава железных дорог |
Рекомендуемая область применения Подвижной состав железных дорог; машины и механизмы транспортного строительства; строительные дорожные и подъемно-транспортные машины; металлические сооружения каркасного, рамного и ферменного типов и т.п. |
Описание Результат выполнения НИР Разработана ресурсосберегающая технология проектирования оптимальных несущих систем, предусматривающая комплексное решение важной народнохозяйственной проблемы: создание таких несущих конструкций транспортных машин, которые обеспечат экономический эффект с учетом противоречивых требований на стадиях проектирования и изготовления с одной стороны, и эксплуатации и ремонта с другой. Разработка основана на теоретических и практических результатах и является продолжением исследований по оптимальному проектированию кузовов железнодорожных вагонов. Задача оптимального проектирования несущей конструкции кузова вагона в математическом виде выражается аддитивным функционалом j=f(jм+jи+jэ+j p)-- >min(1) и имеет смысл минимума суммы приведенных затрат на конструкционные материалы (jм), изготовление кузова (jи),эксплуатацию (jэ)и ремонт в течение заданного срока службы (j p) при ограничениях по прочности, жесткости, устойчивости, усталостной долговечности, живучести, частоте изгибных колебаний, конструктивных, геометрических, технологических и эксплуатационных. Параметрами проектирования являются: количество, координаты размещения в пространстве и линейные размеры несущих элементов, форма и параметры сечений стержневых элементов и обшивки, способы технологической упрочняющей обработки. Для оптимизации использованы методы нелинейного программирования, на основе которых разработаны алгоритмы покоординатного и градиентного поиска, реализованные в рамках принципа гибких стратегий отыскания оптимального варианта конструкции. Оптимизируемыми являются стержневые элементы (прокатные, сварные, гнутые, комбинированные) и несущая гофрированная обшивка кузова. В процессе жизненного цикла вагона структура суммарных затрат на создание, эксплуатацию и ремонт его кузова изменяется. В начальный момент готовности кузова вагона к эксплуатации (сразу после его изготовления) в структуре затрат присутствуют лишь два компонента функционала (1): затраты на конструкционные материалы и изготовление. Два других компонента равны нулю и будут увеличиваться в процессе эксплуатации. На стадии проектирования для корректной оценки компонентов оптимизируемого функционала, изменяющихся с течением времени, необходимо учитывать нестационарность экономических условий, выражающуюся в инфляции и росте цеп на эксплуатацию и ремонтные работы на предстоящих этапах жизненного цикла вагона. Поскольку рост цен на будущие периоды времени прогнозируется с определенной степенью вероятности, оценка затрат на эксплуатацию и ремонт кузова в течение заданного срока службы имеет прогнозный, вероятностный характер. Для расчета прогнозных индексов-дефляторов цен применяется методика, предложенная Министерством экономики Российской Федерации. В процессе оптимизации учитываются индексы-дефляторы цен на конструкционные материалы и изготовление кузова; на стоимость других узлов и оборудования вагона; на обслуживание кузова в течение рассматриваемого промежутка времени; на транспортировку тары кузова; на ремонтные работы, прогнозируемые к времени начала очередного ремонта; на аренду подвижного состава в течение рассматриваемого промежутка времени. В процессе исследований разработана и реализована методика структурной оптимизации несущей конструкции, позволяющая определять целесообразное количество подкрепляющих элементов, их оптимальное размещение в структурной схеме, а также оптимальную форму компонентов несущего кузова. Технология позволяет реализовать один из возможных подходов к определению срока окупаемости вагона и оптимального срока службы, после которого его эксплуатация становится невыгодной из-за затрат на ремонт. Предусмотрена возможность определения оптимальных межремонтных сроков для различных типов кузовов вагонов. Разработанная технология оптимального проектирования реализована в программных средствах автоматизированной системы, зарегистрированной в Государственном фонде алгоритмов и программ России. Результаты выполненных оптимизационных расчетов подтверждают эффективность разработанной технологии, позволяющей снижать затраты и повышать качество проектируемых вагонных конструкций. Ряд компонентов технологии оптимального проектирования несущих конструкций внедрен на отечественных предприятиях вагоностроения и путевого машиностроения. |
Преимущества перед известными аналогами Возможность проектирования конструкций транспортных машин с учетом меняющихся экономических условий, не снижая качества изделий, но уменьшая затраты на их изготовление, эксплуатацию и ремонт |
Стадия освоения Внедрено в производство |
Результаты испытаний Технология обеспечивает получение стабильных результатов |
Технико-экономический эффект Годовой экономический эффект составляет 0,32 млн. руб. |
Возможность передачи за рубеж Возможна передача за рубеж |
Дата поступления материала 14.02.2002 |
У павильонов Уральской выставки «ИННОВАЦИИ 2010» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Мероприятия на выставке "Инновации и инвестиции - 2008" (Югра, 2008 г.)
Открытие выставки "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)
Демонстрация разработок на выставке "Малый бизнес. Инновации. Инвестиции" (г. Магнитогорск, 2007 г.)